особенности развития детей 5 года жизни
статья (средняя группа) на тему
Особенности развития познавательной и психоэмоциональной сферы ребенка 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobranie.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 10—15 минут.
При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Ребенок способен находить 5-6 отличий между предметами.
Выполнять самостоятельно задание по предметному образцу.
Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.
Память
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7—8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Рассказывать наизусть несколько стихотворений
Мышление.
1. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
2. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов,
3. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
4. Может обобщать понятия, находить среди предложенных 4-х предметов лишний и объяснять свой выбор.
5.Определять последовательность событий
Речь
Улучшаются произношение звуков и дикция.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Формируются признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
Необходимо обучать ребенка составлению по картинке связных рассказов из 5-6 предложений; продолжать рассказ, начатый взрослым; давать характеристику предмету (форма, размер, вкус, цвет и т.п.)
Мелкая моторика
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.
Резать ножницами
Лепить из пластилина различные предметы
Повторять движения пальчиковой гимнастики
Правильно держать карандаш, обводить узоры и т.п.
Математические представления
Считать в пределах 10
Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Находить похожие на них предметы в окружающей обстановке.
Ориентироваться в пространстве
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10; устанавливать число больше или меньше другого (на образном материале – по картинкам).
Сравнивать до 10 предметов разной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ
Уважаемые родители!
- Воспитывайте в детях скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным, смелым. Приучайте испытывать чувство стыда за плохой поступок.
- Уделяйте больше внимание совместной деятельности с ребёнком.
- Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, инициативу в двигательной активности.
- Развивайте наблюдательность и любознательность малыша, знакомя его с предметами, явлениями общественной жизни и природы.
- Формируйте обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
- Удовлетворяйте потребность ребенка в обсуждении с Вами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Будьте снисходительны к его высказываниям.
- Прививайте любовь к родному дому, краю.
- Знакомьте с профессиями близких ребенку людей, подчеркивая значимость их труда. Помогайте совершенствовать собственные трудовые навыки.
- Продолжайте работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, улучшению звуковой культуры. Побуждайте ребенка к активному участию в беседе на заданную тему учите его составлять рассказы.
- Воспитывайте исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Учите ребенка бережно относиться к окружающему миру.
- Учите понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
- Воспитывайте устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводите ребенка к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, аппликации.
- С помощью развлечений и праздников приобщайте ребенка к ценностям культуры, формируйте опыт его социального взаимодействия.
- Избегайте публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы.
- Чаще хвалите малыша, объясняя, чем он порадовал и удивил Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития детей 4-го года жизни.
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психич...
Особенности развития детей второго года жизни
Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средст...
Особенности развития детей четвертого года жизни
Особенности развития детей четвертого года жизни...
Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"
Данный материал основан на особенностях развития детей в доме ребёнка....
Родительское собрание "Начало учебного года. Особенности развития детей 5 года жизни"
Материалы к родительскому собранию...
Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».
Ознакомление родителей с основными направлениями работы с детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...