Сенсорное воспитание и сенсорное развитие детей 4-5 лет.
статья (средняя группа) на тему

Воронкова Елена Николаевна

Курсовая работа, в которой были раскрыты теоретические аспекты исследования особенностей сенсорного воспитания  детей дошкольного возраста: сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте; психолого - педагогические особенности детей 4 - 5 лет; методика сенсорного воспитания. Было проведено опытно - экспериментальное исследование особенностей сенсорного воспитания детей 4-5 лет между детьми посещающими и непосещающими детский сад. В заключении были даны рекомендации по созданию психолого - педагогических условий способствующих сенсорному воспитанию детей 4-5 лет не посещающих ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_4_1.docx101.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Теоретические аспекты исследования особенностей сенсорного воспитания детей дошкольного возраста        

1.1 Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте        

1.2 Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет        

1.3 Методика сенсорного воспитания        

 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности сенсорного воспитания детей 4-5 лет        

2.1 Организация исследования        

2.2 Создание психолого-педагогических условий способствующих сенсорному воспитанию детей 4-5 лет не посещающих ДОУ        

Заключение        

Литература        


Введение

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Баенская Е.Р. называла ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [6].

Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые (Б.Г. Ананьев [1], М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова [11], А.В. Запорожец [14], О.Г. Солнцева [11] и мн. др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер [7], Э.Г. Пилюгина [17], А.П. Усова [16], и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии Б. Ананьевым [2], Л. Выготским [9], Л. Венгером [7], А.Н. Леонтьевым [11] и др.

Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Г.А. Урунтаева [5], подавляющее число детей не посещают дошкольное учреждение. Дети не посещающие ДОУ, имеют трудности в обучении.

Таким образом, проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста приобретает все большее значение.

Объект исследования – сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности сенсорных функций сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей не посещающих детский сад будет иметь место отставание в развитии зрительного, слухового и осязательного восприятия.

Задачи:

  1. Определить сущность понятия сенсорное воспитание и сенсорное развитие.
  2. Выделить возрастные особенности среднего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть методику сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
  4. Провести опытно-экспериментальное исследование особенностей по динамике сенсорного развития детей среднего возраста.


 1. Теоретические аспекты исследования особенностей сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. [ 5] Сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.) [12]

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). [18]

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. [4]

По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). [1; 3]

В определениях Козлова С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором - на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом - развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.

Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание - направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.[14]

Запорожец А.В. и  Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления - это процессы, в другом - сенсорные способности.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. [16]

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.[3,4]

 М. Монтессори (1870-1952) рассматривала сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности: без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека. Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного жизни [11] Метод М. Монтессори не просто указывает ребенку на качества предметов и явлений окружающего мира, а дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что значительно важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Система сенсорного воспитания М. Монтессори включала понятия "сенсорная культура ребенка". Материал, разработанный М. Монтессори, построен так, чтобы развивать отдельные сферы ощущений, учить слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес и прочее. Ценность упомянутой системы воспитания заключается в том, что дидактический материал в ней - не самоцель, а средство.

      Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

      Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическом и физиологическом развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. А ограничения внешних впечатлений порождает у ребенка ощущение сенсорного голода, замедляет ее умственное развитие.

Современная педагогическая наука на основе данных психологии и педагогики определяет содержание сенсорного воспитания, которое должно осуществляться по принципу формирования, обогащения и углубления ориентирования детей (начиная с раннего возраста) в окружающем мире. Ознакомление с цветом, формой, размером предметов должно происходить одновременно с усовершенствованием звукового анализа языка, формированием музыкального слуха, развитием мышечно-суставной чувствительности и др.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой стороны - разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии играют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование.[14]

Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Правила для общих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Для обогащения сенсорного опыта детей можно использовать дидактические игрушки и предметы, продуктивные виды деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, лепка). Эффективным средством сенсорного воспитания является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Таким образом, чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, следовательно, интенсивно осуществляется сенсорное воспитание и развитие дошкольника. Это позволяет формировать разнообразные представления об окружающем мире, на основе которых развиваются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства ребенка.

Для сенсорного воспитания необходимо соблюдение ряда условий. Одним из важных условий сенсорного воспитания является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складываются возможности сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.





1.2 Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.

В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.

Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование [10].

Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение [11].

На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.

Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.[19]


1.3. Методика сенсорного воспитания

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Условия сенсорного воспитания:

1) Содержательная деятельность дошкольника.

Содержательная деятельность дошкольника является одним из важных условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы. Эта возможность обусловлена тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость ее результата от умения выделить качество, свойство, отношения и ориентироваться, опираясь на них. Например, качество рисунка ребенка зависит от умений выделить форму предмета, отношение частей, цвет, величину и т.п. В связи с этим сенсорное воспитание не выделено в специальный раздел, а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую и т.д.

2) Обучение - позволяет наиболее успешно осуществить сенсорное воспитание, так как без целенаправленного и систематического руководства взрослых ребенок осваивает сенсорный опыт путем проб и ошибок.

3) Руководство взрослых [12].

В процессе сенсорного воспитания можно выделить 4 этапа:

  1. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого воспитатель предлагает ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям, например, сделать рисунок или постройку по образцу.

Дети, не имея достаточно организованного сенсорного опыта, начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. Они сразу начинают действовать: подклеивают книги, не соразмерив величину бумажных полос и т.п.

Во всех случаях дети не анализируют, не обследуют образец или материал, предложенный для деятельности. Они ограничиваются общим, не расчлененным восприятием и, естественно, ошибаются: рисунок и постройка оказываются непохожими, книги подклеены короткими полосками и т.д.

Ошибка, не умение достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Этой ситуацией неудачи пользуется взрослый, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которое важно для достижения цели деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

  1. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. Затем он предлагает детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать действие и то качество, которое выделено в результате. Например, чтобы научить воспитанников выделять круглую форму, воспитатель показывает перед ними круглый предмет, говорит «прокачу», «катится», а затем определяет особенность: «круглый предмет». Затем дети сами прокатывают предметы, а педагог спрашивает: что они делают, катится или нет. Дети повторяют и действия, и речевое обозначение.

На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделения его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательными действиями.

Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точность словесных обозначений. Для упражнений необходимо отбирать разные предметы с проявлениями данного качества Целесообразно освоить упражнения в группировке разнообразных предметов по признаку данного качества. В этих условиях происходит отделение качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу – формированию обобщенных представлений о разных свойствах.

  1. Формирование представлений об эталонах.

Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству: собрать все красные шарики в красную коробку и т.п. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества: светлые и темные оттенки данного цвета и т.д. Это достигается сравнением разнообразных предметов, обладающим различными мерами того или другого качества. Все это позволяет подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков эталонов, которые закрепляются в речи. Такими признаками могут быть, например, у фигуры количество сторон и углов, у металла - блеск поверхности, прочность и т.д. Постепенно ребенок овладевает названиям эталонов. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличия. Это позволяет видеть особенности предметов, видеть известное в новом, относить предметы к группам по различным качествам. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе, усугубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети овладевают не единичными эталонами, а их системами. Для освоения систем эталонов важны упражнения на классификацию, дополнение неполных систем. В результате овладения в процессе обучения системами перцептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.

  1. Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Для осуществления этой цели важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений.

Содержанием таких заданий может быть самостоятельное изображение предметов, когда ребенок должен проанализировать особенности формы, соотношение и расположение частей и т.д., отбор материалов и инструментов для труда. На этом этапе работы воспитатель широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Методика сенсорного воспитания предусматривает:

- формирование у детей перцептивных действий;

- формирование у детей представлений о сенсорных эталонах;

- формирование у детей умений самостоятельно применять их в практической деятельности [4].

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особо понятен детям, если затем они используют свои представления в практической деятельности: в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным, ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим, основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей также умение воспринимать предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Таким образом, сенсорное восприятие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью, ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме - учебном занятии, детской игре, или сенсорном упражнении.


 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности сенсорного воспитания детей 4-5 лет

2.1 Организация исследования

Цель исследования: выявление уровня сенсорного развития детей посещающих и не посещающих ДОУ.

Задачи исследования:

1.  Определение содержания методики констатирующего эксперимента Разработка методики и проведение исследования.

3. Сравнительный анализ сенсорного развития детей посещающих и не посещающих ДОУ.

4. Разработка методических рекомендаций по развитию сенсорных функций детей не посещающих ДОУ.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Д/с «Буратино» р.п.Ровное» Ровенского муниципального района.

Для достижения цели мы проводили обследование двадцати детей среднего дошкольного возраста посещающих ДОУ, из которых была сформирована контрольная группа, и двадцати детей, не посещающих ДОУ, из которых была сформирована экспериментальная группа.

Возраст детей колеблется от 4 до 5 лет – средний дошкольный возраст.

На констатирующем этапе мы использовали следующие методики: «Закрась рисунок», «Тест с пирамидкой», «Тест с геометрическими фигурами», «Чем залатать коврик». Подробное описание методик представлено в Приложении 1.

На основании полученных результатов мы заполнили сводные таблицы уровня сформированности цветового восприятия детей контрольной и экспериментальной группы по методике Закрась рисунок».

Таблица 1. Результаты обследования цветового восприятия детей контрольной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Количество ошибок в выборе цвета, шт.

Оценка, баллы

Ангелина Б.

2,1

0

5

Аня М.

1,7

0

5

Алексей Ш.

2,0

0

5

Богдан Г.

2,9

0

5

Борис Л.

3,2

0

4

Данил О.

2,4

1

4

Вероника В.

1,9

0

5

Валя М.

2,3

0

5

Дамир Т.

2,2

0

5

Жанна Ф.

2,1

0

5

Константин Л.

2,0

0

5

Коля В.

2,7

0

5

Наташа Р.

2,8

0

5

Павел Т.

2,8

0

5

Светлана Р.

3,2

0

4

Галина Б.

2,8

0

5

Оля Ш.

3,4

0

4

Руфина Ч.

2,9

0

5

Сергей Ц.

2,5

0

5

Кристина Ш.

2,4

0

5

Средний балл

4,80

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что из контрольной группы 17 человек выполнили задание меньше чем за 3 минуты. Всем, кроме одного, допустившего ошибку (раскрасил черенок от груши черным цветом, а не коричневым) поставили по 5 баллов. Ребенку, допустившему ошибку поставили 4 балла, несмотря на то, что задание он выполнил менее чем за три минуты (2,4 мин.).

4 балла получили также три ребенка, потратившие на выполнение задания от 3 до 5 минут, хотя и не допустившие ошибки.

Определим уровень развития цветового восприятия у детей с учетом шкалы оценки результатов и представим полученные данные в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Уровень развития цветового восприятия детей контрольной группы

Очень высокий уровень развития цветового восприятия имеют 16 детей, которые раскрасили картинки не более чем за три минуты, и не допустили ни одной ошибки в выборе цвета. Высокий уровень развития восприятия цвета имеют четыре ребенка, три из которых не уложились в три минуты, а один уложился по времени, но допустил одну ошибку в выборе цвета.

Средний, низкий и очень низкий уровень развития восприятия цвета в контрольной группе не выявлен.

Таким образом, дети контрольной группы имеют очень высокий и высокий уровень развития восприятия цвета, хорошо справляются с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение соотносить цвета предметов.

Составим сводную таблицу результатов обследования уровня развития восприятия детьми контрольной группы величины предмета на основе методики «Тест с пирамидкой».

Таблица 2. Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей контрольной группы

Имя ребенка

Количество допущенных ошибок, шт.

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Оценка, баллы

Ангелина Б.

0

0,5

5

Аня М.

0

0,8

5

Алексей Ш.

0

0,9

5

Богдан Г.

0

0,7

5

Борис Л.

0

0,8

5

Данил О.

0

0,9

5

Вероника В.

0

0,5

5

Валя М.

0

0,5

5

Дамир Т.

1

1,0

4

Жанна Ф.

0

0,6

5

Константин Л.

0

0,7

5

Коля В.

1

1,0

4

Наташа Р.

0

0,8

5

Павел Т.

0

0,8

5

Светлана Р.

1

1,0

4

Галина Б.

0

0,6

5

Оля Ш.

0

0,6

5

Руфина Ч.

0

0,6

5

Сергей Ц.

1

1,0

4

Кристина Ш.

1

1,0

4

Средний балл

4,75

Таким образом, дети показали высокий результат тестирования. 15 человек набрали по 5 баллов, так как не допустили ни одной ошибки в нанизывании колец; 5 человек – по 9 баллов, так как допустили по одной ошибке в выборе размера и в течение отведенного времени не смогли ее исправить.

Определим уровень развития восприятия величины у детей с учетом шкалы оценки результатов согласно методике и представим полученные данные в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Уровень развития восприятия величины детей контрольной группы

Очень высокий уровень развития восприятия величины предмета имеют 15 детей, которые правильно собрали пирамидку, не допустив ни одной ошибки.

Высокий уровень развития восприятия величины предмета имеют четыре пять детей, допустившие по одной ошибке в выборе размера колец.

Средний, низкий и очень низкий уровень развития восприятия величины предмета в контрольной группе не выявлен.

Таким образом, дети контрольной группы имеют очень высокий и высокий уровень развития восприятия величины.

Тестирование на следующем этапе исследования имело цель определить уровень развития восприятия формы предмета, для чего нами использовался «Тест с геометрическими фигурами». Результаты исследования каждого ребенка заносился в протоколы исследования, на основании которых была составлена сводная таблица результатов обследования уровня развития восприятия детьми контрольной группы формы предмета (табл. 3).

Таблица 3. Результаты обследования уровня развития восприятия формы предмета детей контрольной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Оценка, баллы

Ангелина Б.

0,9

5

Аня М.

0,8

5

Алексей Ш.

1,2

4

Богдан Г.

0,9

5

Борис Л.

0,8

5

Данил О.

1,2

4

Вероника В.

0,9

5

Валя М.

0,8

5

Дамир Т.

1,1

4

Жанна Ф.

0,9

5

Константин Л.

0,9

5

Коля В.

0,8

5

Наташа Р.

0,7

5

Павел Т.

1,1

4

Светлана Р.

1,2

4

Галина Б.

0,9

5

Оля Ш.

0,9

5

Руфина Ч.

0,9

9

Сергей Ц.

1,1

10

Кристина Ш.

1,2

10

Средний балл

4,70

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о высоком результате тестирования. У 14 детей по 5 баллов потому, что они выполнили задание менее, чем за две минуты. 6 детей уложились во временной промежуток от 1 мин. до 1,2, тем самым набрав по 4 баллов. Ниже 4 количество баллов ни у кого нет.

Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов, представим полученные данные в виде диаграммы.

Диаграмма 3. Уровень развития восприятия формы детей контрольной группы

14 детей обладают очень высоким уровнем развития восприятия формы предмета, так как собрали доску менее, чем за 1 мин. 6 детей показали высокий уровень восприятия формы предмета, потратив на выполнение задания чуть более одной минуты.

Средний, низкий и очень низкий уровень развития восприятия формы предмета в контрольной группе не выявлен.

Таким образом, дети контрольной группы имеют очень высокий и высокий уровень развития восприятия формы.

Обследуем уровень пространственного восприятия детей контрольной группы, используя методику «Чем залатать коврик?».

Результаты обследования также представим в таблице (табл. 4).

Таблица 4. Результаты обследования уровня развития пространственного восприятия детей контрольной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, сек.

Оценка, баллы

Ангелина Б.

32

4

Аня М.

29

5

Алексей Ш.

31

4

Богдан Г.

28

5

Борис Л.

27

5

Данил О.

34

4

Вероника В.

29

5

Валя М.

27

5

Дамир Т.

31

4

Жанна Ф.

27

5

Константин Л.

32

4

Коля В.

31

4

Наташа Р.

29

5

Павел Т.

32

4

Светлана Р.

27

5

Галина Б.

28

5

Оля Ш.

32

4

Руфина Ч.

29

5

Сергей Ц.

31

4

Кристина Ш.

29

5

Средний балл

4,55

Исходя из данных таблицы 7, сделаем следующие выводы

Пространственное восприятие детей развито несколько хуже, чем восприятие цвета, формы и величины. Всего 11 детей набрали по 5 баллов, выполнив задание менее чем за 30 сек. 9 детей уложились во временной промежуток от 30 сек. до 34, тем самым набрав по 4 балла.

В то же время ни у одного ребенка контрольной группы нет балов меньше 4.

Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов, представим получены данные в виде диаграммы.

Диаграмма 4. Уровень развития восприятия пространства детей контрольной группы

11 детей обладают очень высоким уровнем развития восприятия пространства, так как «залатали коврик» менее, чем за 30 сек. 9 детей показали высокий уровень восприятия пространства, потратив на выполнение задания более 30 сек.

Средний, низкий и очень низкий уровень развития пространственного восприятия в контрольной группе не выявлен.

Таким образом, в контрольной группе обладают:

– 16 детей очень высоким и 4 – высоким уровнем развития восприятия цвета;

– 15 детей очень высоким и 5 высоким уровнем развития восприятия величины предмета;

– 14 детей очень высоким и 6 высоким уровнем развития восприятия формы;

– 11 детей очень высоким и 9 – высоким уровнем развития пространственного восприятия.

Итак, при использовании методик на определение уровня восприятия цвета, величины, формы и пространства в контрольной группе не было выявлено ни одного ребенка со средним, низким и очень низким уровнем сенсорного развития. Уровень развития восприятия более 50% детей – очень высокий.

Проанализируем результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок».

Таблица 5. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Количество ошибок в выборе цвета, шт.

Оценка, баллы

Алена С.

5,1

1

3

Андрей Е.

7,1

2

2

Артем В.

5,2

1

3

Валя М.

5,2

1

3

Виктор С.

5,1

1

3

Вадим Р.

10,2

3

1

Гена Р.

5,1

1

3

Дима О.

7,1

3

1

Иван Д.

5,3

1

3

Катя В.

7,1

2

2

Кира Л.

5,4

1

3

Лена З.

5,1

1

3

Люда Ж.

5,1

1

3

Миша Р.

5,1

1

3

Рая В.

7,9

3

1

Роман К.

5,6

1

3

Ринат Г.

7,1

2

2

Света З.

5,1

1

3

Света Э.

7,2

2

2

Света Н.

7,2

2

2

Средний балл

2,45

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что большинство детей набрали по три балла – 12 человек, то есть они выполнили задание, допустив не более одной ошибки, и потратив на выполнение задание от 5 до 7 минут.

По два балла набрали 5 детей: они допустили по две ошибки, потратив на выполнение задания свыше 7 минут.

Три балла набрали трое детей, допустившие по три ошибки.

Определим уровень развития цветового восприятия у детей с учетом шкалы оценки результатов (диаграмма 5).


Диаграмма 5. Уровень развития цветового восприятия детей экспериментальной группы

Таким образом, в экспериментальной группе очень высоким и высоким уровнем развития цветового восприятия никто из детей не обладает.

Средний уровень развития восприятия цвета имеют 12 детей.

Низкий и очень низкий уровень развития восприятия цвета в экспериментальной группе имеют соответственно 5 и 3 ребенка (табл. 6).

Таким образом, дети экспериментальной группы имеют в основном средний уровень развития восприятия цвета.

Результаты обследования уровня развития восприятия детьми экспериментальной группы величины предмета на основе методики «Тест с пирамидкой» представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Количество допущенных ошибок, шт.

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Оценка, баллы

Алена С.

2

1,0

3

Андрей Е.

4

1,0

1

Артем В.

4

1,0

1

Валя М.

4

1,0

1

Виктор С.

5

1,0

1

Вадим Р.

2

1,0

3

Гена Р.

3

1,0

2

Дима О.

3

1,0

2

Иван Д.

2

1,0

3

Катя В.

3

1,0

2

Кира Л.

4

1,0

1

Лена З.

2

1,0

3

Люда Ж.

3

1,0

2

Миша Р.

3

1,0

2

Рая В.

3

1,0

2

Роман К.

2

1,0

3

Ринат Г.

3

1,0

2

Света З.

3

1,0

2

Света Э.

3

1,0

2

Света Н.

2

1,0

3

Средний балл

2,15

Таким образом, все дети выполняли задание с пирамидкой ровно 1 минуту, то есть все отведенное на задание время. Качественный анализ результатов показал, что 5 детей допустили более 3-х ошибок, тем самым заработав 1 балл; 7 детей допустили 3 ошибки, получив по 2 балла; остальные 8 детей допустили по 2 ошибок и получили по 3 балла.

Определим уровень развития восприятия величины у детей с учетом шкалы оценки результатов согласно методике (Диаграмма 6).

Диаграмма 6. Уровень развития восприятия величины детей экспериментальной группы

Таким образом, данные диаграммы 6 позволяют сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы в основном имеют низкий или средний уровень развития восприятия величины предмета (соответственно 7 и 8 детей). 5 детей обладают очень низким уровнем восприятия величины предмета.

Высокий и очень высокий уровень развития восприятия величины предмета в экспериментальной группе не выявлен.

Далее мы определили уровень развития восприятия формы предмета с помощью «Теста с геометрическими фигурами». Сводные результаты исследования уровня развития восприятия детьми экспериментальной группы формы предмета представлены в табл. 7.

Таблица 7. Результаты обследования уровня развития восприятия формы предмета детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Оценка, баллы

Алена С.

2,7

3

Андрей Е.

3,2

2

Артем В.

5,1

1

Валя М.

5,1

1

Виктор С.

5,0

1

Вадим Р.

3,2

2

Гена Р.

5,6

1

Дима О.

5,3

1

Иван Д.

3,2

2

Катя В.

2,4

3

Кира Л.

5,2

1

Лена З.

5,1

1

Люда Ж.

3,2

2

Миша Р.

5,1

1

Рая В.

5,4

1

Роман К.

3,2

2

Ринат Г.

5,2

1

Света З.

2,4

3

Света Э.

3,2

2

Света Н.

5,3

1

Средний балл

1,6

Исходя из данных таблицы 7, сделаем следующие выводы.

Более пяти минут выполняли задание 11 детей, им было дано по одному балу. Те дети, которые уложились в промежуток от 3 до 4 минут, получили по 2 балла (6 чел.). Три ребенка справившиеся с заданием меньше чем за 3 минуты, получили по 3 балла.

Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов (Диаграмма 7).

Диаграмма 7. Уровень развития восприятия формы детей экспериментальной группы

Очень высоким и высоким уровнем развития восприятия формы предмета в экспериментальной группе не обладает никто. Средний уровень наблюдается у 3 детей, низкий – у 6, и больше всего – у 11 детей наблюдается очень низкий уровень развития восприятия формы.

Таким образом, дети экспериментальной группы имеют очень низкий, низкий и средний уровень развития восприятия формы.

Обследуем уровень пространственного восприятия детей экспериментальной группы, используя методику «Чем залатать коврик?».

Результаты обследования представим в таблице (табл. 8).

Таблица 8. Результаты обследования уровня развития пространственного восприятия детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, сек.

Оценка, баллы

Алена С.

52

2

Андрей Е.

53

2

Артем В.

43

3

Валя М.

61

1

Виктор С.

63

1

Вадим Р.

53

2

Гена Р.

56

2

Дима О.

63

1

Иван Д.

54

2

Катя В.

55

2

Кира Л.

55

2

Лена З.

53

2

Люда Ж.

61

1

Миша Р.

62

1

Рая В.

61

1

Роман К.

54

2

Ринат Г.

63

1

Света З.

45

3

Света Э.

63

1

Света Н.

59

2

Средний балл

1,6

Исходя из данных таблицы 8, сделаем следующие выводы

Только два ребенка справились с заданием меньше чем за 50 сек, тем самым получив по 3 баллов. 10 детей получили по 2 балла, так как справились с заданием за 50–60 секунд, 8 детей получили по 1 баллу, так как у них выполнение задания заняло 60–70 секунд. Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов (Диаграмма 8).

Диаграмма 7. Уровень развития восприятия пространства детей экспериментальной группы

8 детей обладают очень низким уровнем развития восприятия пространства, так как справились с заданием более чем за 60 сек. 10 детей показали низкий уровень восприятия пространства. И лишь у 2 детей наблюдается средний уровень восприятия пространства

Таким образом, в экспериментальной группы обладают:

– 3 ребенка – очень низким, 5 – низким, 12 – средним уровнем развития цветового восприятия.

– 5 детей – очень низким, 7 – низким, 6 – средним уровнем развития восприятия величины.

– 11 детей – очень низким, 6 – низким, 3 – средним уровнем развития восприятия формы.

– 8 – очень низким, 10 – низким, 2 – средним уровнем развития пространственного восприятия.

При использовании методик на определение уровня восприятия цвета, величины, формы и пространства в экспериментальной группе не было выявлено ни одного ребенка с высоким и очень высоким уровнем сенсорного развития.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводам:

- уровень развития цветового восприятия у детей не посещающих детский сад ниже, чем у детей посещающих дошкольное учреждение: средний балл при тестировании цветового восприятия детей экспериментальной группы составил 2,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,8 балла) на 2,35 балла. У детей экспериментальной группы с очень низким и с низким уровнем развития восприятия при выполнении задания возникали сложности в определении цвета карандаша, у детей со средним уровнем – в определении оттенка цвета в тех ситуациях, когда возникала необходимость выбирать оттенок среди карандашей одного и того же цвета.

- уровень развития восприятия величины предмета у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной: средний балл при тестировании восприятия величины предмета детей экспериментальной группы составил 2,15 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,75 балла) на 2,6 балла. Дети экспериментальной группы со средним уровнем развития восприятия величины предмета не могли определить величину колец пирамиды в середине пирамиды, когда кольца по диаметру практически одинаковы, но легко определяли самое большое (нижнее) и самое маленькое кольцо. У детей с очень низким и низким уровнем восприятия проблемы возникали сразу, при нахождении самого большого кольца.

- уровень развития восприятия формы предмета у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной: средний балл при тестировании восприятия формы предмета детей экспериментальной группы составляет 1,6 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,7 балла) на 3,1 балла. У детей не посещающих детский сад со средним уровнем развития восприятия формы не возникало сложностей с нахождением одинаковых половинок одной и той же фигуры, но они затруднялись в выборе таких же форм на доске, поочередно прикладывая формы к различным отверстиям, прежде, чем находили нужное. Дети с низким и очень низким развитием восприятия формы не могли найти половинки от одной фигуры уже на первом этапе.

- уровень развития пространственного восприятия у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной: средний балл при тестировании пространственного восприятия детей экспериментальной группы составляет 1,6 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,55 балла) на 2,95 балла. Здесь дети экспериментальной группы всех уровней не сразу могли определить подходящий рисунок.


2.2 Создание психолого-педагогических условий способствующих сенсорному воспитанию детей 4-5 лет не посещающих ДОУ

Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми экспериментальной группы необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:

– развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;

– развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

– развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине [10];

– развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета [16].

Сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие [16].

При первичном обследовании испытуемых детей, мы обнаружили, что основная часть из них значительно отстает не только в речевом развитии, но и в формировании сенсорного развития и процесса восприятия (не знают названий и не различают основные цвета спектра; не владеют понятиями формы, величины и сравнительными операциями с ними и т.д.), поэтому нами был разработан комплекс заданий, направленных на освоение детьми восприятия цвета, формы, величины, пространства, для коррекции сенсорного развития 4–5 лет.

Задания разрабатывались на основе методики Н. Соловьевой «Познавательные игры на песке» .

1. Упражнение «Кубики»

ЦЕЛЬ: Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

ОБОРУДОВАНИЕ: кубики разных размеров и разных цветов. Можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки.

2. Упражнение «Чудесные окошки»

ЦЕЛЬ: формирование сенсорной функции восприятия цвета, формы

ОБОРУДОВАНИЕ: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки); 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

3. Упражнение «Волшебные картинки».

ЦЕЛЬ: Целостность восприятия образа, развитие пространственного восприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я – на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3–4 картинки).

4. Упражнение «Найди и назови».

ЦЕЛЬ. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, 10–12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера

5. Упражнение « «Составь картинку»

ЦЕЛЬ: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Лист бумаги с изображением геометрических фигур на расстоянии друг от друга (Приложении 4).

6. Упражнение «Дорисуй»

ЦЕЛЬ: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений.

ОБОРУДОВАНИЕ: На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого.

7. Упражнение «Разноцветные колечки».

ЦЕЛЬ: научить детей правильно называть основные цвета и их оттенки, показать, что предметы можно различать не только по форме и размеру, но и по цвету.

ОБОРУДОВАНИЕ: колечки диаметром 4–5 см разного цвета, 5–6 небольших коробочек, окрашенных в те же цвета, что и колечки.

8. Упражнение «Уголки».

ЦЕЛЬ: Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

ОБОРУДОВАНИЕ: 27 кубиков, склеенных по 3 так, что получается «уголок» (Приложение 5). Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 – в красный, 3 – в синий, 3 – в зеленый. Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.

9. Упражнение «Разноцветное домино».

ЦЕЛЬ: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

ОБОРУДОВАНИЕ: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

10. Упражнение «Веселая аппликация».

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об основных цветах, развивать логическое мышление, речь, умение складывать предметы из подготовленных частей.

ОБОРУДОВАНИЕ: 3 картонных треугольника зеленого цвета большого, среднего и маленького размера (для сбора елочки), 5 картонных лепестков для цветка красного цвета и 1 небольшая зеленая полоска (для сбора ромашки), картонные детали для сбора грузового автомобиля.

Таким образом, комплекс разработанных по результатам исследования заданий ориентирован на приобретение сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.



Заключение

Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что сенсорное развитие является основой психофизиологического развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Несмотря на то, что исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста занимались многие ученые, развитие детей не посещающих детский сад до сих пор внимание не уделялось.

В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Таким образом, результаты исследования сенсорного развития детей, не посещающих и посещающих дошкольное учреждение различно.

Дети не посещающие ДОО не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами, не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Дети посещающие ДОО обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта.

При использовании методик на определение уровня восприятия цвета, величины, формы и пространства в экспериментальной группе не было выявлено ни одного ребенка с высоким и очень высоким уровнем сенсорного развития.

Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми экспериментальной группы решались коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка.

Таким образом, цель и задачи реализованы, гипотеза экспериментального исследования подтверждена.


Литература

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
  2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
  3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  4. Аугене Д.Й. Игра как средство активизации речевого общения детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2007.
  5. Аугене Д.Й. Речевое общение детей дошкольного возраста и пути его организации // Дефектология. 2007. № 4.
  6. Бабушкина А.В. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 2008. С. 26-35.
  7. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 2009. С. 5-14.
  8. БаряеваЛ.Б. и др. Из опыта организации работы с дошкольниками // Дефектология. 2004. № 6. С. 56-58.
  9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2006.
  10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2003.
  11.  Плеханов, А Теория и практика Марии Монтессори :/ А. Плеханов// Журнал Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.
  12. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей// под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981.
  13. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  14. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич- Щербо. – М.: Педагогика, 2008.
  15. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2001. С. 5-15.
  16. Воспитание сенсорной культуры ребёнка: Пособие для воспитателей. / Под ред. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. – М.: Просвещение, 1988. С. 3-11.
  17. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2006.
  18. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 2004.
  19. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 256.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика – одно из направлений сенсорного воспитания и речевого развития детей I младшей группы

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успеш...

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

сенсорное воспитание-основа познавательного развития детей 4-5 лет.

Данный материал раскрывает многолетний опыт работы по организации сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду....

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»

консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...