Программа "Я сам"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Программа познавательного и художественного развития дошкольников младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrovok_platnyy.docx | 90.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Я сам» построена в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства, на первый план в данной программе выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и его индивидуальных особенностей. В разработке программы учитывается научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письмом МО РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
-Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11 1989г.;
Программа выстроена с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а так же на основе комплексной программы психологических занятий с детьми раннего возраста Роньжиной А. С.
Актуальность В системе дошкольного образования происходит обращение к личностно-ориентированной педагогике (ФГОС), отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик.
Раннее детство – это период в развитии ребёнка, когда закладываются основы его физического и психического здоровья. Ребёнок приходит в мир, ещё ничего не зная о нём, но с готовностью к его активному восприятию. (Л.Н.Павлова).
Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребёнка: формирования восприятия, мышления, речи, памяти, чувств, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Всё психическое развитие ребёнка
осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. Они вводят его в незнакомый ему мир: учат действиям с игрушками и другими предметами, создают условия для самостоятельной детской деятельности, придумывают весёлые забавы, открывают прелесть родной речи, воспитывают доброжелательность, полезные привычки. (Ларечина Е.В.).
Именно в первые годы три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. (Алямовская В.Г.)
Как отмечает А.И.Захаров, « общество начинает всё больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве, и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений».
В первые годы жизни ребёнок делает самые важные шаги в своём развитии: у него активно формируется речь, он осознанно открывает для себя окружающий мир, учится мыслить и рассуждать. Но для того, чтобы ребёнок развивался правильно, ему необходима помощь взрослого. Взрослые, которые любят детей и заботятся о них, которые постепенно открывают для себя мир ребёнка, и которые в своей взрослой жизни постоянно делают поправки на присутствие малыша, помогут сделать его жизнь счастливой, а развитие полноценным. (ПавловаЛ.Н.).
Несмотря на большое разнообразие теорий, посвящённых детскому возрасту, ранний возраст изучен ещё недостаточно, при этом особенно мало исследований в области практической психологии.
Большая заслуга учёных Н.М.Щелованова и Н.М.Аскариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка применительно к раннему возрасту, что способствовало развитию исследований в области педагогики и психологии раннего детства.
Идея преднамеренного, планомерного психолого-педагогического воздействия на ребёнка явилась исходной в исследованиях Е.И.Тихеевой, Г.М.Ляминой, Р.Я.Лехтман-Абрамович. Исследования и проверка показали, что в результате повторяющихся игр и занятий с чётко выделенным содержанием при условии чёткого психолого-педагогического руководства дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительных в раннем детстве).
По мнению Б.П.Никитина, каждый здоровый ребёнок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями для развития способностей ко всем видам деятельности. Но эти возможности постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его задатки, поэтому развитие может быть лишь своевременным, а вовсе не ранним. Под развитием мы понимаем процесс и результат перехода к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. (С.Ю.Головин).
Говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребёнок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а раньше, чем развивался бы он сам, если бы с ним не занимались.
Таким образом, цель раннего развития - не воспитание гения. Единственная задача ранних занятий - дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать малыша смышлёным и добрым, развить его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни. (А.Штейн).
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании программы, направленной на раннее развитие детей преддошкольного возраста.
В основу построения программы легли фундаментальные положения общей, возрастной, педагогической психологии (идеи Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева).
Программа рассчитана на детей раннего возраста от 2 лет до 3 лет, учитывает возрастные особенности психического развития малышей.
Возрастная характеристика детей 2-3 лет.
Раннее детство – самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно, мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается познавательная сфера.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой - коммуникативная.
Основная потребность ребенка раннего детства – познание окружающего мира через действия с предметами. Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Его интересует многое: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы и т.п. Однако, ему еще трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между явлениями окружающей действительности.
Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенку сложно понять назначение предмета.
Ведущий вид деятельности в два года - собственно-предметные действия.
В этот период происходит развитие новых видов действий с объектами: соотносящие действия: (приведение нескольких предметов в определенное пространственное соотношение) и орудийные (один предмет употребляется для воздействия на другой).
В этот период появляется способность замещения предметов, например, палочка используется ребенком как градусник, а камешек - как конфета. Это является важнейшей предпосылкой появления игры.
Рассматривая развитие психических функций, важно отметить, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
К трем годам у детей складываются следующие психологические новообразования возраста:
- овладение предметными действиями;
- символическое, замещающее действие;
- активная речь;
- наглядно-действенное мышление;
- начатки самосознания (сознание) «Я сам»;
- развитие Я-концепции;
- самооценка.
Основная цель данной программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- Формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности.
- Укрепить здоровье ребенка и развить основные движения, крупную и мелкую моторику.
- Стимулировать познавательную активность ребенка.
- Развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи.
- Создавать условия для развивающего взаимодействия в общении, познании и выполнении элементарных правил поведения, ощущение успешности в деятельности и развития позитивного образа «Я».
- Обогащать связи ребенка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игровой, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
- психолого-педагогическая поддержка родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания и развития детей раннего возраста.
Принципы и подходы к построению программы
Программа «Я сам» построена на основе следующих принципов:
- системности и планомерности.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.
- принцип учета возрастных особенностей.
С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.
3)принцип доступности.
Материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.
4) игровой принцип.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер.
5) принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка – основной фактор его развития.
6) принцип индивидуальности и дифференцированности.
Знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками.
7) принцип единства развивающей и диагностирующей функции
Диагностические задания, позволяют проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.
Программа рассчитана на 64 часа. Занятия проводятся в группах по 6-8 человека, в
течение учебного года 2 раза в неделю, продолжительностью 15-18 мин. Каждое занятие
представляет собой сюжетно-игровые встречи, основная часть которых повторяется 2
раза.
Планируемые результаты:
Изменения в развитии предметной деятельности (дети активно обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают много различных культурно-фиксированных действий; проявляют выраженный интерес к предметам)
- повышение уровня познавательной активности
- повышение уровня предметных действий
- наличие у ребёнка хорошо выраженной ориентации на оценку взрослого
Изменения в развитии ситуативно-делового общения
- проявление ярко выраженной инициативности в общении
- расширение репертуара средств общения
- развитие активной речи
В ходе развивающих занятий будет развиваться внимание, мелкая моторика, мышление и память ребёнка. Знакомство с новыми словами и понятиями обогатит речь малыша и расширит его кругозор. Выполняя простые задания, ребёнок научится различать цвет предметов, запомнит названия геометрических фигур и получит первые навыки счёта.
Результативность программы можно отследить с помощью:
1. Включенного наблюдения за детьми во время занятий и свободной игровой деятельности. Данные наблюдений фиксируются в индивидуальных картах наблюдений 2 раза в год: октябрь и май.
2. Проведения открытых занятий
3. Анкетирования родителей с целью сбора данных об индивидуальных особенностях детей и ожиданиях родителей в начале года и выявления удовлетворенности результатом – в конце года.
4. Диагностики уровня развития детей в начале учебного года и в конце.
