Консультация для педагогов «Игровая направленность детского экспериментирования и его особенности в дошкольном возрасте»
консультация на тему
В данной публикации раскрывается роль детского экспериментирования в умственном развитии детей дошкольного возраста. Раскрыта роль игровой направленности экспериментирования и его особенности в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая направленность детского экспериментирования и его особенности в дошкольном возрасте».
Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать.
Песталоцци
Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, психолог и педагог В.В.Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются такой формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Педагогами и психологами установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Этот процесс должен идти в неразрывной связи с практической деятельностью детей. Только в том случае, если дети будут сами активными участниками познания объектов окружающей действительности, а не будут действовать по готовой схеме, данной взрослыми, эти представления будут точными, достоверными и постепенно будут накапливаться в сознании детей. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет практическая деятельность ребёнка, протекающая в форме экспериментальных действий.
Известно, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. И тут на помощь взрослым приходит игра. Метод игры, как установлено педагогами и психологами, наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности в развитии логического мышления детей.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы педагогами в процессе умственного развития дошкольников являются игры-эксперименты. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием с предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности:
1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2. Как и при игре, жёстко не ограничивается продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время. В тоже время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
3. В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия по своему усмотрению.
Если педагог радуется вместе с детьми их открытиям, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, то в процессе игр-экспериментов создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному и речевому развитию детей.
4. Дети не могут действовать, не разговаривая. Многие психологи и в том числе Ж.Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других что-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала детьми, но и наносит ущерб личности в целом. Таким образом, создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов не только развития, но и коррекции недостатков в умственном и речевом развитии ребёнка в дошкольном возрасте.
Вытекает вывод: при организации игр-экспериментов в детском саду необходимо специально создавать условия, способствующий общению детей друг с другом.
5. При проведении игр-экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время рисовать, рассматривать картинки или заниматься интересующим их делом.
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментирования. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребёнка.
7. Важный момент, который надо учитывать - это право ребёнка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный (словесный) способ познания и часто указания и объяснения взрослых они не воспринимают. В этих случаях, учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический приём не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога, который таким образом окажется правым.
8. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в игровую экспериментальную работу. В их основе лежит непосредственное участие педагога в эксперименте - но таким образом, чтобы он оставался для детей невидимым, чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно. В крайнем случае, взрослый может восприниматься как один из участников игры-эксперимента. Безусловно, чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остаётся ведущей в любом возрасте.
9. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. У дошкольников ещё недостаточно развито умение следить за своим действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому соблюдение правил безопасности целиком лежит на педагоге.
10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментирования анализом поведения детей и их отношением к работе. Это недопустимо. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами - плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, отсутствием интереса к данному объекту, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами.
Учитывая перечисленные особенности и используя игровую направленность детского экспериментирования в процессе умственного воспитания детей, педагог сможет реализовать важную и необходимую задачу - обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка, т.е. быть с ребёнком вместе, на равных, как партнёры. Ведь, использую игру, взрослый начинает говорить с ребёнком на его «языке», выступая как «большой ребёнок», как равный с ним. При этом, взрослый сможет создать особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."
Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."...
Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕСЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию....
Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...
Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"
Консультация для педагогов«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»...
Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....