Презентация "Влияние толерантности и правовой культуры на нравственное воспитание дошкольников"
презентация на тему
Что такое толерантность и как его воспитывать в ДО пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Влияние толерантности и правовой культуры на нравственное воспитание дошкольников.
О толерантности мы с вами уже говорили в прошлом году. Предлагаю вспомнить понятие толерантность
Толерантность (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
2 слайд
Слово толерантность на разных языках звучит по-разному.
В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы.
Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях.
Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которые требует от нас жизнь.
Итак, с понятием толерантность мы определились.
Так как тема нашей встречи сегодня Влияние толерантности и правовой культуры на нравственное воспитание дошкольников.
Не лишним будет вспомнить, что определяет понятие правовая культура.
3 слайд
Вы ознакомьтесь с критериями правового воспитания у ребенка.
Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, понимание права, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.
По отношению к детям дошкольного возраста воспитание правовой культуры понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
4 слайд
Рассмотрим ряд ситуаций, которые возникают в детском саду в течение обычного рабочего дня и способствуют формированию у детей некоторых моральных качеств, каких мы вместе их назовем:
1. Придя в детский сад, старший ребенок помогает младшему раздеться.
Моральные качества: заботливость, чуткость.
2. Во время самостоятельных дидактических игр одни дети учат играть других в новые игры.
Моральное качество: взаимопомощь.
3. Возвращаясь с музыкального занятия, одни дети держат за ручку других, чтобы им было легче идти по лестнице.
Моральное качество: сопереживание.
4.На занятиях более отстающим помогают справиться с задачей.
Моральное качество: ответственность.
5.Взрослые дети прививают малышам любовь к труду.
Моральное качество: трудолюбие.
6. Во время таких режимных моментов, как подготовка к обеду, показывают своим примером, как нужно мыть и вытирать ручки, садиться за стол, держать ложку и т.п. вновь прибывшим детям.
Моральные качества: исполнительность, доброта, забота.
7. Во время общения и игровой деятельности дети могут справедливо оценить ситуацию, объяснив кто прав и почему, как лучше поступить в данной ситуации.
Моральные качества: милосердие, справедливость, честность.
8. И что очень важно, дошкольники во время совместной деятельности умеют радоваться успехам друг друга.
Моральное качество: доброжелательность.
9. Дети сотрудничают вместе и достигают положительных результатов.
Моральные качества: благодарность, искренность, уважение.
На примере рассмотренных ситуаций мы с вами увидели, как совместное пребывание детей способствует формированию у них вот таких нравственных качеств личности, а одним словом мы можем назвать это – Человечность, ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Нам необходимо знакомить дошкольников с их основными правами, формировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества стали неотемлемой частью их жизни.
5 слайд
В формировании толерантности, правовой культуры у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания. Для того чтобы работа была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разные виды деятельности дошкольников:
- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях и прогулках
- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов
- На дошкольном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге. Трудно переоценить значение рассказов зарубежных авторов, чтения книг-сказок народов мира, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.
- Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
- Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
- Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»
- Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов
- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок
- настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира,
- можно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.) приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.
Развивать представления детей о правовой культуре можно путем ознакомления с творчеством Астрид Линдгрен. Книга "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" раскрывает жизнь и проблемы большого города, дети начинают понимать, что в мире, который кажется веселым и безоблачным есть преступники, брошенные без присмотра дети. Это произведение формирует активное отношение к жизни, желание помогать слабым и незащищенным.
Для формирования чувства уверенности в себе, умения отстаивать собственное мнение, адекватно оценивать себя и свою деятельность, оценивать поступки других с позиции доброжелательности следует использовать в своей работе дидактические игры. Картотека таких игр имеется, можно скачать, распечатать и поместить в уголок по нравственному воспитанию.
Одним из действенных инструментов повышения уровня правовой культуры родителей считаются родительские собрания, консультации, буклеты по теме "Поощрять или наказывать?», «Как воспитать толерантность» и т.д.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у детей правильные нормы и образцы поведения, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать. Это всё нравственные нормы, они регулируют взаимоотношения, которые в свою очередь влияют на развитие таких нравственных качеств, как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"
Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников
Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Толерантность и правовая культура дошкольников»
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе м...
«Толерантность и правовая культура дошкольников»
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому нужно стремимся ...
Проект "Роль формирования экологической культуры в нравственном воспитании дошкольников”
Цель: Формирование гуманного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы. Задачи: 1. Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельно...