УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО В ДЕТСКОМ САДУ
статья на тему

Алексеенко Марина

Нравственное воспитание - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_statya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО   В ДЕТСКОМ САДУ

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и т.д. Умственное воспитание в программе строится на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей, обеспечивающей формирование у ребенка познавательного интереса и понимания целостной картины окружающего мира, норм поведения в природе и в обществе, умения соотносить свои интересы с потребностями окружающих.

Нравственное воспитание - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

Мы должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно пробрести позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений. Однако нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованная деятельность способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивает нравственные мотивы поведения, решая определенные воспитательные задачи. А они заключаются «в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою», - писал К.И. Чуковский.

Активное использование при ознакомлении с художественной литературой произведений из «Азбуки» Л.Н.Толстого способствует постижению разнообразных предметов и явлений, формированию у ребенка разума, с помощью которого происходит постижение многообразия и противоречивости мира природы, людей, собственной души, объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных решениях и поступках; нравственного чувства – врожденной и обогащенной опытом жизни способности человека, позволяющей различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности и воли, являющейся, по определению И.М.Сеченова, «деятельной стороной разума и морального чувства». Все это, как правило, интересные миниатюры, показывающие, чему стоит подражать, как нужно вести себя, содержащие одну простую, ясную мысль, которую ребенок усваивает тем быстрее, чем больше увлекает его сюжет. Это самые простые уроки нравственности такие, как «стыдно хитрить и лгать», «нехорошо быть злым и вредным» .

Известно, как серьезно относился Л.Н. Толстой к работе над маленькими рассказами для детей, как много работал над ними, переделывая по несколько раз текст, добиваясь решения труднейшей литературно-художественной задачи – написать рассказ в четыре строчки. Но самое главное в маленьких рассказах Л.Н.Толстого то, что их автора волнуют нравственная проблематика и вопросы воспитания. В этих рассказах заключены намеки, из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки.

Лев Николаевич Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни, в которых через иносказание ненавязчиво, деликатно преподносил любые назидания, сложную мораль. Рассказы по темам пословиц Л.Н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость и доброту. Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. Как правило, пословица имеет ритмически организованную форму. В основном функции пословиц заключаются в обучении детей нравственным нормам, опыту, социальным и бытовым оценкам. Являясь своеобразным кратким уроком - ярким и запоминающимся, пословица учит постижению народной мудрости, овладению образным языкам, умению в обобщенной форме оценивать поступки людей.

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Николаевича Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Л.Н. Толстой стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве. Произведения Льва Николаевича Толстого – это источник народной мудрости, это настоящая азбука жизни. К сожалению, это уникальное педагогическое наследие далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств, развития познавательного интереса у детей.

В решении перечисленных проблем может оказаться полезен наш опыт системного подхода при ознакомлении дошкольников с произведениями Льва Толстого.

Схема выглядит следующим образом:

  • Название произведения.
  • Нравственный урок.
  • Воспитание нравственных чувств.
  • Речевое развитие.
  • Экологическое воспитание ( в зависимости от темы ).
  • Развитие мышления и воображения.
  • Формирование социально-коммуникативной компетентности.

Для развития познавательного интереса и ознакомления дошкольников с окружающим миром мы используем следующую схему:

  • Название произведения
  • Проблема
  • Познавательное развитие
  • Экологическое воспитание (если это возможно)
  • Речевое развитие
  • Развитие мышления и воображения
  • Развитие руки
  • Формирование инструментальных и системных компетенций

Схема несколько изменилась (см. выше), потому что на первый план вышли другие задачи – формирование у детей систематизированных знаний о предметном мире и природе. У Льва Николаевича очень много рассказов о природе и природных явлениях. Автор сумел показать, как он любит природу, умеет вглядываться в нее и видеть ее красоту и просто и доступно рассказать о многих серьезных вещах.

«Дети, - говорил писатель, - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».

Не обязательно каждое произведение втискивать в «прокрустово ложе» указанных схемой разделов. Важно научиться легко перестраиваться, творчески перерабатывать их на любое, важное в данный момент направление. Известно, что рассказы из “Азбуки” Льва Толстого в свое время сыграли роль первой в нашей стране детской энциклопедии, из которой дети получали не только поэтические, художественные впечатления, но и начальные сведения по истории, астрономии, ботанике, зоологии, физике, механике и другим наукам.

Работу с детьми по произведениям Л.Н.Толстого желательно начинать с чтения и обсуждения книг о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках, чтобы дать ценностные ориентиры для правильного отношения к окружающему миру, помочь понять, что такое хорошо, а что такое плохо, усвоить представления о добре и зле. дать уроки общения с другими, снисходительного отношения к слабостям товарищей, внимательности к их запросам, интересам, иными словами - научить добру и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию интереса к окружающему миру средствами театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр - добрый волшебник»

Автор: Червякова Л. Н.Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.Тип: Творческий, долгосрочный.Цель: Формирование   гуманного отношения к ...

Методическая разработка: Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе детского сада «В лесу»

Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной  группе детского сада. Тема: «В лесу». В конспекте-беседе подобраны стихотворения, загадки про лес. Использу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "День Космонавтики в детском саду"

Увлекательное занятие для детей средней группы. Дети с удовольствием включаются в игровой процесс, одновременно узнают что-то новое....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе " День космонавтики в детском саду"

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне, созвездиях....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День космонавтики в детском саду»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "День космонавтики в детском саду"...

«Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности»

Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой...

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада...