Рабочая учебная программа в малокомплектной группе ( от 3-х до 6-х лет)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мирошниченко Ирина Эдуардовна

4. Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_rabota_s_roditelyami.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

[4. Работа с родителями.]

Работа с родителями.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

«Взаимодействие педагога с родителями – важнейшие условия эффективной работы с детьми».

Цель:

- поиск действенных путей сотрудничества педагогов и родителей;

- включение семьи в жизнь ребенка в детском саду;

- выработка общей стратегии и тактики воспитания;

- взаимодействие педагогов и родителей для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний;

- чтение предметной литературы;

- обзор информации по теме в интернете;

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Принципы взаимодействия с родителями:

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход;

- сотрудничество, а не наставничество.

Формы работы:

- анализ социального состава родителей;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания, консультации, оформление информационных стендов;

- участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях дошкольной группы.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

  • Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную  утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

  • Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивагь ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

  • Образовательная область «Познавательное развитие»

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуальное развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

  • Образовательная область «Речевое развитие»

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

  • Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы  на  2015-2016 учебный год

Название мероприятия

Цель

Сроки

1

Оформление родительского уголка на осеннюю тему.

Консультация: тема «Положи твое сердце к чтению»

Стенгазета «Безопасность наших детей»

Подготовить родительский уголок к осеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

Обратить внимание родителей на безопасное поведение детей

сентябрь

2

Родительское собрание: тема «Защита прав и достоинств ребенка в семье».

Консультация: тема «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»

Познакомить с задачами воспитательной-  образовательного процесса ,творческими проектами и планами на предстоящий учебный год.

сентябрь

3

Выставка детских работ « Осенний вернисаж».

Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.

октябрь

4

Консультация :  тема «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время».

Приобщать семью к пониманию духовно-нравственной культуры .

октябрь

5

Осенний праздник для детей

«Осень в гости к нам пришла»

Спортивный праздник «Мы веселая команда»

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.

ноябрь

6

Консультация: тема: «Детское упрямство»

Выставка « Любимая игрушка»

Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм, потешкам. Прибауткам

 

ноябрь

7

 

Выставка детских рисунков ко Дню Матери.

Праздник для детей и родителей

«Нашим дорогим мамам посвящается!».

Родительское собрание «Здоровый образ жизни»

Воспитывать любовь, уважение к матери, бережное отношение к своей  семье. Дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;  заинтересовать проблемой;  приобщить к игре ребенка в условиях семьи; 

ноябрь

 

8

Создание мини-музея «Красная книга»

Фотовыставка "Карта мира". Привлечь родителей к участию в фотовыставке

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Желание ухаживать за ними на нашей Земле.

ноябрь

9

Индивидуальные беседы с родителями.

Выявить отношение родителей по подготовке детей к обучению в школе.

ноябрь

10

Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!»

Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода.

декабрь

11

Подготовка к Новогоднему празднику. «Новогодний карнавал»

Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

декабрь

12

Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.

Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества.

декабрь

13

Выставка работ «Мастерская Деда Мороза»

Привлечь родителей к участию в выставке.

декабрь

14

Беседа: «Режим будущего первоклассника»

Информировать  родителей о важности соблюдения режима для будущих школьников.

январь

15

Фольклорный праздник «Крещение»

Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни.

январь

16

Вернисаж «Зимние узоры»

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

январь

17

Консультация для родителей «Скоро в школу».

Подготовить детей и их родителей к школе.

февраль

18

Развлечение «Мой хороший папа» 

Консультация «Режим будущего школьника»

Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии.

февраль

19

Спортивный праздник «Путешествие в город мячей»

Родительское собрание ««В каждой семье свои традиции»

Задействовать пап в участии на спортивном празднике; вовлечь их в творческий процесс общения с детьми. Пропагандировать активный образ жизни.

февраль

20

Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице».

Ознакомить родителей с правилами поведения   на улице во время гололедицы.

март

21

Весенний праздник «Мама лишь одна бывает»

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

март

22

Конкурс рисунков

«Цветы для  бабушки».

Фестиваль искусств «Весеннее настроение»

Воспитывать уважение и чувство благодарности  к своим бабушкам, побуждать детей доставлять им радость.

март

23

Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

Подготовить родительский уголок к весеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

март

24

Анкетирование родителей

Выявить уровень готовности семьи к появлению в ней школьника.

апрель

25

Консультация для родителей: «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Выставка работ «Обитатели Земли»

Привлечь родителей к участию в выставке.

апрель

26

Родительское собрание: «До свидания детский сад».

Предоставить родителям информацию об уровне подготовленности ребенка к школе.

апрель

27

Концерт, посвященный Дню семьи.

Выставка творческих работ «Моя семья»

Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к своей семье. Привлечь родителей в участии в выставках

май

28

Праздник «До свиданья детский сад!».

Создавать доброжелательную, праздничную атмосферу

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)

Рабочая учебная программа  воспитателя  средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Птенчики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. По ФГОС

Рабочая учебная программа  воспитателя  средней группы «Птенчики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. По ФГОС...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2015 по 30 августа 2016 г. По ФГОС

Рабочая учебная программавоспитателя средней группы «Звёздочки»срок реализации программы: с 1 сентября 2015 по 30 августа 2016 г.По ФГОС...

Рабочая учебная программа в малокомплектной группе ( от 3-х до 6-х лет)

3.Перспективное планирование по образовательным областям...

Рабочая учебная программа воспитателя подготовительной группы «Непоседы» на 2018-2019 учебный год для детей 6- 7лет.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕобщеобразовательной  группыподготовительного дошкольного возрастаструктурного подразделения детского сада «Улыбка»МКОУ «Убинская средняя школа №2&ra...