Гендерное воспитание в системе современного дошкольного образования (опыт работы)
методическая разработка на тему
Гендерное воспитание и его актуальное отражение в ФГОС современного дошколного образования. Представлен опыт работы с мальчиками и девочками, перечень игр, напрввленных на решение задач по гендерному воспитанию в условиях детского сада. Тематика и проведение ряда семинаров-практикумов для педагогов по данной теме. Анкетирование сотрудников по данной проблеме, результаты и выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_v_sisteme_sovremennogo_doshkolnogo_obrazovaniya_opyt_raboty.doc | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание в системе
современного дошкольного образования.
Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность (из опыта работы цикл семинаров - практикумов для педагогов)
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на это, всех нас можно разделить на две большие группы: мужчины и женщины.
Различаемся мы: генетически, анатомически, физиологически.
Мы по-разному ведем себя в социуме. Мы такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна.
Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагались набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу необходимо, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным и близким. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков с учетом психологических особенностей, но одинаково способных к самореализации.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прейти на помощь.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существование ряда проблем:
1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек
2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности
3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи
4.Педагогика по- прежнему остается «бесполой»
5. В педагогике работают в основном женщины
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывают гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.
Сегодня гендерное воспитание является частью образовательной области «Социализация» и отражено в ФГОС к образованию
Половое воспитание - воспитание, основанное на знании физиологических особенностей организма.
Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине и включает в себя:
-ознакомление ребенка с основами половой жизни
-призвано прививать ребенку гигиенические навыки
-знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
После многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (пол), пол как продукт культуры.
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибкими и уметь использовать разные возможности поведения.
Многочисленными исследованиями социологов, педагогов, психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Следовательно, основная задача воспитателей формирование андрогенной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. В результате формируется: самоуважение
высокая самооценка
способность быть настойчивым
мотивация к достижениям
эффективное исполнение родительской роли
внутреннее ощущение благополучия
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей (начиная с 3-4 лет) осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у воспитателя должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.
Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им Организационными
Психолого-педагогическими
Дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности мальчиков и девочек мы уделяем особое внимание на следующее:
-На привлекательность игрового материала ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения
-На достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери
-На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для -
«игр -путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения
-Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия: «Я-мама, Я-папа»
В старших и подготовительных группах детям были предложены небольшие задания (автор Градусова Л.В. доцент кафедры дошкольной педагогики МаГУ).
Две большие карточки с изображением мужчины и женщины (папы и мамы) и несколько карточек с изображенными предметами (диван, газета, телевизор, гвозди, дрель, продуктовая сумка, молоток, нитки, мясорубка, иголки, меч, шкатулка). Детям было дано задание разложить предметы для папы и мамы. Все предметы хозяйственного обихода дети "отдали" маме, а предметы отдыха папе (телевизор, газету, диван).
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей.
При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с мальчиками и девочками. Роль родителей также очень важна в процессе гендерного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.
В сентябре месяце 2011 года в нашем учреждении по методике кандидата психологических наук Марины Александровны Панфиловой было проведено диагностическое исследование. Целью которого было - исследование принятия гендера, определение гендерных установок и отношения к гендерному воспитанию педагогов учреждения.
100% респондентов педагогов учреждения считают, что воспитывать мальчиков и девочек в Д/С необходимо по-разному
95% респондентов педагогов учреждения нуждаются в дополнительных знаниях для осуществления гендерного воспитания, которое является частью образовательной области "Социализации"
85% респондентов педагогов учреждения выбрало форму Семинара- практикума для повышения уровня профессионального образования и получения дополнительных знаний по проблеме гендерного воспитания дошкольников.
Таким образом, проанализировав научные источники, литературу поданной проблеме, нами был сделан вывод: содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. Что по мнению исследователей Т.В.Бендаса, Марутян Н.В., Плисенко, Т.А. Репина - приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. В дошкольных образовательных учреждениях существует разобщенность между мальчиками и девочками. В возрасте от 3-х до 7-ми лет отмечается 91% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 9% с детьми противоположного пола. Поэтому перед педагогами сегодня встает трудная задача поиска путей, которые способствовали бы дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
С учетом выше изложенного, в нашем учреждении для педагогов был запланирован и проведен
Цикл семинаров-практикумов по проблеме гендерное воспитание дошкольников
Задачи:
1.Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения
2. Предложить педагогам практический материал, способствующий гендерному воспитанию дошкольников.
3.Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания дошкольников
4. Познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интересу педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку
5.Вооружить педагогов практическими разработками и письменными рекомендациями педагога-психолога по данной проблеме (н-р: ведения дневника-наблюдения за гендерным воспитанием детей в группе, планирования работы с родителями с учетом возраста детей)
Методы:
-консультирование
-дискуссия
-использование ИКТ
-проблемные ситуации
-блиц-опрос
-мозговой штурм
-распечатка практического материала
-анкетирование (рефлексия)
-обмен идеями, мыслями по данной проблеме (рефлексия)
-разработка конспектов и участие в открытых просмотрах образовательной деятельности по теме гендерное воспитание дошкольников
Семинары-практикумы предполагали теоретическую часть и практическую, а также проведение непосредственно образовательной деятельности педагогами на своих возрастных группах.
На семинарах были освещены следующие вопросы:
-Гендерное воспитание в Д/С и его актуальность в соответствии современных требований ФГОС
-Мальчики и девочки. Психологические отличия.
-Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для мальчиков и девочек.
-Современные требования по созданию игровых уголков для мальчиков и девочек.
-Планирование работы по гендерному воспитанию в соответствии с возрастом.
-Отличие гендерного воспитания и полового воспитания.
-Участники гендерного воспитания и их роль.
-Какими принципами должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания
-Роль воспитателя и педагога в процессе формирования гендерной идентичности
-Приемы педагогического воздействия при осуществлении решения задач
гендерного воспитания
-Планирование работы с семьей по вопросам гендерного воспитания, роль семьи в решении данных задач
-История раздельного обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Проведены и использованы следующие формы практических заданий для педагогов:
-Деловая игра.
Участникам семинара-практикума раздавались листы ватмана и предлагалось стать дизайнерами построения уголков для мальчиков и девочек.
-Составить план-конспект образовательной деятельности по половому признаку для мальчиков и девочек.
-Конкурс по группам
Выстраивание модели образовательного пространства с учетом гендерного воспитания (стаканчики для полоскания рта для мальчиков и девочек разного цвета, полотенца для мальчиков и девочек,украшения на кроватках для мальчиков и девочек, мешки для физкультурной формы различного цвета для мальчиков и девочек)
Оборудование предметно - пространственной развивающей среды в групповом помещении (в группах были созданы центры: для мальчиков и девочек
Центр "Будем говорить правильно"
Центр "Наша библиотека "
Центр "Наша лаборатория"
Центр "Мы играем"
Музыкальный центр, Физкультурный центр
Центр "Играем в театр"
Центр "Учимся строить"
-_Мозговой штурм
-Решение педагогических задач по проблеме
-Решение психологических задач по проблеме
- Педагогическая копилка
-Создание банка игр, игровых ситуаций, упражнений по данной теме
-Творческое задание
-Придумать сказку на тему "Я будущая мама", "Я будущий папа"
-Отгадывания кроссвордов для мальчиков, для девочек
-Проведение совместных праздников для пап и мальчиков с поздравлениями от девочек, для мам и девочек с поздравлениями от мальчиков
-Спортивные соревнования между командами с участием мальчиков и девочек
-Разработаны конспекты и проведены открытые мероприятия по проблеме гендерного воспитания:
-В старшей группе совместная деятельность педагога с детьми по теме: "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой", по теме: "Радуга поведения", «Доброта».
-В подготовительной группе совместная деятельность педагога с детьми по теме: "Путешествие в страну мальчиков и девочек", по теме: "Семья глазами детей", «Посиделки» и т.д.
По результатам проведенных семинаров-практикумов подвели итог через анкетирование:
100% участников семинаров взяли на заметку практический опыт по гендерному воспитанию;
90% участников узнали много нового теоретического материала по проблеме;
85% участников решили в своих группах создать условия для воспитания мальчиков и девочек в соответствии с ФГОС к ООП ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...
«Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» Опыт работы структурного подразделения детского сада «Теремок» ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
Опыт работы структурного подразделения детского сада "Теремок" ГБОУ СОШ с.Девлезеркино...
«Создание в ДОУ оптимальных условий для организации самостоятельной деятельности детей с учетом ФГОС дошкольного образования»Опыт работы
Содержание Введение ...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»
В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....
Нравственно-патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования . Мастер-класс:"Ангел надежды"
Ангел -это самый светлый ,чистый персонаж,передаваемый всё тепло и добрату своего сердца юдям.Ангелы оберегают наш покой и душу....
Улучшение детско-родительских отношений в системе современного дошкольного образования
Гармоничное формирование детско-родительских отношений является важнейшим фактором формирования личности ребенка. В статье рассматриваются проблемы формирования детско-родительских отношений и возможн...