Содержательный раздел
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема. Основные задачи | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
| «Времена года»
| 6 | 1 | 5 |
| «Игрушки»
| 8 | 1 | 7 |
«Цвета»
| 12 | 2 | 10 | |
«Классификация»
| 10 | 2 | 8 | |
«Эмоции»
| 2 | 1 | 1 | |
| «Формы и фигуры»
| 8 | 1 | 7 |
| «Величина»
| 6 | 1 | 5 |
| «Свойства предметов»
| 6 | 1 | 5 |
| «Наши помощники»
| 6 | 1 | 5 |
Всего | 64 | 9 | 55 |
Планирование
№ | Задачи | Кол – во часов | Тематика занятий | ||
Игрушки | |||||
1 | создать у детей радостное настроение, желание играть с педагогом; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 1 | Божья коровка. | ||
2 | > сплочение группы, развитие эмпатии; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 1 | Мишка. | ||
3 | >учить рассматривать предмет и описывать его; >развивать слуховое внимание; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 1 | Матрешки | ||
Время года | |||||
4 | >знакомить детей с характерными признаками осени; >учить дифференцировать цвета (красный, жёлтый, зелёный); >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь и воображение; | 2 | Осень | ||
Цвета | |||||
5 | *учить находить и правильно называть жёлтый,зелёный, красный, синий цвет; *развивать умение сравнивать предметы по цвету ; *развитие пространственного представления; *развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; *развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 1 | Желтый | ||
6 | 1 | Красный | |||
7 | 1 | Жёлтый и красный (закрепление) | |||
8 | 1 | Синий цвет | |||
9 | 1 | Зеленый цвет | |||
10 | 1 | Синий и зеленый (закрепление) | |||
Время года | |||||
11 | *знакомить детей с характерными признаками зимы, со свойствами снега; *развивать общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение; | 2 | Зима | ||
Формы и фигуры | |||||
12 | развитие и закрепление понятий : круг, шар; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Мячик (шар, круг) | ||
13 | формирование понятий квадрат, куб; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Кубик (куб, квадрат) | ||
14 | формирование понятия треугольник, пирамида; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 1 | Пирамида (треугольник) | ||
15 | закрепление понятий круг, квадрат, треугольник; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. | 2 | Домик (закрепление форм) | ||
Величины | |||||
16 | учить ориентироваться в различных величинах: большой, маленький, средний; > обогащать словарный запас; > учить сопоставлять соответствующие по величине предметы; >развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи. | 2 | Три медведя (большой - маленький) | ||
17 | формирование понимания величин длины; > развитие навыков сравнения; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Лиса и заяц (длинный - короткий) | ||
18 | формировать представления о величинах (широкий - узкий), учить сравнивать по ширине; > обогащать словарный запас детей; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры; > развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь. | 2 | Машинки | ||
Свойства предметов | |||||
19 | формировать понятия тяжелый и лёгкий; > формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры; > развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь. | 1 | Пушинка и камень (тяжелый - легкий) | ||
20 | >формировать понятия твёрдый и мягкий; > формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры ; > развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь. | 1 | Мякиши (мягкий - твердый) | ||
21 | знакомить со свойствами предметов: колючий, гладкий; > развивать тактильное восприятие; > развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь; | 1 | Ёжик (колючий - гладкий) | ||
Время года | |||||
22 | знакомить детей с характерными признаками весны; > развивать зрительное внимание, умение соотносить схему с реальным изображением, учить выкладывать изображение из деталей на цветной образец; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Весна | ||
Эмоции | |||||
23 | формирование навыков распознавания эмоций радость, грусть; > развитие навыков сопереживания; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Солнышко и дождик (веселый - грустный) | ||
Классификация | |||||
24 | формировать умение соотносить предмет с его словестным обозначением. Формировать словарь по теме; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение; | 2 | Колобок (дикие животные) | ||
25 | знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних животных; >формировать словарь по теме; >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Деревня (домашние животные) | ||
26 | закрепление знания диких и домашних животных; > развивать артикуляционный аппарат детей; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Мамы и детеныши | ||
27 | > обогащать представления детей об овощах, учить различать овощи; > развивать зрительную память, внимание; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развивать координацию движений, мелкую моторику, речь; | 2 | Овощи | ||
28 | обогащать представления детей о фруктах, учить различать фрукты; >развивать зрительное внимание; >развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; | 2 | Фрукты | ||
Наши помощники. | |||||
29 | > научить детей понимать роль органов чувств в процессе познания окружающего мира; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, речи и воображения; | 2 | Мои помощники (ушки, носик, глазки) | ||
30 | > научить детей понимать роль органов чувств в процессе познания окружающего мира; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, речи и воображения; | 2 | Мои помощники (ручки, ножки) | ||
31 | > проверка полученных в течение года знаний: цвет, формы и фигуры, величина; свойства предметов >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения; | 2 | Игрушки (диагностическое) | ||
Всего: | 64ч. |
Организационный раздел
Структура занятий.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают в ладошки, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность обследовать предметы, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Структура занятия
Приветствие каждое занятие 1 мин
Сказка, потешка-игра. каждое занятие 5мин
Изобразительная деятельность:
-рисование (пальцами, кисточкой; карандашами, фломастерами)
- лепка(пластилин, тесто) чередуются 5 мин
Пальчиковая гимнастика каждое занятие 1 мин
Игры с песком ( с крупой ) один раз в месяц 7 мин
Игры с кубикам через каждые два занятия 5 мин
Свободная игра детей каждое занятие 5 мин
Релаксация каждое занятие 3 мин.
Прощание каждое занятие 1 мин
Занятия длительностью 15-18 минут проводятся 2 раза в неделю по подгруппам (до 8 человек).
Методы и приёмы обучения
Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;
Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, дидактические игры.
Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: движение под музыку; подвижные игры, пальчиковые игры – гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики (шнуровки, мозаики, игры с песком)
Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки;
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Оснащение занятий
Для занятий по предлагаемой программе используются: стулья, столы; магнитная доска
Специальная атрибутика: персонажи (ёжик, тучка, солнышко, три медведя, божья коровка, заяц, лиса, колобок, обезьяна, дикие лесные и домашние животные, куклы в зелёной, красной, желтой, синей одежде, надувной мяч, снеговик) звучащие мячики, набор игрушек; контейнеры с крупой, деревянные бусы 4 – х основных цветов.
Дидактический материал: альбомы для рисования; простые и цветные карандаши; гуашь, солёное тесто, кисти; фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями; схемы-эмоции, блоки Дьенеша, геометрические разноцветные фигуры
панно «Дерево» с набором жёлтых и зеленых листьев; панно «Яблоня» с набором красных и жёлтых яблок; муляжи овощей и фруктов; деревянный (кубики) и пластмассовый конструктор, мягкие набивные кубики, колокольчики
Техническое оснащение занятий: магнитофон; CD – диски : «Музыка с мамой» Е. Железнова, голоса животных, звуки природы; цифровой фотоаппарат.
Диагностика.
Проводится в октябре и в конце учебного года в мае (после окончания курса программы).
Метод: карта нервно – психического развития детей третьего года жизни ((2 – 3 г.) (Печора К. Л., Аксарина Т. М).
Цель: получить информацию об уровне развития психических процессов каждого для создания условий развития.
Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.
Комната для проведения занятий должна быть оборудована надлежащим образом, не должно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.
Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности воспитанников в ГБДОУ
В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие игры, интерактивная доска, проектор и т.д.
Сотрудничество педагога с семьёй.
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родители осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка. Перед началом занятий родителям презентуется программа, в ходе общения и по окончании занятий предлагаются рекомендации, касающиеся развития детей, организации их деятельности в домашних условиях.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников:
- открытый просмотр занятий
- родительские собрания;
- наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
- консультации, семинары – практикумы, тренинги;
- совместные игровые сеансы родителей и детей.
Литература:
1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьёзно. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 130 с. .
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет сада. - М.: просвещение, 1991. - 207 с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.:
ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
4. Будко Д.Г., Волкова Т.А. Жили-были малыши: Программа практикума общения
родителей и детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и сценарии занятий. Часть 1.
Знакомство. Цвет. Осень. - Омск, 2005. - 68 с.
5. Гарбер Е. Ребёнок от рождения до школы. - М.: Школьная пресса, 2001. - 112 с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Радиной
Е.И., Поповой М.И..Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е. М.,
"Просвещение", 1972. 191 с.
7. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка.
Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
8. .Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать
проблемы: Пер. с анг.: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвешение, 1991, - 223
9 ..Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего
детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 176 с.
10. Лямина Г.М.Развитие речи ребёнка раннего возраста: метод. пособие.- М.:
Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
11. Обучение с пелёнок. Популярная методика игровых уроков. Москва. ОНИКС
21 век. Санкт-Петербург. ОНИКС-СПб. 2004. - 43 с.
12. .ПавловаЛ.Н. Второй год жизни. Дошкольное воспитание. №№ 1,2,3,4,5.2004.
13. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников
дошкю учреждений. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:
Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
15. Правильно ли мы воспитываем малыша: Пособие для воспитателя детского
сада./ Под ред. Л.Ф.Островской, - 2-е изд. испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 128 с.
16.Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.:Школьная пресса,
2001. - 160 с.
17. Раннее развитие. Современные методики. Русский семейный журнал. 2005. - 144 с.
18. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004. - 72 с.
19. Силберг Д.Развивающие игры для годовалых малышей./Пер. с англ.
Е.Г.Гендель. - Мн.: ООО "Попурри", 2005. - 240 с.
19. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) /
Авт.-сост. Сотникова В. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. - 136 с.
20. Славкина М.А. Возрастная психология (психология развития). 100 вопролсов -
100 ответов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с.
21. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие
для практических психологов. 2-е изд.испр. и доп. - СПб.: "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2005. -
Диагностика развития детей 2-3 лет
Цвет
Критерии | 2 года | 2,5 – 3 года | Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Форма
Критерии | 2 года | 2,5 – 3 года | Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Предметный гнозис
Называет 4 – 5 картинок в 2 года | Называет многие из групп 2,5 года | Все предметы, свойства, качества 3 года | Не владеет |
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)
Выбор из 2-х картинок в 2 года | Выбор из 4 картинок в 3 года | Не владеет |
|
|
|
Конструктивный праксис
Возраст детей |
Действия | Разрезная картинка из 2-х фрагментов | Разрезная картинка из 3-х фрагментов | Не владеет |
2 - 2,5 года | Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
| Соединяет части без анализа полученного целого |
|
|
|
| Прикладывание с разворотами |
|
|
|
| Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
3 года | Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
| Соединяет части без анализа целого |
|
|
|
| Прикладывание с разворотами |
|
|
|
| Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
Конструирование по подражанию
(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)
Показатели | 2 – 2,5 года | 3 года | Не владеет |
Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений |
|
|
|
Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения |
|
|
|
Сопоставление и исправление ошибок |
|
|
|
Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений |
|
|
|
Самостоятельный анализ образца и воспроизведение |
|
|
|
Пространственный гнозис
Параметры | 2 – 2,5 года | 3 года | Не владеет |
Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется |
|
|
|
Выполняет все задания
|
|
|
|
Диагностика способов действий
Складывание пирамидки
| Нормативы | Пирамидка из 4 колец с колпачком | Пирамидка из 6 колец с колпачком | Не владеет |
2 – 2,5 года | Собирает пирамидку без учета величины |
|
|
|
3 – года | Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания |
|
|
|
Разбор и складывание матрешки
|
| Двусоставная | 3 и 4-х составная | Не владеет |
2,5 года | Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
| Простое манипулирование предметом |
|
|
|
| Силовая проба |
|
|
|
| Целенаправленная проба |
|
|
|
| Примеривание |
|
|
|
| Зрительное соотношение |
|
|
|
3 года | Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
| Простое манипулирование предметом |
|
|
|
| Силовая проба |
|
|
|
| Целенаправленная проба |
|
|
|
| Примеривание |
|
|
|
| Зрительное соотношение |
|
|
|
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
Оценка | Эмоциональное состояние ребенка | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка |
+3 | Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен | Много друзей, охотно играет с детьми | Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро | Очень хороший аппетит, съедает все |
+2 | Улыбается, настроение хорошее, спокоен | Сдержан, просится на руки, играет неохотно | Сон спокойный | Нормальый |
+1 | Иногда задумчив, замкнут | Безразличен к играм, отстранен, замкнут | Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго | Аппетит выборочный, но насыщенный |
-1 | Легкая плаксивость, хныканье | Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру | Засыпает с хныканьем, тревожен во сне | Отвергает некоторые блюда |
-2 | Плачет за компанию, плач приступообразный | Проявляет тревогу, бросает начатые игры | Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне | Приходится следить за тем, чтобы ел |
-3 | Сильный плач, подавленное настроение | Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть | Отсутствие сна, плач | Отвращение к еде, кормление мучительно |
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- охотное общение с другими детьми;
- спокойный сон; нормальное эмоциональное состояние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...