Музыкальное занятие " Деревянные ложки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Аниськина Ирина Николаевна

открытое занятие на первую квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ispravlennyy_variant.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие по музыкальному воспитанию "Деревянные истории" для детей 6–7 лет

          Аниськина Ирина Николаевна, музыкальный руководитель

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения в некоторых видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание", а именно:

Игра на музыкальных инструментах

Слушание

Развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи:

Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.

Развивать речедвигательную сферу детей;

Развивать фонематический слух;

Развивать чувство ритма;

Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, учить соблюдать правила выполнения упражнений.

Тип занятия: тематическое

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование: 

  • Аудиозаписи «Деревянные звуки»
  • Музыкальный центр
  • Музыкальные инструменты: ксилофон,  скрипка, ложки, трещотка, бубен, рубель

Музыкальный репертуар:

«Марш» А.Гречанинова

Немецкая народная танцевальная мелодия

Английская народная мелодия

Т.Ломова «Дудочка»

«Лёгкий бег с ленточками» Дубянская Е.М.

«Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова

 «Маленький танец» Н.Александрова

«Игра» Т.Ломова

                                      Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, проводится ритмическая разминка.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

 Дети выполняют композиции движений под ритмичную музыку.

Ритмическая разминка.

У. -д. На травинку, как на вышку,

Бодро лезет муравьишко.

Ходьба маршевым шагом под «Марш» А.Гречанинова (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).

Вниз ползёт божья коровка,

Лапки ставит очень ловко.

Боковой приставной шаг под «Немецкую народную танцевальную мелодию» (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).

Тихо стрекоза летит,

В тишине она звенит.

Лёгкий медленный бег на носочках. Звучит «Английская народная мелодия» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).

Среди гусениц-подруг

Отдыхает майский жук.

Присесть, в такт музыке Т.Ломовой «Дудочка» водить руками вправо-влево. Мелодия (СБ. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).

Крылья пёстрые мелькают –

Быстро бабочки летают.

Быстрый бег на носочках под «Лёгкий бег с ленточками» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).

Водят пчёлы хоровод,

Собирают сладкий мёд.

Хороводный шаг. Звучит «Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова (Сб. «Музыка и движении. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет»).

Над цветками близко-близко

Шмель летает очень низко.

Ходьба на носочках, кисти рук на плечах под музыку Н.Александровой «Маленький танец» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).

А кузнечик скок-поскок

С лепестка на стебелёк.

Подскоки. Т.Ломова «Игра» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»)

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:(поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:

Звук живет в любом предмете

Сколько их – посмотри

Звук - шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

В каждой песне живет много звуков длинных и коротких.

Давайте, исполним песню и красиво будем пропевать и слушать каждый звук!

Песня

Сегодня мы с вами отправимся на поиски звуков

Давайте прислушаемся, что же мы услышим?

(Ответы детей: тиканье часов)

Музыкальный руководитель: Правильно, тиканье часов.

Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет  во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева, а звуки, которые издают эти предметы, мы назовем – деревянные.

Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?

(Ответы детей: стулья, столы, фортепиано.)

А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?

АУДИОЗАПИСЬ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ

(Аудиодиск  “Из чего родилась музыка”)

“ВЕСТЬ – ТДА”, Москва, 1997 г.

Дети угадывают, что звучит, на что похож звук. (стук в дверь, стук топора)

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в музыкальные инструменты.

На столе лежат инструменты

 Например,

ложки (ими раньше кашу ели, да щи хлебали)

рубель - раньше служил стиральной доской

Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленцами. Они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, как он звучит. Обратите внимание, как негромко, красиво звучит ксилофон.

Педагог играет на ксилофоне, затем включает звукозапись звучания ксилофона.

А вот трещотка, состоит из деревянных прямоугольников связанных между собой.

В наших деревянных инструментах живут звуки. Давайте пофантазируем. Кого могут изобразить наши инструменты?

Вот  трещотка. Кого  можно изобразить? Правильно, сороку.

Ксилофоном и ложками можно изобразить, например, лошадку и кузнечика.

Рубель и трещотка – белочка и сорока .

А , звучание  бубна , на что похоже? Например, на звон бубенчиков

Музыкальный руководитель: Давайте поиграем  с бубном!

 Игра «Веселый бубен»

        Данная игра направлена на повторение таких понятий, как динамические оттенки (тихо, громко).

Ход игры

        В руках у одного из  детей бубен . На слова 1 куплета песни ,дети передают друг другу бубен. На последние слова куплета, у кого бубен ,тот становится «дирижером» Ребенок « дирижер»  на слова песни « Ту,тук,тук! Тук,тук,тук! отбивают то громко, то тихо ритм. Дети помогают ему и отбивают ритм ладошками.

В круг друзей позовем,

В руки бубен мы возьмем.

Будем в бубен стучать,

Песню дружно напевать.

Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

Получился громкий звук.

Поиграем, помолчим…

Потом тихо постучим…

Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

Получился тихий звук.

        Задача игроков – внимательно слушать педагога, который голосом и знаками показывает, когда надо играть громко, когда тихо.

(Дети садятся.)

Ребята, инструменты любят разговаривать между собой.

Когда они дружно играют под музыкальное сопровождение-это называется оркестр.

Игра на музыкальных инструментах « Полька» А.Филиппенко

В семье музыкальных инструментов очень многие сделаны из дерева. Сейчас мы с вами говорили о народных инструментах, которые можно сделать самим, даже без помощи взрослых, они очень частот встречаются в быту. А есть такие инструменты, которые может сделать только мастер. Например, скрипка. Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Тайны своего мастерства они свято хранили. Секрет гениального мастер Страдивари так и остался неразгаданным. На инструментах этого мастера играют самые лучшие музыканты – скрипачи.

У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.

Играть на скрипке нелегко, для этого нужно приложить много стараний и усилий, нужно иметь большое терпение.

Скрипка совсем не желает скрипеть,

Скрипка умеет причудливо петь.

Скрипач аккуратно скрипку берет

Ее на плечо, слегка, мягко кладет,

Правой рукой смычок поднимает

И в это момент как бы все замирает.

Вздохнув, опускает на струны смычок

Послушайте скрипочку…

Тихо, молчок!

Ребенок играет  на скрипке

Музыкальный руководитель:

Я сегодня пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а чья это большая  ложка, не знаете?

Дети: Нет!

Выходит Антошка (плачет) :

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, Антошка, (обращает внимание на большую ложку).Это не твоя ложка?

Антошка:(радостно)    Моя,моя,моя….

Музыкальный руководитель: А ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь!  (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель:

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель:

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

Музыкальный руководитель:

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Людей, которые играют на ложках называют ложкари.

Антошка:

Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель:

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время  тебе научиться играть на ложках!

(раздает ложки детям, предлагает встать в круг) 

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.. .

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Дети: Да!

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, музыкальный руководитель проговаривает следующие слова)

Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

Дети исполняют на ложках прием « Лошадка»

А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

Дети исполняют на ложках прием « Снежок».

Антошка:

Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель:

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу.

(играет и поет не ритмично, невпопад)

Музыкальный руководитель:

Опять, ты Антошка торопишься,  но есть у меня одна идея. Я буду петь, а ты с ребятами мне подыграете на ложках.

(На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

2. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

3. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети исполняют прием « Лошадка»)

4. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем.

(Дети исполняю прием « Ложка об ложку»)

Антошка:

Ой, как здорово! Вы ,ребята, настоящие музыканты!

Хорошо, и про ложки узнал, и играть научился и ложку свою большую нашел!

Музыкальный руководитель: Антошка,а мы не только умеем на ложках играть,но и танцевать народные танцы!!!

Танец « Кадриль»

Музыкальный руководитель: Я сегодня для вас, ребята. И для тебя Антошка приготовила вкусный сюрприз.  Хочу вам всем подарить по вкусной ложке.(Выносится поднос с пирогами в виде « Деревянной ложки» )
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на музыкальном занятии?

  1. Какие деревянные музыкальные инструменты вы узнали?(Ответы детей: Ложки, ксилофон,  рубель, трещетки)

  1. Из чего изготавливали ложку? (из  баклуши, деревянных брусочков)

  1. Как называют людей, которые играют на ложках? (Ложкари)

  1. Сколько струн у скрипки? (Четыре)
  2. Где родилась скрипка (В Италии)

Попрощаться с вами, ребята, я хочу попевкой (напевает  её с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Деревянные ложки"

Занятие по сенсорному развитию для детей до 1 года...

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...

«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»

В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для  музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...

Презентация "Деревянные ложки, как музыкальный инструмент"

Материал знакомит с использованием деревянных ложек, как музыкального инструмента, знакомит с его историей возникновения, способами извлечения звука...

Музыкальный досуг в младшей группе "Деревянные ложки. Знакомство."

Музыкальный досуг включен в годовой проект "Музыкальные инструменты" младшая группа. Это второй досуг, после знакомства с погремушкой, как с музыкальным инструментом.В плане проводится в окт...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Деревянная ложка»

Приобщать детей к народному творчеству, тем самым приобщая их истории русского народа, общечеловеческим ценностям...

Консультация для педагогов «Деревянная ложка в музыкальном развитии детей»

Эмоциональное благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того, каким было его детство. В свою очередь, развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира...