Психолого-педагогические методы установления контакта в новом коллективе
статья на тему
Информация для педагогов в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилова Ж.Ю.,
педагог-психолог высшей квалификационной
категории (МБДОУ №41 г. Нижнекамск РТ)
Психолого-педагогические методы установления контакта в новом коллективе
Особенность работы логопедической группы видна уже с первых дней ее формирования. Дети приходят из разных дошкольных учреждений и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении при прохождении адаптации к новым условиям группы. Все дети речевых групп имеют значительные проблемы в организации и поддержании процесса общения со сверстниками и педагогами. Недостаточно сформированная коммуникативная сфера и бедный словарный запас являются основными причинами, препятствующими установлению дружеских отношений с детьми и налаживанию сотрудничества с педагогами. До поступления в логопедическую группу, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и тяжелым нарушением речи (ТНР), испытывают психотравмирующие факторы на себе: отверженность сверстниками, насмешки и унижения, отсутствие внимания со стороны взрослых при подготовке к праздникам и развлечениям, раздражение со стороны взрослых (педагогов и родителей) во время процесса обучения. Эти факторы провоцируют у детей с нарушениями речи формирование заниженной самооценки, повышенной тревожности, агрессивности, отказа от игровой и учебной деятельности, и даже возникновение невротических реакций.
Безусловно, данные изменения в поведении ребенка для многих родителей не проходят незамеченными. Родители хотят наладить жизнь своего малыша, но зачастую не находят оптимального выхода из положения и проблема усугубляется. У самих родителей растет тревожность, возникает чувство неуверенности в себе, обида и раздражение на окружающих, недоверие к педагогам и зависть к более «удачливым» родителям здоровых детей.
Начиная обучение в условиях логопедической группы, дети попадают в новую среду равных себе по знаниям, умениям, навыкам, что помогает им постепенно расслабиться и раскрыть свои резервы. Чаще всего, процесс адаптации проходит под наблюдением педагога-психолога, который разрабатывает программы коррекционной и психологической помощи детям данной группы.
70 % родителей достаточно сложно проходят период адаптации к новым условиям коррекционной группы. Они с трудом идут на контакт с педагогами и другими родителями в новом коллективе, остро воспринимают любые рекомендации учителей-логопедов, избегают ответственности и не хотят брать на себя дополнительные обязанности. Педагоги стремятся донести до родителей мысль, что восстановление речи ребенка возможно лишь при условии тесного сотрудничества трех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
В силу профессиональной необходимости педагог должен уметь общаться с множеством людей и находить общий язык с каждым из них.
Предлагаемая методика установления контакта поможет устранить психологические барьеры, понять особенности личности собеседника и найти к нему подход. [3]
Методика установления контакта состоит из пяти этапов:
- Снятие психологических барьеров, снижение напряжения.
- Поиск общих интересов.
- Определение принципов общения.
- Выявление опасных для общения качеств партнера.
- Адаптация к партнёру и установление контакта.
Обязательно проходить все этапы установления контакта последовательно, не меняя их местами, а при установлении контакта обращать внимание на реакцию собеседника. Данная методика может являться одной из частей первого родительского собрания.
1. Снятие психологических барьеров, снижение напряжения. [1, 29]
Упражнение «Комплимент». Все участники встречи сидят в кругу. Ведущий первым говорит комплимент «по внешности» сидящему слева от него. Тот, кто принял комплимент, соглашается и добавляет что-то от себя.
2. Поиск общих интересов. [2, 186]
Упражнение «Мое хобби». Один из участников называет свое хобби, те, кто заинтересован таким же увлечением, поднимают руку. Тем самым выражают свою поддержку и заинтересованность. О своем хобби сообщает каждый.
3. Определение принципов общения. [2, 195]
Упражнение «Мое достоинство в общении». Все участники по-очереди говорят о том, какие положительные качества они замечают за собой во время общения.
4. Выявление опасных для общения качеств партнера. [2, 213]
Упражнение «Обратная сторона медали». Ведущий перечисляет и хвалит все положительные качества характера участников, раздает каждому именную медаль с записанным положительным качеством. Ведущий предлагает самостоятельно записать на обратной стороне медали одну из отрицательных черт, которую вы иногда демонстрируете в общении.
5. Адаптация к партнёру и установление контакта. [1, 33]
Упражнение «Как один». Все участники встают в один круг и стараются прочесть знакомое всем стихотворение как один человек, но каждый произносит лишь одно слово.
Данные этапы установления контакта можно использовать и при составлении программы сопровождения детей в период адаптации, несколько видоизменив задания с учетом того, что детям трудно оречевлять свои мысли и действия. Предлагаемая методика служит отличным фундаментом для построения дружеских отношений и продуктивного сотрудничества.
Использованная литература:
1. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, Институт тренинга, 2006. – 256 с.
2.Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 339 с.
3. Юлия Марзан «5 этапов установления контакта» www.prodawez.ru/. Дата обращения: 21.09.2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
В работе рассказывается о различных путях сближения детей, которые первый год посещают детский сад....
Требования к воспитателю как к субъекту в установлении контакта с семьей воспитанника.
Требования к воспитателю как субъекту в установлении контакта с семьей воспитанника....
Приемы установления контакта с ребенком в период адаптации
В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель - логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сло...
Статья «Психолого–педагогические подходы , методы, приемы преодоления негативных психологических проявлений дошкольного возраста»
Использование психолого-педагогические методов, подходов , приемов для организации эффективной деятельности по профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия...
Новые методы установления сотрудничества
Новые методы установления сотрудничества Просите, но не приказывайте и не требуйтеДобиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, ...
ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»
В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...
«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»
Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....