«Организация сюжетной игры в детском саду»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_syuzhetnoy_igry_v_detskom_sadu.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете воспитателя Карповой А.Н.. «Организация сюжетной игры в д/саду»

(автор: Н.Михайленко, Н.Короткова)

2013 – 2014 учебный год

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, его развитии и самостоятельной деятельности. Поэтому так важно, чтобы ребенок качественно овладел игровыми навыками. А как правильно обучать детей игровым навыкам? В пособии Н.Михайленко и Н.Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду» дается ответ на этот вопрос.

В данном пособии раскрывается общая стратегия и конкретная тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми на протяжении всего дошкольного возраста с 2-х до 7-ми лет. Дается целостная картина работы воспитателя- как играть с детьми в условиях реальной жизни группы, как изменять тактику игрового взаимодействия по мере взросления детей (I и II половина года),

В педагогике есть мнение, что детей надо учить играть. Но на занятиях игре не учат. А как сделать так, чтобы методист и заведующая детским садом убедились, что дети умеют играть? Воспитатель начинает проводить с детьми игру так же, как проводит занятие, т.е. руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивая их. Поэтому в группе всегда есть разученный набор сюжетных игр, а также игрушек и атрибутов к ним. Объявление воспитателя: «Сейчас мы будем играть в «Дочки-матери» или в «Больницу» достаточно того, чтобы дети включились в игру. Внешне все выглядит эффектно. Дети умеют играть.

На самом деле игра по установленному воспитателем плану теряет свою главную составляющую- внутреннее субъективное ощущение свободы. Это состояние очень важно для ребенка, оно развивает способность к воображению, к образному мышлению.

Сюжетная игра не требует реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все как будто «понарошку». Можно забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком: можно быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек и т.д. Ребенок может включаться в такие события, которые никогда с ним не случались или может проживать заново такие события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы.

Сюжетная игра расширяет практический мир дошкольника и обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт. Поэтому целью педагогических воздействий должна быть не коллективная игра по плану, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания игрового процесса, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях (3-5 чел.)

В пособии даны основные принципы обучения детей игровым умениям. Обучение игровым навыкам осуществляется поэтапно на каждом возрастном этапе дошкольников.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Причем выполняя в совместной игре роль не учителя, а партнера.

В этом случае дети сначала «открывают» и используют новый опыт в игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Ребенок до 3-х лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера- воспитателя, а затем переносит его в совместную игру с детьми.

Начиная с 3-5 лет можно вовлечь детей в совместную игру, которую развертывает воспитатель в виде цепочки ролевых диалогов, тем самым открывая для ребенка игровую роль, которую он потом использует в самостоятельной совместной игре со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель может вовлечь детей в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет дошкольникам освоить новый способ- творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста, поэтапно, то можно достаточно быстро сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

Второй принцип организации сюжетной игры в детском саду: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками.

Воспитатель должен подключиться к процессу игры и объяснить ребенку смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие. Например: «Я буду купать Мишку, это у меня мыло», «Давай у нас начался пожар», а также стимулировать к этим действиям ребенка («Ты чем Мишку кормишь?», «Ты кто, доктор?», «Куда плывет наш пароход?» и т.д.).

Сюжетная игра всегда камерная, поэтому она может развиваться лишь в небольших группах от 2-х до 5-ти человек.

Чтобы дети могли эффективно сотрудничать в игре необходимо соблюдать третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного действа необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому или сверстнику.

Такая, стратегия обеспечит самостоятельную игру детей. Но связать все эти принципы в единую систему может только сюжет игры, как со стороны тематики, так и со стороны его строения.

На этапе формирования игровых действий до 3-х лет воспитатель должен развертывать одноперсонажные сюжеты, как смысловую цепочку действий.

На этапе формирования ролевого поведения с 3-х до 5 лет опорой для воспитателя должен стать многоперсонажный сюжет, как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим и введение новых персонажей.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры (от 5 до 7 лет) воспитатель должен в совместной игре с детьми предлагать комбинирование различных событий, выстраивать новые событийные ряды.

Для того чтобы вовлечь детей в игру воспитатель должен сам научиться развертывать сюжет в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Здесь уместно вспомнить о конспектах, которые воспитатели используют для проведения сюжетной игры. Но конспект воспитатель должен написать для себя, как возможный проект собственных действий. Конспект не должен быть законом для детей. Тогда дети будут проявлять инициативу, самостоятельно моделировать ролевой диалог с партнером. И наконец, отпадет постоянный вопрос: «Во что играть с детьми?».

На всех этапах формирования ролевого поведения должна быть обеспечена соответствующая предметно-игровая среда. Необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы.

В данном пособии подробно описана организация сюжетной игры по возрастным группам, даны примеры и конспекты сюжетных игр.

Книга очень полезна и актуальна для воспитателей детских садов, вызывает большой интерес и востребованность, поэтому издается в третий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»      Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...

Методические рекомендации для воспитателей по организации сюжетной игры в детском саду.

Игра занимает весьма важное  место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду....

Проект Технология организация сюжетной игры в детском саду

проект Технология организация сюжетной игры в детском саду...

Консультация для родителей Тема: Организация сюжетной игры в детском саду

Разные темы консультаций в детском саду, помогают родителям узнавать больше информации для своего ребёнка....

Тема: Организация сюжетной игры в детском саду

laquo;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигаю...

Сообщение для воспитателей. Тема: "Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду".

Сообщение для воспитателей на педагогическом совете из опыта работы....