Консультация для воспитателей "Современная семья. Какая она?"
консультация на тему
Данная консультация раскроет психологические характеристики возрастных особенностей современных родителей, а также особености современной семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sovremennaya_semya_kakaya_ona.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей
Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако, и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию (переживание, связанное с неудачей, когда невозможно осуществить желаемое и трудно отказаться от него), трудности взаимодействия.
Психологическая особенность поздней юности (возраст 18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, «выстрелит» в него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.
Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.
Еще одна проблема — удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить лень, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди, (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).
Центральный психологический момент в ранней зрелости (25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.
Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» «и уже не успеть» Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении успеть» и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.
Центральная тема средней зрелости — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому («я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.
Весь период взрослости — это освоение экзистенциальных социальных ролей — роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать — это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она — отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.
Особенности современной семьи
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Рассмотрим черты, присущие современной семье.
1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России: профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.
В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.
2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным» материнством ,проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.
Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:
- первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;
- второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);
- третий — подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;
- четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).
Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.
Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт, и не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.
Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.
Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все, его дальнейшее развитие. Именно эмоционально - личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.
Современная семья: социальный портрет
Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние 10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.
Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Вопрос о делении общества на социально-экономические классы является достаточно разработанным в западных странах. За рубежом уже в течение нескольких десятков лет проводятся многочисленные исследования на эту тему, в том числе и касающиеся проблем воспитания. Ученые утверждают, что социально-экономический статус семьи — важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге, на индивидуальное своеобразие человека в целом.
В нашей стране психология различных слоев и групп людей долгие годы не изучалась, что было связано как с причинами идеологического характера, так и с усредненностью образа жизни российских граждан. В настоящее время трудности в выделении социально-экономических классов в нашей стране связаны, прежде всего, с такой существенной чертой современного российского общества, как нестабильность. Кроме того, трансформация социально-классовой структуры происходит в России только в течение около 10 последних лет, и этот процесс далек от завершения, причем наблюдается внутренняя миграция от одного класса к другому. В связи со всем сказанным нельзя в точности переносить результаты зарубежных исследований, связанных с различиями в социально экономическом статусе, на наши условия. Так, например, в подавляющем большинстве передовых стран высота положения на социально-экономической лестнице напрямую зависит от уровня образования, что, как мы знаем, расходится с ситуацией в нашей стране. Тем не менее, столкнувшись с новой социальной реальностью, мы должны ее осмыслить и сделать необходимые выводы, в данном случае — применительно к влиянию определенных социальных изменений в обществе на положение и развитие ребенка. Девство – особый период жизни, отведенный для общей ориентации в сложном организационном мире. Девство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлении самом себе на его представлении о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребенка занимает семья.
Принадлежность семьи к той или ил социальной категории существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребенка производны от жизненного мира взрослых. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним людям, ребенок одновременно дифференцируется от других.
Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей,
воспитывающихся в иных социально-экономических условиях. Это важно понимать педагогам, психологам, работающим в детских учреждения. Процесс социального расслоения общества повлек за собой дифференциацию учебно-воспитательных заведений — от элитных до бедных. Учреждения ориентируются на определенные категории семей, но программы воспитания и обучения не учитывают психологические особенности, связанные с принадлежностью воспитанников к определенным социальным условиям. Что это за особенности?
Попытаемся описать социально-психологические портреты семей из разных классов общества. Одним из базовых при отнесении членов общества к тому или иному классу является объективный критерий, т.е. в первую очередь имущественное и доходное состояние, а также выполняемые в общественном разделении труда функции. Типичные представители этих слоев такие:
- Высший слой — политики высокого уровня, бизнес - элита, хозяева крупных предприятий, представите криминального бизнеса.
- Средний слой — высокооплачиваемые представители рабочего класса.
- Низший слой — в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие.
Особого внимания заслуживает описание семей с высоким социальным статусом, так как именно для них характерно наиболее активное освоение новых социальных ролей.
«Деловые родители» -
Тип семьи, как правило, занимающей положение выше среднего. Принципиальным отличием такой семьи является ориентация женщины на карьеру с выраженным стремлением к экономической независимости. Находясь изначально в неравных стартовых условиях по сравнению с мужчинами, «бизнес-вумен» зачастую пользуется мужскими методами продвижения по службе. Она прагматична и расчетлива, напориста в достижении цели. Нередко такие женщины доминируют в семье, и эта ситуация характеризуется наиболее неблагополучными брачными отношениями. Дети в таких семьях, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, причем часто живут вне семьи и (или) с гувернантками, так как у родителей не хватает времени на общение с ними.
Такой тип семьи является все более распространенным в нашем обществе. Масштабы участия женщин в бизнесе сегодня нарастают. К тому же 70% россиянок считают, что лучший способ стать независимой – это иметь достойную и хорошо оплачиваемую работу.
Муж – бизнесмен, способный материально обеспечить семью, а жена – домохозяйка.
Эта роль еще только осваивается российской женщиной. Однако таких семей с высоким статусом становится все больше. Домохозяйки характеризуются выраженными зависимыми установками в виде перекладывания на мужа заботы о собственном выживании и комфортном существовании. Такой стратегии сопутствует низкая ценность свободы в сознании и, соответственно, заниженный уровень социальных притязаний, связанных с самореализацией в профессиональной сфере. Материальные притязания, как правило, достаточно высоки. О неблагополучном эмоциональном состоянии домохозяек говорит тот факт, что именно они чаще всего являются инициаторами конфликтов в семье. Можно выделить несколько типов родительских позиций обеспеченных домохозяек по отношению к ребенку:
• занятые собою больше, чем собственными детьми, и, как правило, имеющие гувернантку;
• сконцентрировавшие всю свою энергию на заботе о ребенке, пытаясь создать ему максимально комфортные условия жизни,
• домохозяйки по призванию, для которых забота о доме и семье является приемлемым способом самореализации.
Каков же портрет муж чины — главы материально обеспеченной семьи?
Как правило, это менеджеры высшего звена и бизнесмены, владельцы собственных фирм с наемными рабочими. Большинство из них имеют высшее образование. Мужчины-бизнесмены, как показывают результаты социологических опросов, ценят возможность самореализации, карьерного роста: они честолюбивы, готовы пойти на нарушение некоторых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Сами они отмечают психологическое перенапряжение, связанное с утомительным характером труда и необходимостью удерживаться в конкурентных условиях.
Сегодня появилось такое понятие, как «комплекс богатого человека», который связан прежде всего со сложностями в общении (боязнь того, что окружающие стремятся к сближению с ним из выгоды, а не в силу его личностных качеств), а также с проблемой пресыщения: материальные блага, получаемые в большом количестве за относительно короткое время, не приносят удовлетворения, и жизнь кажется пресной. Близкие отмечают у бизнесменов ослабление контактов с семьей, повышенную нервозность и тревожность. Измученные гонкой за успехом, утратившие духовные связи, эти люди часто оказываются в состоянии стресса, который они не умеют переживать. И если на Западе отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от социально-экономического статуса, то в нашей стране, наоборот, в последние годы наблюдается большое количество сердечных заболеваний (в том числе инфарктов) у бизнесменов.
Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто только на первый взгляд являются благополучными. Они живут в окружении дорогих игрушек, компьютеров. Как правило, такие семьи имеют единственного ребенка, поэтому дети часто испытывают дефицит общения со сверстниками, их воспитание и образование в большей степени, чем у других детей, носит индивидуальный характер. Некоторым детям создаются тепличные условия, отношение к ним взрослых характеризуется гиперопекой; другие — наоборот, живут в атмосфере завышенных требований: родители стремятся во всех аспектах жизни соответствовать занимаемому в обществе положению, удовлетворяя таким образом свое честолюбие за счет детей.
Что касается социальных групп, принадлежащих к нижней прослойке среднего класса и рабочему классу, то их доходы в результате экономических потерь уменьшились или остались на прежнем уровне, причем, чтобы удержаться на нем, работать им приходится более напряженно. Семьи с низким достатком более однородны. В целом, по оценкам специалистов, эти семьи психологически изменились в меньшей степени, чем те, чьи доходы значительно возросли. Так, например, представители гуманитарных профессий — учителя, врачи, психологи — чаще остаются верными своему профессиональному выбору, что связано с устойчивостью ценностных ориентаций. Однако эта категория людей характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с различными нереализованными потребностями из-за отсутствия денег, нехватки времени и душевных сил для общения с детьми
О том, что наше общество переживает трудное время, говорит самочувствие россиян. По результатам опросов, 45 % населения считают себя несчастными людьми. В настоящее время исследование состояния фрустрации, которое можно понять как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, приобретает социальное значение. Фрустрированность, по мнению социальных психологов, становится едва ли не основной составляющей личности в современном обществе. Очевидно, что несчастливые родители, склонные к самоотрицанию, не способны полноценно проявлять любовь к ребенку. Сегодня мы наблюдаем дефицит внимания и уважения к детям. При этом резко обострилось противоречие между потребностью ребенка во внимании и уважении и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых
В России только сейчас мы приближаемся к пониманию того, что семья — важный компонент социальной экологии общества — фактор, имеющий решающее значение для его (общества) будущего. Исследования различных аспектов проявлений семьи актуальны для дальнейшего формирования демократического, открытого общества.
Литература.
- А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей, стр.34, 46. Москва «Сфера»,2004 г.
- Современная семья: социальный портрет \ журнал «Дошкольная педагогика № 1 – 2001 г.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Провела:
Старший воспитатель
Лизунова Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В какой семье я расту"
Консультация и советы для родителей по воспитанию детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «В какой семье я расту и как меня воспитывают»
КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей«В какой семье я расту и как меня воспитывают»...
консультация для родителей "В какой семье я расту и, как меня воспитывают"
В каждой семье может быть свой тип воспитания. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребенка. Возможно, это даст толчок родителям к размышлениям о собственной с...
Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они»
Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на ее фу...
Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи
Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи...
Консультация для родителей "В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?"
Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структу...
Консультация для родителей "В какие игры можно поиграть всей семьей?"
Не секрет, что игра имеет огромное значение для развития ребенка. А игра, в которой принимают участие все члены семьи, бесценна....