программа кружка по дух-нравственному воспитанию
рабочая программа (младшая группа) на тему

Селивестрова Наталья Владимировна

Разработанно для детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_duh-nravstv.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Кружка по духовно-нравственному воспитанию

«Росинка»

                                     Воспитатель ДВГ «Радуга»МКОУ «СОШ№8»                                                                                                         Селивестрова Наталья Владимировна.

Пояснительная записка

Актуальность программы «Росинка» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Однако, данная программа не ставит своей задачей введение ребенка раннего возраста в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Её цель - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.

Содержание программы:

Программа разработана для детей 3-4 лет (младшая группа), обучающихся и воспитывающихся в ДВГ "Радуга» при МКОУ "СОШ №8" для детей младшего возраста.

Срок реализации программы - год (с сентября 2015 по август 2016г)

Программа рассчитана на 39 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май), по 1 занятию в месяц (июнь-август).

Форма занятия - подгрупповая.

Продолжительность занятия: 12-15 минут.

Общая характеристика программы:

Данная программа составлена на основании авторской программы Бородиной А.Н. «Культура и творчество в детском саду».

Формы занятий: беседа, игра, проведение праздников.

Виды деятельности на занятиях:

  • слушание рассказа воспитателя,
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • диалог;
  • слушание классической и духовной музыки;
  • продуктивная деятельность (лепка, рисование);
  • чтение воспитателем художественной литературы;
  • сочинение сказок и рассказов;
  • игры на темы нравственного выбора.

Целеполагание

Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

Задачи:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
  • формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
  • создание условий творческого развития;
  • воспитание любви к Родине, семье.

Одним из ведущих принципов программы является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.

Методы обучения:

  1. Игровой:
  • Дидактические игры (например, «Семья», «Раздай инструменты»)
  • Подвижные игры (например, «Хоровод», «Шофёры»)
  • Словесные игры (например, «Покажи и назови знакомые профессии», «Хорошо - плохо»)
  • Сюжетно-ролевые игры (например, «Семья», «Парикмахерская», «Больница»)
  1. Наглядный:
  • Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).
  • Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.
  1. Словесный:
  • Диалог (например, о труде взрослых: какие профессии знает ребёнок, какой инструмент нужен для каждой профессии и т.д.).
  • Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг)        
  • Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время.
  • Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора
  1. Практический:
  • Моделирование: в первую очередь, это работа с моделями города, улицы; составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т.д., а также составление картинок из паззлов.

 Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка - с использованием природного материала.

Предметно-пространственная среда:

С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы:

  • уголок «Читай-ка» (детские книги)
  • уголок для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская».
  • спортивный уголок
  • патриотический уголок
  • уголок народного творчества

В группе создан мини-музей «Чудо-дерево».

Ожидаемые результаты:

Дети должны получить элементарные знания:

  • о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)
  • о родном городе, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)
  • о народной игрушке: дымковской, богородской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей

У детей должны быть сформированы:

  • опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.
  • навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом
  • элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице
  • элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

У детей должны быть воспитаны:

  • отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  • внимательное отношение к родителям, близким людям
  • положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Календарно-тематическое планирование

Дата

проведения

Тема мероприятия

Цели

Форма проведения

Сентябрь

1

неделя

«Наши воспитатели»

Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра

2

неделя

«Водичка, водичка…»

Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.)

Чтение художественной литературы, игры с водой

3

неделя

«Мы пришли в детский сад»

Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение)

Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций

4

неделя

«Родной город»

Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь.

Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест

Октябрь

1

неделя

«Детки взяли погремушки»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - погремушка

Танцевальная песня

2

неделя

«Кукла Ваня в гостях у ребят»

Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями

Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной

3

неделя

«Добрый доктор Айболит»

Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

4

неделя

«Народная игрушка»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей

Ноябрь

1

неделя

«Мы пришли в больницу»

Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций

2

неделя

«Бубенцы»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - бубенцами

Музыкально-ритмические движения

3

неделя

«Моя семья»

Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству

Рассматривание семейных фотографий, беседа

4

неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме

Чтение стихотворений, изготовление подарков маме

Декабрь

1

неделя

«Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме)

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе

Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет»

2

неделя

«Любимые игрушки»

Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места

Презентация любимой игрушки

3

неделя

«Важные профессии»

Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?»

4

неделя

«Колокольчик»

Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик

Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик»

Январь

1

неделя

«Рождественс-кая ёлка»

Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона

2

неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками»

Разгадывание загадок, беседа

3

неделя

«Урок вежливости»

Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу

Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?»

4

неделя

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с дымковской народной игрушкой

Аппликация «Узоры на платье»

Февраль

1

неделя

«Знакомые профессии»

Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

2

неделя

«Москва – сердце России»

Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля

Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве

3

неделя

«Гуси-гуси»

Знакомить детей с народными подвижными играми

Народная подвижная игра

4

неделя

«Масленица»

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хороводы, народные игры, чаепитие

Март

1

неделя

«Мама - главное слово в каждой судьбе»

Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них

Прослушивание песен о маме, изготовление подарка

2

неделя

«Мы веселые матрешки»

Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой

Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок

3

неделя

«Урок этикета»

Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой)

Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо»

4

неделя

«Мы с ним поем и пляшем»

Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Заучивание песни в подарок музыкальному работнику

Апрель

1

неделя

«Ложки»

Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом

Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения

2

неделя

Кукольный спектакль «Золотое яичко»

Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение.

Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц»

3

неделя

«Доброе слово»

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых

Беседа, инсценировка ситуаций

4

неделя

«Петушок с семьей»

Познакомить детей с народной богородской игрушкой

Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка»

Май

1

неделя

«Они нам подарили жизнь»

Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины

Изготовление подарков ветеранам

2

неделя

«Внимание - улица!»

Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора

Дидактическая игра «Подскажи Мишке»

3

неделя

«Стану

самостоятель-ным»

Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых

Дидактическая игра «Что не так?»

4

неделя

«Белая берёзка»

(Праздник Троицы)

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хоровод,

лепка «Березка»

Июнь

1

неделя

«День защиты детей»

Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей.

Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы

Июль

2

неделя

«День семьи»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья»

Август

3

неделя

«Любимые сказки»

Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Викторина «Путешествие по сказкам»

Литература:

Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: МОФ «ОПК», 2013.

Литература, рекомендованная для чтения детям:

  1. Русские народные сказки
  2. Русские народные потешки
  3. Барто А. Цикл «Игрушки»
  4. Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
  5. Правила поведения для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

бу материалда икенче кечкенэлэр торкемендэ алып барыла торган эдэп эхлак программасынын перспектив планы бирелэ...

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"

Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...

Рабочая программа кружка «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Рабочая   программа кружка «Родничок»по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей подготовительной группы...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет "Родничок"

Программа по ознакомлению с родным краем для детей 5-6 лет....