программа кружка по дух-нравственному воспитанию
рабочая программа (младшая группа) на тему
Разработанно для детей второй младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_duh-nravstv.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Кружка по духовно-нравственному воспитанию
«Росинка»
Воспитатель ДВГ «Радуга»МКОУ «СОШ№8» Селивестрова Наталья Владимировна.
Пояснительная записка
Актуальность программы «Росинка» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Однако, данная программа не ставит своей задачей введение ребенка раннего возраста в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Её цель - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.
В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.
Содержание программы:
Программа разработана для детей 3-4 лет (младшая группа), обучающихся и воспитывающихся в ДВГ "Радуга» при МКОУ "СОШ №8" для детей младшего возраста.
Срок реализации программы - год (с сентября 2015 по август 2016г)
Программа рассчитана на 39 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май), по 1 занятию в месяц (июнь-август).
Форма занятия - подгрупповая.
Продолжительность занятия: 12-15 минут.
Общая характеристика программы:
Данная программа составлена на основании авторской программы Бородиной А.Н. «Культура и творчество в детском саду».
Формы занятий: беседа, игра, проведение праздников.
Виды деятельности на занятиях:
- слушание рассказа воспитателя,
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- диалог;
- слушание классической и духовной музыки;
- продуктивная деятельность (лепка, рисование);
- чтение воспитателем художественной литературы;
- сочинение сказок и рассказов;
- игры на темы нравственного выбора.
Целеполагание
Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
Задачи:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье.
Одним из ведущих принципов программы является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.
Методы обучения:
- Игровой:
- Дидактические игры (например, «Семья», «Раздай инструменты»)
- Подвижные игры (например, «Хоровод», «Шофёры»)
- Словесные игры (например, «Покажи и назови знакомые профессии», «Хорошо - плохо»)
- Сюжетно-ролевые игры (например, «Семья», «Парикмахерская», «Больница»)
- Наглядный:
- Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).
- Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.
- Словесный:
- Диалог (например, о труде взрослых: какие профессии знает ребёнок, какой инструмент нужен для каждой профессии и т.д.).
- Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг)
- Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время.
- Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора
- Практический:
- Моделирование: в первую очередь, это работа с моделями города, улицы; составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т.д., а также составление картинок из паззлов.
• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка - с использованием природного материала.
Предметно-пространственная среда:
С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы:
- уголок «Читай-ка» (детские книги)
- уголок для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская».
- спортивный уголок
- патриотический уголок
- уголок народного творчества
В группе создан мини-музей «Чудо-дерево».
Ожидаемые результаты:
Дети должны получить элементарные знания:
- о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)
- о родном городе, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)
- о народной игрушке: дымковской, богородской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей
У детей должны быть сформированы:
- опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.
- навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом
- элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице
- элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
У детей должны быть воспитаны:
- отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
- внимательное отношение к родителям, близким людям
- положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема мероприятия | Цели | Форма проведения | ||
Сентябрь | 1 неделя | «Наши воспитатели» | Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра | |
2 неделя | «Водичка, водичка…» | Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.) | Чтение художественной литературы, игры с водой | ||
3 неделя | «Мы пришли в детский сад» | Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение) | Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций | ||
4 неделя | «Родной город» | Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь. | Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест | ||
Октябрь | 1 неделя | «Детки взяли погремушки» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - погремушка | Танцевальная песня | |
2 неделя | «Кукла Ваня в гостях у ребят» | Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями | Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной | ||
3 неделя | «Добрый доктор Айболит» | Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» | ||
4 неделя | «Народная игрушка» | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества. | Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Мы пришли в больницу» | Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций | |
2 неделя | «Бубенцы» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - бубенцами | Музыкально-ритмические движения | ||
3 неделя | «Моя семья» | Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству | Рассматривание семейных фотографий, беседа | ||
4 неделя | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме | Чтение стихотворений, изготовление подарков маме | ||
Декабрь | 1 неделя | «Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме) | Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе | Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет» | |
2 неделя | «Любимые игрушки» | Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места | Презентация любимой игрушки | ||
3 неделя | «Важные профессии» | Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?» | ||
4 неделя | «Колокольчик» | Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик | Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик» | ||
Январь | 1 неделя | «Рождественс-кая ёлка» | Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона | |
2 неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками» | Разгадывание загадок, беседа | ||
3 неделя | «Урок вежливости» | Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу | Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?» | ||
4 неделя | «Дымковская игрушка» | Познакомить детей с дымковской народной игрушкой | Аппликация «Узоры на платье» | ||
Февраль | 1 неделя | «Знакомые профессии» | Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду | Сюжетно-ролевая игра «Шофер» | |
2 неделя | «Москва – сердце России» | Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля | Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве | ||
3 неделя | «Гуси-гуси» | Знакомить детей с народными подвижными играми | Народная подвижная игра | ||
4 неделя | «Масленица» | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хороводы, народные игры, чаепитие | ||
Март | 1 неделя | «Мама - главное слово в каждой судьбе» | Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них | Прослушивание песен о маме, изготовление подарка | |
2 неделя | «Мы веселые матрешки» | Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой | Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок | ||
3 неделя | «Урок этикета» | Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой) | Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо» | ||
4 неделя | «Мы с ним поем и пляшем» | Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Заучивание песни в подарок музыкальному работнику | ||
Апрель | 1 неделя | «Ложки» | Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом | Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения | |
2 неделя | Кукольный спектакль «Золотое яичко» | Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение. | Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц» | ||
3 неделя | «Доброе слово» | Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых | Беседа, инсценировка ситуаций | ||
4 неделя | «Петушок с семьей» | Познакомить детей с народной богородской игрушкой | Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка» | ||
Май | 1 неделя | «Они нам подарили жизнь» | Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины | Изготовление подарков ветеранам | |
2 неделя | «Внимание - улица!» | Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора | Дидактическая игра «Подскажи Мишке» | ||
3 неделя | «Стану самостоятель-ным» | Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых | Дидактическая игра «Что не так?» | ||
4 неделя | «Белая берёзка» (Праздник Троицы) | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хоровод, лепка «Березка» | ||
Июнь | 1 неделя | «День защиты детей» | Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей. | Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы | |
Июль | 2 неделя | «День семьи» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. | Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья» | |
Август | 3 неделя | «Любимые сказки» | Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение. | Викторина «Путешествие по сказкам» |
Литература:
Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: МОФ «ОПК», 2013.
Литература, рекомендованная для чтения детям:
- Русские народные сказки
- Русские народные потешки
- Барто А. Цикл «Игрушки»
- Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
- Правила поведения для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию
бу материалда икенче кечкенэлэр торкемендэ алып барыла торган эдэп эхлак программасынын перспектив планы бирелэ...
Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»
Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"
Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...
Рабочая программа кружка «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
Рабочая программа кружка «Родничок»по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей подготовительной группы...
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет "Родничок"
Программа по ознакомлению с родным краем для детей 5-6 лет....