Доклад: «Спортивные праздники – как одна из форм работы по физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения».
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3» Новоусманского муниципального района.
Доклад:
«Спортивные праздники – как одна из форм работы по физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения».
Руководитель по физическому воспитанию IКК
Мокшина И.В.
с. Новая Усмань
2015г.
Патриотизм – это наиболее сложное и высокое человеческое чувство, которое достаточно многогранно. В связи с изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. И нам, педагогам, необходимо задуматься, как возродить, потерявшую в последние годы работу по формированию патриотических чувств детей. Ведь известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
В настоящее время выходит много методической литературы по этому вопросу, где освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет системы, так как это чувство многогранно по содержанию. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей и его теоретических основ является актуальной задачей ДОУ. И на современном этапе правовой основой патриотического воспитания являются:
- Конституция РФ.
- Федеральные законы РФ "Об образовании", "О днях воинской славы", "О ветеранах" и др.
- Государственная программа "Патриотического воспитания граждан РФ".
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви, привязанности к своей семье, дому, улице, детскому саду, городу, Родине;
- формирование бережного отношения к природе, ко всему живому;
- развитие интереса к русским традициям, промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
Реализация программы предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную и игровую. При этом использование этого принципа позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного, физического воспитания в разных видах деятельности детей.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена в следующих блоках:
* Мой детский сад
* Будем Родине служить
* Моя малая родина, мой город
* Моя семья
* Моя страна, столица, символика
* Культура и традиции
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Именно в детские годы важно "напитать" восприимчивую душу ребенка возвышенными, человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит, что вызывает отклик в эго душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. А интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения: со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, страной, столицей и символами. И задача педагогов помочь ему в этом, стимулировать детский интерес, мыслительную активность и эмоциональное восприятие. Исходя из этого, были избраны такие формы работы:
- целевые прогулки, экскурсии к памятникам боевой славы в сочетании с рассказом о воинах героях, наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов, минута молчания, смена караула);
- чтение художественной литературы о защитниках Отечества, ветеранах войны, заучивание стихотворений;
- слушание музыкальных произведений о Родине, об армии, разучивание танцевальных композиций военной тематики ("яблочко", "танкисты", "пилоты" и др.);
- просмотр фильмов, слайдов, фотографий и иллюстраций, материалы газет, сопровождающиеся объяснением или рассказом, который должен быть кратким и эмоциональным;
- встречи с военнослужащими и ветеранами, их рассказы, факты из жизни;
- художественно-продуктивная деятельность детей и взрослых (рисунки, поделки и т.п.);
- создание, совместно с родителями, мини-музея, где собраны фотографии ветеранов войны, газетные вырезки, медали и ордена, предметы обихода солдат (котелок, фляжка для воды и т.п.)
Особое значение в решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт ДОУ с семьей. Важно обратить внимание родителей на необходимость показать детям, хранящиеся ордена, медали, фото военных лет, рассказать об участии старшего поколения в исторических событиях, или рассказ папы о службе в армии. И ребенок должен испытать чувство гордости за своих близких, за свою страну.
В вопросах патриотического и физического воспитания большую роль можно отвести музыкально-спортивно-тематическим праздникам (День Защитника Отечества, 9 мая). Патриотическое и физическое воспитание детей тесно связано и способствует развитию не только физических, волевых качеств личности ребенка, но и нравственных. Чтобы результат был положительным важно решить следующие задачи:
- способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах, эта задача решается с помощью подбора физических упражнений, подвижных игр, эстафет и соревнований с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создать условия для выполнения заданий, направлять ребенка на преодоление трудностей, подбадривать похвалой, развивать терпение и выносливость, стойкость характера. Для получения положительных эмоций и развития патриотических чувств эффективным является использование игр с военно-патриотическим содержанием.
Основными формами работы являются: праздники, досуги, развлечения, "веселые старты". Цель их обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей. Когда взрослые на глазах ребенка демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, т.е. своим примером вызывают у детей положительные эмоции, радость от взаимного общения, появляется чувство гордости за успехи родителей – это является важным фактором в формировании патриотических чувств. Так же необходимо отметить слаженную работу всех педагогов, музыкальных и физкультурных руководителей требующую творческих усилий и поисков, и это оправданно. Так как оказывает большое влияние на формирование и совершенствование физических, нравственных и патриотических качеств. Благодаря этому формируется характер, здоровье, всесторонне развитая личность с гражданской позицией, с социально-нравственным потенциалом и способностью к саморазвитию.
Рассмотрим на примере. При планировании праздника "День Защитника Отечества" сначала я продумываю общую тематику, подбираю материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, учитываю способности каждого. Обговариваю участие других педагогов, родителей, гостей.
Далее готовлю теоретическую часть: стихи, песни, танцевальные композиции, подбираю музыкальное сопровождение, викторины на военную тематику (вопросы о родах войск, военных профессиях, званиях и т.п.), конкурсы для родителей (в данном случае пап), провожу беседы с детьми на эти темы, совместно с воспитателями и музыкальными руководителями готовим ребят.
Практическая часть включает: подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования, знакомлю со строевой подготовкой, зарядкой перед соревнованиями, разучиваю танцевальные композиции по данной тематике.
Такие совместные физкультурно-патриотические праздники способствуют сплоченности родителей и детей, воспитанию чувства гордости и уважения к военным, к своим папам, а так же формируют мужские качества: силу, быстроту, ловкость, смелость, мужество, решительность и ответственность за своих близких. Ребенок не только активизирует полученные знания, совершенствует свои умения и навыки, все это вызывает отклик в его душе, желание учиться новому и быть достойным гражданином своей страны, любящим свою Родину!
Литература:
1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005.
2.Кондрыкинская Л.А.С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004
3.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.:АРКТИ, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
В данной статье раскрыты сущность, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольной образовательной организации.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Доклад "Опыт гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на примере благоверного князя Александра Невского"
Доклад стал победителем X Епархиальных Рождественских образовательных чтений«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»- 2020 г....
Творческий проект: Календарь Победы «Обратный отсчет», как одна из форм работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Твореский проект "Календарь Победы. Обратный Отсчет", как одна из форм работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников....
Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"
Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения...