Конспект непосредственно образовательной деятельности «Социализация. Социально-личностное развитие».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Занятие по духовно-нрвственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_duhovno-nrvstvennomu_vospitaniyu.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Социализация. Социально-личностное развитие».
Беседа: «Маленький, да удаленький».
(по лексической теме «Моя семья», старший дошкольный возраст.)
Воспитатель: Тарасова Татьяна Леонидовна, высшая квалификационная категория
МКДОУ детский сад комбинированного вида «им. Н.К.Крупской» с.Звериноголовское Курганской области.
Цель занятия: Создание психолого-педагогических условий для формирования духовно-нравственных начал через произведения устного народного творчества.
Программное содержание:
- Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
- Воспитывать любовь и уважение к труду, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
- Формировать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку через произведения русского народного фольклора.
Ход беседы:
Вы ещё маленькие, но вас многие называют маленькими помощниками.
- Скажите, когда вас так называют?
Есть русская поговорка: «Маленький, да удаленький».
- Что это значит?
Иногда от ребят можно услышать такое: «Я ещё маленький, мне работать рано. Вот вырасту и стану маме помогать». Многие думают, что они не умеют помогать, потому что маленькие. Нет, это не так. Вот послушайте стихотворение:
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
И грядки надо поливать,
И куклу надо одевать,
И картинки, и картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
А тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год
И лентяем, и лентяем прослывет.
М. Ивенсен
С давних времен на Руси, как правило, в семье было много детей, трое-пятеро. Родители с малых лет приучали своих детей к труду, каждого учили помогать в доме, в поле, на огороде.
У каждого ребенка в семье были свои обязанности: кто из колодца воду носил, кто сухие дрова к печи подносил и золу из печи выгребал, девочки бельё полоскали, доили коз, коров, мальчики знали и умели распрячь, напоить и накормить коня. Дел было много, и без помощников родители не смогли бы все успеть сделать. Растили помощников с колыбели, напевая такие песни:
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам –
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
О труде можно было услышать в пестушках, потягушеньках. Дети понимали, что хвалят тех, кто трудится:
Чи-чи-чи, сорока,
Чи-чи, белобока,
На печке сидела,
Кашку варила,
Деток кормила:
Петьке - больше,
А Вовке - меньше.
- Как вы думаете, почему Петя получил больше каши, а Вова – меньше? По труду и награда.
Всем вам с детства известна потешка «Сорока – сорока».
- Кто помнит её?
Сорока-сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил!
Кашу не варил.
Тебе ничего нет!
И маленькому Сашке
Не досталось кашки!
- Что должен был сделать Сашка, чтобы получилась кашка?
Хоть и маленький, а свои обязанности имел. А того, кто не выполнял свои обязанности, называли лодырем. О таких говорили: «Не колода лодырь, а пень и сидит целый день. Не жнет, не косит, а обедать просит». И поучали, оставляя голодным: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»
Старшие брать брали с собой на рыбалку младших, учили делать удочки, копать наживку, насаживать её, подсекать рыбу:
Тяну-потяну,
Рыбку ловлю,
В передничек кладу.
А один ершок
Кладу в горшок –
Ушицу варить,
Братика кормить.
Загибали на ручке малыша пальцы и при этом пели потешку о братьях - помощниках:
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашку варить,
А крошке-Тимошке – песенки петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать!
(повторить с детьми текст с движениями пальцев)
- Какие обязанности были у старшего брата и двух средних?
Сироту обычно брали в семью родственники, и он наравне со всеми имел обязанности: «Гришка-сиротка кашу варил». Все дети трудились, не перекладывали свои обязанности на других, заботились друг о друге. А лентяев на Руси не любили, над ними смеялись, их укоряли:
Проснулась Ульяна не поздно, не рано.
Люди косить, а она – голову мочить.
Люди грести, а она – косу плести.
Люди жать, а она - на меже лежать.
А обедать пойдут, и она тут как тут.
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
«Делу – время, а потехе – час».
«Кто работал смело, тому и радость в дело».
«Поскорее подрастай, да к работе поспевай».
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Мала пчела, да и та работает».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
«Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!»
Вы тоже приучайте себя к труду, чтобы о вас говорили и родители, и соседи: «Мал золотник, да дорог!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»
В данном материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Здоровые зубы - залог здоровья". Здесь показано как в форме игры можно познакомить детей с правилам...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие (развитие речи)»
НОД на тему "ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У]"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы
Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»
Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...