Музыкальное занятие " Деревянные ложки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
открытое занятие на первую квалификационную категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ispravlennyy_variant.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие по музыкальному воспитанию "Деревянные истории" для детей 6–7 лет
Аниськина Ирина Николаевна, музыкальный руководитель
Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения в некоторых видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание", а именно:
Игра на музыкальных инструментах
Слушание
Развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
Задачи:
Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.
Развивать речедвигательную сферу детей;
Развивать фонематический слух;
Развивать чувство ритма;
Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, учить соблюдать правила выполнения упражнений.
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .
Оборудование:
- Аудиозаписи «Деревянные звуки»
- Музыкальный центр
- Музыкальные инструменты: ксилофон, скрипка, ложки, трещотка, бубен, рубель
Музыкальный репертуар:
«Марш» А.Гречанинова
Немецкая народная танцевальная мелодия
Английская народная мелодия
Т.Ломова «Дудочка»
«Лёгкий бег с ленточками» Дубянская Е.М.
«Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова
«Маленький танец» Н.Александрова
«Игра» Т.Ломова
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, проводится ритмическая разминка.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Дети выполняют композиции движений под ритмичную музыку.
Ритмическая разминка.
У. -д. На травинку, как на вышку,
Бодро лезет муравьишко.
Ходьба маршевым шагом под «Марш» А.Гречанинова (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).
Вниз ползёт божья коровка,
Лапки ставит очень ловко.
Боковой приставной шаг под «Немецкую народную танцевальную мелодию» (Сб. «Музыкально-ритмические упражнения в детском саду»).
Тихо стрекоза летит,
В тишине она звенит.
Лёгкий медленный бег на носочках. Звучит «Английская народная мелодия» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).
Среди гусениц-подруг
Отдыхает майский жук.
Присесть, в такт музыке Т.Ломовой «Дудочка» водить руками вправо-влево. Мелодия (СБ. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).
Крылья пёстрые мелькают –
Быстро бабочки летают.
Быстрый бег на носочках под «Лёгкий бег с ленточками» (Дубянская Е.М. «Подарок нашим малышам»).
Водят пчёлы хоровод,
Собирают сладкий мёд.
Хороводный шаг. Звучит «Плавный хоровод» на мелодию Н.Римского-Корсакова (Сб. «Музыка и движении. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет»).
Над цветками близко-близко
Шмель летает очень низко.
Ходьба на носочках, кисти рук на плечах под музыку Н.Александровой «Маленький танец» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»).
А кузнечик скок-поскок
С лепестка на стебелёк.
Подскоки. Т.Ломова «Игра» (Сб. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»)
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:(поет) Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
Звук живет в любом предмете
Сколько их – посмотри
Звук - шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
В каждой песне живет много звуков длинных и коротких.
Давайте, исполним песню и красиво будем пропевать и слушать каждый звук!
Песня
Сегодня мы с вами отправимся на поиски звуков
Давайте прислушаемся, что же мы услышим?
(Ответы детей: тиканье часов)
Музыкальный руководитель: Правильно, тиканье часов.
Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева, а звуки, которые издают эти предметы, мы назовем – деревянные.
Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?
(Ответы детей: стулья, столы, фортепиано.)
А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?
АУДИОЗАПИСЬ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ
(Аудиодиск “Из чего родилась музыка”)
“ВЕСТЬ – ТДА”, Москва, 1997 г.
Дети угадывают, что звучит, на что похож звук. (стук в дверь, стук топора)
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в музыкальные инструменты.
На столе лежат инструменты
Например,
ложки (ими раньше кашу ели, да щи хлебали)
рубель - раньше служил стиральной доской
Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленцами. Они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, как он звучит. Обратите внимание, как негромко, красиво звучит ксилофон.
Педагог играет на ксилофоне, затем включает звукозапись звучания ксилофона.
А вот трещотка, состоит из деревянных прямоугольников связанных между собой.
В наших деревянных инструментах живут звуки. Давайте пофантазируем. Кого могут изобразить наши инструменты?
Вот трещотка. Кого можно изобразить? Правильно, сороку.
Ксилофоном и ложками можно изобразить, например, лошадку и кузнечика.
Рубель и трещотка – белочка и сорока .
А , звучание бубна , на что похоже? Например, на звон бубенчиков
Музыкальный руководитель: Давайте поиграем с бубном!
Игра «Веселый бубен»
Данная игра направлена на повторение таких понятий, как динамические оттенки (тихо, громко).
Ход игры
В руках у одного из детей бубен . На слова 1 куплета песни ,дети передают друг другу бубен. На последние слова куплета, у кого бубен ,тот становится «дирижером» Ребенок « дирижер» на слова песни « Ту,тук,тук! Тук,тук,тук! отбивают то громко, то тихо ритм. Дети помогают ему и отбивают ритм ладошками.
В круг друзей позовем,
В руки бубен мы возьмем.
Будем в бубен стучать,
Песню дружно напевать.
Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!
Получился громкий звук.
Поиграем, помолчим…
Потом тихо постучим…
Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!
Получился тихий звук.
Задача игроков – внимательно слушать педагога, который голосом и знаками показывает, когда надо играть громко, когда тихо.
(Дети садятся.)
Ребята, инструменты любят разговаривать между собой.
Когда они дружно играют под музыкальное сопровождение-это называется оркестр.
Игра на музыкальных инструментах « Полька» А.Филиппенко
В семье музыкальных инструментов очень многие сделаны из дерева. Сейчас мы с вами говорили о народных инструментах, которые можно сделать самим, даже без помощи взрослых, они очень частот встречаются в быту. А есть такие инструменты, которые может сделать только мастер. Например, скрипка. Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Тайны своего мастерства они свято хранили. Секрет гениального мастер Страдивари так и остался неразгаданным. На инструментах этого мастера играют самые лучшие музыканты – скрипачи.
У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.
Играть на скрипке нелегко, для этого нужно приложить много стараний и усилий, нужно иметь большое терпение.
Скрипка совсем не желает скрипеть,
Скрипка умеет причудливо петь.
Скрипач аккуратно скрипку берет
Ее на плечо, слегка, мягко кладет,
Правой рукой смычок поднимает
И в это момент как бы все замирает.
Вздохнув, опускает на струны смычок
Послушайте скрипочку…
Тихо, молчок!
Ребенок играет на скрипке
Музыкальный руководитель:
Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
- Ой, ребята, а чья это большая ложка, не знаете?
Дети: Нет!
Выходит Антошка (плачет) :
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, Антошка, (обращает внимание на большую ложку).Это не твоя ложка?
Антошка:(радостно) Моя,моя,моя….
Музыкальный руководитель: А ты зачем наши ложки забрал?
Антошка:
А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель:
Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка:
А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель:
Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?
Музыкальный руководитель:
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет! ».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Людей, которые играют на ложках называют ложкари.
Антошка:
Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!
Музыкальный руководитель:
Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время тебе научиться играть на ложках!
(раздает ложки детям, предлагает встать в круг)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.. .
Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Дети: Да!
Ритмическое упражнение
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, музыкальный руководитель проговаривает следующие слова)
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Дети исполняют на ложках прием « Лошадка»
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.
Дети исполняют на ложках прием « Снежок».
Антошка:
Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Музыкальный руководитель:
Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу.
(играет и поет не ритмично, невпопад)
Музыкальный руководитель:
Опять, ты Антошка торопишься, но есть у меня одна идея. Я буду петь, а ты с ребятами мне подыграете на ложках.
(На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
2. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
3. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети исполняют прием « Лошадка»)
4. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети исполняю прием « Ложка об ложку»)
Антошка:
Ой, как здорово! Вы ,ребята, настоящие музыканты!
Хорошо, и про ложки узнал, и играть научился и ложку свою большую нашел!
Музыкальный руководитель: Антошка,а мы не только умеем на ложках играть,но и танцевать народные танцы!!!
Танец « Кадриль»
Музыкальный руководитель: Я сегодня для вас, ребята. И для тебя Антошка приготовила вкусный сюрприз. Хочу вам всем подарить по вкусной ложке.(Выносится поднос с пирогами в виде « Деревянной ложки» )
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на музыкальном занятии?
- Какие деревянные музыкальные инструменты вы узнали?(Ответы детей: Ложки, ксилофон, рубель, трещетки)
- Из чего изготавливали ложку? (из баклуши, деревянных брусочков)
- Как называют людей, которые играют на ложках? (Ложкари)
- Сколько струн у скрипки? (Четыре)
- Где родилась скрипка (В Италии)
Попрощаться с вами, ребята, я хочу попевкой (напевает её с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Деревянные ложки"
Занятие по сенсорному развитию для детей до 1 года...
Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.
Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...
«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»
В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...
Презентация "Деревянные ложки, как музыкальный инструмент"
Материал знакомит с использованием деревянных ложек, как музыкального инструмента, знакомит с его историей возникновения, способами извлечения звука...
Музыкальный досуг в младшей группе "Деревянные ложки. Знакомство."
Музыкальный досуг включен в годовой проект "Музыкальные инструменты" младшая группа. Это второй досуг, после знакомства с погремушкой, как с музыкальным инструментом.В плане проводится в окт...
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Деревянная ложка»
Приобщать детей к народному творчеству, тем самым приобщая их истории русского народа, общечеловеческим ценностям...
Консультация для педагогов «Деревянная ложка в музыкальном развитии детей»
Эмоциональное благополучие, психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того, каким было его детство. В свою очередь, развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира...