Уразова Светлана Леонидовна

сайт воспитателя ДОУ

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять. Иммануил Кант

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: формирование у дошкольников естественнонаучных представлений посредством игр-экспериментов

Увлечения: чтение

Регион: Орловская область

Населенный пункт: город Орёл

Место работы: МБДОУ ЦРР- детский сад № 84 города Орла

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/urazova-svetlana-leonidovna
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С.Макаренко

Значение дошкольного образования в развитии ребёнка.

Заниматься образованием ребёнка дошкольного возраста – все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности. Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надёжным.

Возраст с трёх до семи лет – это период, когда у ребёнка закладываются первые представления об окружающем мире, о самом себе. Продолжает бурно развиваться мышление. Ведущим видом деятельности является по-прежнему игра.

В этом же возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. У ребёнка в арсенале уже около 3000 слов. К шести годам большинство детей успешно справляются с овладением звукопроизношением.

Дети дошкольного возраста – самые настоящие «почемучки». Их интересует абсолютно всё. Ребёнка охватывает жажда исследования. Очень важно именно в это время набраться терпения и не отмахиваться от детских вопросов, ссылаясь на занятость. Дошколята – благодарные слушатели, они с удовольствием выслушивают сказки и истории из жизни. Самое время подбирать развивающие игры и игрушки, с учётом интересов ребёнка и, конечно, особенностей возраста.

В дошкольный период закладываются основы нравственного поведения, привычек (вредных или полезных), умения доводить начатое до конца. Всего того, что будет необходимым в жизни вообще и в предстоящей школьной деятельности в частности. Таким образом – дошкольное воспитание и образование — очень трудный и важный процесс, в ходе которого родители и воспитатели вместе с ребёнком учатся преодолевать возникающие трудности.

Вообще, дошкольное воспитание можно разделить на две составляющие. Первая – подготовка к школе, вторая – личностное развитие ребёнка.

«Подготовку к школе» родители понимают по-разному, поэтому не в меру озабоченные воспитанием мамы-папы очень часто допускают досадные промахи, которые впоследствии могут стоить и им, и ребёнку очень дорого. Вот почему в этом плане гораздо легче семьям, в которых дети посещают дошкольные учреждения. Ведь в детских садах дошкольным образованием детей занимаются профессионалы. Причём, как правило, «детсадовские» малыши лучше и проще строят отношения с учителем и ровесниками, комфортнее чувствуют себя в коллективе, уже обучены санитарно-гигиеническим правилам, и не испугаются, когда останутся в школе без родителей.

Но даже у ребёнка, имеющего за плечами опыт посещения детского сада, неизбежно возникает психологическое напряжение, когда он впервые приходит в школу. Это вполне понятная реакция на непривычную обстановку. Малыш ещё не знает, чем отличается учитель от воспитателя детского сада. К тому же он с недоверием относится к сверстникам (вдруг обидят!), а также опасается, что не сможет учиться так же хорошо, как другие.

К психологическому добавляется физическое напряжение. Ведь школьный режим существенно отличается от детсадовского.

Таким образом, переход от дошкольного детства, в котором доминировала игра, к школьной жизни, где главное – это учёба, должен быть педагогически хорошо продуман.

Главная задача дошкольного образования детей заключается в том, чтобы  научить ребёнка мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение, но не игнорировать при этом высказывания других людей. Вот почему в этом возрасте огромное значение имеют контакты со сверстниками, общение в детском коллективе. Т.е., ребёнок должен научиться воспринимать новую информацию, «обрабатывать» её и заносить в свою «базу данных». Фактически все без исключения дети настроены на позитивное восприятие окружающего. Наши дети – патологические оптимисты. От окружающих ребёнка взрослых зависит сохранит ли малыш светлое и радостное отношение к жизни.

О себе

Имею высшее профессиональное образование. В 1991 г. окончила Орловский государственный педагогический институт, факультет дошкольного образования. Работаю в МБДОУ ЦРР- детском саду № 84 города Орла воспитателем.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко "Педагогическая поэма".

Моё портфолио

Детское экспериментирование.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.

-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.

-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.

-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

·         Связь теории с практикой

·         Развивающий характер воспитания и обучения.

·         Индивидуализация и гуманизация образования.

·         Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

·         Целостность и системность обучающего процесса.

·         Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

 Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: