Человек должен беречь свою кожу. Исследовательская деятельность старших дошкольников.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Белобржецкая Марина Евгеньевна

Исследовательская деятельность старших дошкольников

Исследовательская деятельность проводится на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова.

Задачи:

- знакомить с защитными свойствами кожи;

- развивать навыки проведения исследовательской деятельности, мышление, монологическую речь, умение выдвигать гипотезы, обобщать;

- воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: карточки обозначающие этапы исследования, листочки бумаги, ручки, мантия, шапка ученого энциклопедия «Большая книга «почему», лупы листы белой бумаги, губная помада (по количеству детей), влажные салфетки для вытирания рук, прозрачные пластиковые бутылки (одинаковые) с горячей и холодной водой, непрозрачные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкие и ребристый камень), план исследования.

          Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стоит стол, на котором лежит планшет с карточками (план исследования).

          Воспитатель. Здравствуйте ребята. Я открываю заседание ученого совета.

          В кабинет входит медсестра.

Медсестра. Здравствуйте, я пришла проверить состояние вашей кожи.

          Медсестра осматривает кожу рук, лица, шеи детей и воспитателя.

          Все в порядке, но помните: кожу нужно беречь!

Медсестра прощается и уходит. Дети выбирают помощника, он занимает место за столом. На столе лежат листы бумаги и фломастеры для зарисовки символов.

          Воспитатель. Давайте, вместе подумаем, почему необходимо беречь кожу? Предлагайте свои гипотезы.

          Дети выдвигают свои варианты.

          Главная гипотеза: «Возможно, кожа защищает тело человека». Если ее не озвучивают дети, это делает воспитатель.

          Хотите проверим это предположение?

          На планшете выставлены этапы исследования:

Подумай сам.

«Эксперимент»

«Узнай из книг»

«Спроси у человека»

«Посмотри фильм»

          Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем о коже. Первый этап – «Подумай сам».

          Дети рассказывают, что они знают о коже. Помощник зарисовывает символы, обозначающие детские высказывания.

          Дети. Кожа бывает разного цвета. Чем темнее кожа, тем лучше она защищает тело человека от солнечных лучей. Кожа как одежда для человека. Она может растягиваться, когда человек растет.

          Дети придумывают символы, которыми можно обозначить полученную информацию.

          Воспитатель. Следующий этап – «Эксперимент» Давайте подойдем к столам. Занимайте места.

          Хотите рассмотреть кожу?

          Дети рассматривают кожу через лупу.

          Что вы заметили?

          Дети. На коже есть мелкая сеточка, волосики, бугорки, складочки, впадинки.

          Воспитатель. Посмотрите на кончики пальцев, сравните свои пальцы с пальцами соседа. Одинаковый ли на них рисунок?

          Хотите сделать отпечатки пальцев на бумаге? Вы видели, как мамы пользуются губной помадой? Мы так же накрасим кончик пальца губной помадой. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его плотно. А теперь поменяйтесь листочком с соседом. Рядом с чужим отпечатком оставьте свой. Сравните рисунки обоих пальчиков. Одинаковы они или различны. Рассмотрите их с помощью лупу.

          Дети. У каждого человека свой рисунок кожи.

          Воспитатель. В наше время отпечаток пальцев используется в документах (паспортах), замках.

Проводится музыкальная физкультминутка.

          Следующий этап исследования «Узнай из книг».

          Дети подходят к столу и выбирают книгу, подходящую по теме (энциклопедию «Большая книга»  «Почему».

          Воспитатель зачитывает отрывок

          «Кожа помогает сохранить постоянную температуру тела: примерно 37 C. Когда стоит жара, кожа вырабатывает пот, чтобы охладиться. Когда же холодно (или если им страшно), кожа сокращается, чтобы сохранить тепло, а волоски встают дыбом: мы покрываемся «Гусиной кожей» и говорим, что по коже «мурашки бегают».

          Дети придумывают символ, которым можно обозначить полученную информацию. Помощник зарисовывает символ. 

          Следующий этап – «Спроси у человека»

          Дети подходят к взрослому (в данном случае, к старшему воспитателю) и просят рассказать что то важное о коже.

          Старший воспитатель. Когда муха ползет у нас по руке, мы ощущаем ее кожей. Кожа позволяет чувствовать предметы даже с закрытыми глазами. Мы чувствуем благодаря рецепторам (нервным окончаниям), расположенным на коже и связанным с мозгом. На коже разных частей тела находится неодинаковое количество рецепторов. Больше всего их на кончиков пальцев, а намного меньше на спине. Рецепторы для нас очень важны, потому, что глаза нам не подскажут, жарко ли, и наши уши не услышат боли, если мы уколемся, порежемся, ударимся.»

          Воспитатель. Ребята, а мне не верится, что наша кожа может сообщать нам информацию. Проверим?

          Дети подходят к столу на котором разложены завязанные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкий и ребристый камни,), две одинаковые пластиковые бутылки с горячей и холодной водой. Трогая, узнают, что за предметы находятся в мешочках и в какой бутылке горячая или холодная вода.  

          Что же вы узнали? Как вам удалось получить эту информацию?

          Дети. Нам рассказали рецепторы, находящиеся на коже.

          Придумывается и зарисовывается символ.

          Воспитатель. Последний этап «посмотри фильм». Мы посмотрим фрагмент «Урока осторожности тетушки совы»

          Дети смотрят и делают вывод: кожу необходимо мыть с мылом, чтобы на ней не осталось болезненных бактерий. Сейчас я попрошу вас занять свои места.

          Помощник развешивает на планшете заметки-пиктограммы с символами так, чтобы их видели все.   

          Давайте подумаем, подтвердилась ли в ходе исследования наша гипотеза: Возможно, кожа защищает тело человека»?

          Дети высказываются. Много интересного мы узнали о коже. Как вы думаете, что самое главное?

           Дети отвечают.

          Сейчас наступил важный момент. Пришло время сделать доклад. Кто хочет выступить?

Ребенок, желающий сделать доклад, надевает мантию и рассказывает, что узнал о коже.  

          Наше исследование закончено. Но в группе или дома вы можете узнать еще много интересного о коже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Человек должен беречь свою кожу

Исследовательская деятельность старших дошкольников

Исследовательская деятельность проводится на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова.

Задачи:

- знакомить с защитными свойствами кожи;

- развивать навыки проведения исследовательской деятельности, мышление, монологическую речь, умение выдвигать гипотезы, обобщать;

- воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: карточки обозначающие этапы исследования, листочки бумаги, ручки, мантия, шапка ученого энциклопедия «Большая книга «почему», лупы листы белой бумаги, губная помада (по количеству детей), влажные салфетки для вытирания рук, прозрачные пластиковые бутылки (одинаковые) с горячей и холодной водой, непрозрачные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкие и ребристый камень), план исследования.

          Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стоит стол, на котором лежит планшет с карточками (план исследования).

          Воспитатель. Здравствуйте ребята. Я открываю заседание ученого совета.

          В кабинет входит медсестра.

Медсестра. Здравствуйте, я пришла проверить состояние вашей кожи.

          Медсестра осматривает кожу рук, лица, шеи детей и воспитателя.

          Все в порядке, но помните: кожу нужно беречь!

Медсестра прощается и уходит. Дети выбирают помощника, он занимает место за столом. На столе лежат листы бумаги и фломастеры для зарисовки символов.

          Воспитатель. Давайте, вместе подумаем, почему необходимо беречь кожу? Предлагайте свои гипотезы.

          Дети выдвигают свои варианты.

          Главная гипотеза: «Возможно, кожа защищает тело человека». Если ее не озвучивают дети, это делает воспитатель.

          Хотите проверим это предположение?

          На планшете выставлены этапы исследования:

Подумай сам.

«Эксперимент»

«Узнай из книг»

«Спроси у человека»

«Посмотри фильм»

          Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем о коже. Первый этап – «Подумай сам».

          Дети рассказывают, что они знают о коже. Помощник зарисовывает символы, обозначающие детские высказывания.

          Дети. Кожа бывает разного цвета. Чем темнее кожа, тем лучше она защищает тело человека от солнечных лучей. Кожа как одежда для человека. Она может растягиваться, когда человек растет.

          Дети придумывают символы, которыми можно обозначить полученную информацию.

          Воспитатель. Следующий этап – «Эксперимент» Давайте подойдем к столам. Занимайте места.

          Хотите рассмотреть кожу?

          Дети рассматривают кожу через лупу.

          Что вы заметили?

          Дети. На коже есть мелкая сеточка, волосики, бугорки, складочки, впадинки.

          Воспитатель. Посмотрите на кончики пальцев, сравните свои пальцы с пальцами соседа. Одинаковый ли на них рисунок?

          Хотите сделать отпечатки пальцев на бумаге? Вы видели, как мамы пользуются губной помадой? Мы так же накрасим кончик пальца губной помадой. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его плотно. А теперь поменяйтесь листочком с соседом. Рядом с чужим отпечатком оставьте свой. Сравните рисунки обоих пальчиков. Одинаковы они или различны. Рассмотрите их с помощью лупу.

          Дети. У каждого человека свой рисунок кожи.

          Воспитатель. В наше время отпечаток пальцев используется в документах (паспортах), замках.

Проводится музыкальная физкультминутка.

          Следующий этап исследования «Узнай из книг».

          Дети подходят к столу и выбирают книгу, подходящую по теме (энциклопедию «Большая книга»  «Почему».

          Воспитатель зачитывает отрывок

          «Кожа помогает сохранить постоянную температуру тела: примерно 37 C. Когда стоит жара, кожа вырабатывает пот, чтобы охладиться. Когда же холодно (или если им страшно), кожа сокращается, чтобы сохранить тепло, а волоски встают дыбом: мы покрываемся «Гусиной кожей» и говорим, что по коже «мурашки бегают».

          Дети придумывают символ, которым можно обозначить полученную информацию. Помощник зарисовывает символ.  

          Следующий этап – «Спроси у человека»

          Дети подходят к взрослому (в данном случае, к старшему воспитателю) и просят рассказать что то важное о коже.

          Старший воспитатель. Когда муха ползет у нас по руке, мы ощущаем ее кожей. Кожа позволяет чувствовать предметы даже с закрытыми глазами. Мы чувствуем благодаря рецепторам (нервным окончаниям), расположенным на коже и связанным с мозгом. На коже разных частей тела находится неодинаковое количество рецепторов. Больше всего их на кончиков пальцев, а намного меньше на спине. Рецепторы для нас очень важны, потому, что глаза нам не подскажут, жарко ли, и наши уши не услышат боли, если мы уколемся, порежемся, ударимся.»

          Воспитатель. Ребята, а мне не верится, что наша кожа может сообщать нам информацию. Проверим?

          Дети подходят к столу на котором разложены завязанные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкий и ребристый камни,), две одинаковые пластиковые бутылки с горячей и холодной водой. Трогая, узнают, что за предметы находятся в мешочках и в какой бутылке горячая или холодная вода.  

          Что же вы узнали? Как вам удалось получить эту информацию?

          Дети. Нам рассказали рецепторы, находящиеся на коже.

          Придумывается и зарисовывается символ.

          Воспитатель. Последний этап «посмотри фильм». Мы посмотрим фрагмент «Урока осторожности тетушки совы»

          Дети смотрят и делают вывод: кожу необходимо мыть с мылом, чтобы на ней не осталось болезненных бактерий. Сейчас я попрошу вас занять свои места.

          Помощник развешивает на планшете заметки-пиктограммы с символами так, чтобы их видели все.    

          Давайте подумаем, подтвердилась ли в ходе исследования наша гипотеза: Возможно, кожа защищает тело человека»?

          Дети высказываются. Много интересного мы узнали о коже. Как вы думаете, что самое главное?

           Дети отвечают.

          Сейчас наступил важный момент. Пришло время сделать доклад. Кто хочет выступить?

Ребенок, желающий сделать доклад, надевает мантию и рассказывает, что узнал о коже.  

          Наше исследование закончено. Но в группе или дома вы можете узнать еще много интересного о коже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников.

Доклад. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования.  Исследовательская деятельность старших дошкольников....

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...