консультация для родителей " Игра в жизни дошкольника"
консультация (средняя группа) на тему
Очень часто родители спрашивают:" Как отвлечь ребенка от компьютера или другого гаджета?". " Как увлечь его какой- нибудь интересной игрой". Эта публикация позволит ответить на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_doshkolnika.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в жизни дошкольника
Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современная семья недооценивает значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно. Давайте рассмотрим, что такое игра для ребенка и для чего она нужна?
Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за переделы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. Что привлекает ребенка в игре? Сам процесс действия, но действие в игре – особое, ненастоящее.
Уже к трем годам дети начинают познавать различные игры и не игры. К 4-5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формируется ими: «Это же понарошку», «Давай, как будто я ехал» и т.д.
Эти «понарошку», «как будто», то есть действия в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть – добрым мальчиком, красивой принцессой, путешественником, в игре ребенок там, где ему хочется быть,- на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожары. И что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с ускорением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всякими дорожными происшествиями, строить гаражи для машин, ангары для самолетов, корабли, целые города.
Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности.
Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и, прежде всего, желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются).
Детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка. В игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению.
Игра важна для развития личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникает их чувствами и целями сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих «социальных» эмоций, начало нравственности.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывает их с другими детьми.
В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакт с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками.
Игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Речь,
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее подходит к ее усвоению.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Как развивать?
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Упражнения для развития речи дошкольника:
- Упражнение "Беседа по картинке"
- »Большой – маленький»
- Пение колыбельных песенок.
- Отгадай загадку.
- Поговорки, чистоговорки..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»
«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир реб...
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Консультация для педагогов «Игра в жизни дошкольника»
Консультация для педагогов «Игра в жизни дошкольника» Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Детская игра - ...
Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"
Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"...
Консультация для родителей "Игра в жизни дошкольника"
Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в...
Консультация для Воспитателей: "Игра в жизни дошкольника"
Игра–бесконечно богатый образовательный ресурс. Им2енно обучающие игры сейчас в центре внимания специалистов, разрабатывающих концепции оптимального обучения дошкольников....
Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка дошкольника"
Консультация для родителей "Консультация в жизни ребенка дошкольника"...