Развитие игровых умений у детей трех лет
статья (младшая группа) на тему
Тема: «Развитие игровых умений у детей младших групп».
« Ребёнок в игре получает первую,
совершенно специфическую подготовку
к жизни…
В игре проявляются и удовлетворяются
социальные потребности и интересы
ребёнка,проявляясь они вместе с тем
и формируются ».
С. Л. Рубинштейн.
Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка. Она играет огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим видом деятельности в этот период. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования имеет в своей структуре сюжетно-ролевую игру, которая охватывает следующие области: - Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Цель и задачи опыта работы:
Цель: изучение влияния игровых технологий на развитие игровых умений у младших дошкольников.
Объектом изучениявыступает игровое умение младших дошкольников.
Предмет: игровые технологии как средство развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
развитию игровых умений у младших дошкольников.
2. Раскрыть особенности и своеобразие игровых
умений в процессе сюжетно - ролевой игры дошкольника.
3. Подобрать диагностические методики по выявлению
уровня развития игровых умений младших дошкольников.
Ожидаемые результаты по опыту работы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (по ФГОС ДО): - ребёнок овладевает игровыми умениями действия с предметами, взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становится самостоятельным, регулирует собственные действия; развивается социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивается любознательность и познавательная мотивация, воображение и творческая активность; ребёнок овладевает речью как средством общения и культуры, обогащается его активный словарь, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.
Основная часть 1. Теоретическое описание опыта работы. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем подражания тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребёнок подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Мотивом, побуждающим ребёнка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребёнка в активном участии в жизни взрослого. Новизна и теоретическая значимость работы заключается в разработке комплекса методов и приёмов по формированию игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка без использования методов принуждения и важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников, путем действия с игрушками-предметами, создания игровых ситуаций, использования дидактических игр, взаимодействия со сверстниками. В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.
Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.
Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.
Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.
Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить предмет, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.
В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки.
Дидактические игры. Во второй младшей группе ребенку дают для игры пирамидки из шести — десяти колец. Чтобы правильно их собирать, малыш должен овладеть двумя способами действий: а) по правилу; б) по образцу. Очень важна последовательность обучения. Действия по образцу («Собери такую же пирамидку») требуют от ребенка сложных умений: надо выбирать определенное по величине и цвету кольцо и соотносить его с образцом, определять соответствие, устанавливать очередность. Если же у малыша вначале воспитывают умение действовать по правилу: «Из колец, которые здесь есть, надо прежде нанизывать на стержень самое большое, затем опять выбирать самое большое из оставшихся», то, овладев нужными навыками, ребенок на втором этапе обучения легко справляется и с деятельностью по образцу.
Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.
Театрализованные игры. Нередко в играх младших дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, потешек, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации.
Задача педагога — формировать у воспитанников умение выразительно имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), выполнять развернуто (например, по указанию мамы-козы ребенок-козленок может взять у нее корзинку с овощами и раздать своим братцам и сестричкам). С помощью таких конкретных действий дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок (рассказов), осознанному, произвольному воспроизведению литературного сюжета.
Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке «Волк и семеро козлят», педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль — почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.
В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребенку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами. Например, воспитатель дает малышу игрушку, изображающую бычка, ставит ее на дощечку с наклоном и, декламируя стихотворение «Бычок» А. Барто, ведет по доске..
Музыкально-дидактические игры. В музыкально-дидактических играх дети овладевают умением различать и воспроизводить разные свойства музыкального звука. Это способствует развитию музыкально-сенсорных способностей. Задания даются в образно-игровой форме. В основе их лежит сопоставление двух контрастных звучаний. Так, в игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой дети должны показать, как мяукают кошка (низкий звук), котенок (высокий звук).
С помощью музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов проводятся игры на различение тембра («Угадай, на чем играют»), динамики («Тихие и громкие звоночки»).
Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебнуюдеятельность.
Подвижные игры. Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.
Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: мячами, обручами. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.
Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например,курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг нее.
В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»
В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог.
Подвижные игры с правилами в младшей группе организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно наутреннейи вечерней прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.
Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие игровых умений у детей средней группы".
ДОКЛАД«Развитие игровых умений у детей средней группы».Повседневная жизнь воспитанника в детском саду – насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место.Иг...
« Развитие игровых умений у детей средней группы»
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь ра...
Сообщение " Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484241","...
"Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, посредством обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
Доклад на тему "Развитие игровых умений у детей мл.дошкольного возраста, посредством общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"...
"Особенности игры на разных возрастных этапах - развитие игровых умений у детей в средней группе"
доклад для педсовета...
Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
«Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в к...
Консультация для педагогов развитие игровых умений у детей младшей группы.
В работе указаны основные напрвления игровой деятельности детей младшего возраста, значение и способы развития игры....