Конспект занятия по нравственному воспитанию «Мои достоинства - доброта»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Практическое пособие с успехом опробированное на практике. Приложение к статье "Нравственно-гражданское воспитание дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственному воспитанию
«Мои достоинства - доброта»
Цель:
- Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества.
- Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
- Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
- Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе.
- Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.
Материал к занятию:
Сюжетные картины на тему «О хороших людях».
Словарная работа:
- Активизировать речь детей, обучать использовать добрые слова: добрый, прекрасный, хороший, замечательный.
- Учить правильно применять пословицы и поговорки.
Предварительная работа:
Чтение произведений В. Осеевой «Просто старушка», «До первого дождя»; А. Барто «Вовка - добрая душа»; Л.Н.Толстого «Котенок»; В.Катаева «Цветик - семицветик».
Ход занятия:
(Под лирическую музыку)
Воспитатель:
Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Вопросы к детям:
- Ребята как вы считаете для чего нужно хорошее настроение? (Ответы детей)
- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
- Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
- А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
- А нужно ли бороться с плохими качествами, такими как злоба, зависть, обида и т.д.?
- А как это надо делать?
- Всеем вместе ,будет легче бороться с этими качествами, но как это сделать?
Я предлагаю вам взяться за руки, встать рядом.
Собирались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В.:У меня есть волшебный клубочек, он поможет вам объединиться.
Дидактическая игра «Волшебный клубочек»
Передавая клубочек друг другу, необходимо вспомнить и назвать добрые слова.
В.: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен. Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о добрых и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть добрым? (Ответы детей) Правильно ребята. Быть добрым, это не только говорить добрые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята мне бы хотелось послушать, как вы стараетесь сделать приятное, окружающим людям, родственникам, друзьям. (Ответы детей) Мне кажется вы немного устали, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка:
Что за чудо - чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу, вам, не тая
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
В.: В жизни мы попадаем в различные ситуации и нужно быстро принять единственно правильное решение.
Разбор жизненных ситуаций «А как поступишь ты?».
- Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть в эту игрушку. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал в нее играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей)
В.: Если игрушка одна играем по очереди. Будь добрым, поделись с друзьями, вместе всегда веселее.
- Саша потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… Что сделали дети? (Ответы детей)
В.: Если кто-то попал в беду - помоги сам или позови взрослых. Переложив свою энергию на помощь ближнему, вы выигрываете вдвойне. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения, ибо творить добро - всегда приятно. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
- В автобус вошел мальчик и сел на свободное место. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
В.: Пожилым людям и малышам нужно уступать место.
- В группу детского сада вошла воспитательница из другой группы, поздоровалась. А как бы поступили вы? Что бы вы ей предложили?
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько часов сейчас?». Он сделал три ошибки, какие? (Ответы детей)
В.: Вы правильно сейчас говорили о доброте, о хороших добрых поступках. Но надо не только говорить о них, но еще и совершать их.
В.: А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л. Н. Толстого, В. Катаева, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о добрых поступка героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним. Как бы вы поступили на их месте? (Ответы детей)
- Из рассказа В. Осеевой «До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не хотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступила и сделала бы все, чтобы выручить своего товарища.
- Из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
- Из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Мы узнали о мальчике Павлике. Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком, но он изменил свое поведение ,стал лучше относился к окружающим его людям. Начал использовать слово - «пожалуйста». И его семья начала лучше к нему относиться, по-доброму.
- Из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» Мы узнали о доброй и немного рассеянной девочке Жене. Сначала она загадывала желания какие-то жадные (например, об игрушках). Но последнее ее желание оказалось самым добрым, потому что она помогла мальчику стать здоровым.
В.: Да, ребята! Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я очень рада, что вы поняли основной смысл данных произведений и эти знания пригодятся вам в вашей жизни. Ребята, давайте вспомним правила любящего сердца, правила добрых дел.
Дидактическое упражнение «Любящее сердце»
Дети передают сердце - игрушку из рук в руки и говорят пожелания, наставления друг другу. Если дети затрудняются, воспитатель дополняет их ответы. После обобщаются ответы и выводятся законы любящего сердца.
Законы любящего сердца
- Любящее сердце поступает так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям;
- Не твори добро на показ;
- Не утаивай в сердце злобу;
- Старайся искоренять плохие привычки;
- Не проходи с равнодушием мимо человеческой беды, горя, отчаяния;
- Не обманывай и не позволяй обманывать других;
- Дал слово - старайся его исполнить, не нарушай обещания;
- Утешай в печали, болезнях;
- Никогда не произноси дурных слов, оскорбляющих душу человека;
- Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство;
- Не радуйся лжи, а радуйся истине.
В.: Давайте в жизни не будем забывать, эти правила, и будем вести себя по- доброму. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?
- Добрая слава бежит, а худая лежит;
- Добро творить себя веселить;
- Доброму слову и добрая слава;
- Добрая ссора лучше худого согласия;
- Добро не горит, не тонет;
- Добро не лихо - бродит тихо;
- Добро не умрет, а зло пропадет;
- Добро помним, а зло забываем;
- Доброе дело два века живет;
- Доброе дело само себя хвалит;
- Доброму человеку везде добро;
- Доброму слову - добрый ответ;
- Доброе братство лучше богатства.
В.: Дети, мы сегодня много говорили о добрых делах и поступках.
Я приготовила для вас очень красивые коробочки. Назовем эти коробочки - коробочками добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка. Эти коробочки не простые, так как в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку.
Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке больше фишек, кто из ребят совершил больше всех хороших дел, поступков.
Литература:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
- Козлова Т.В. Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей. (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа здорового развития детей): Методическое пособие. – Самара, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. Беседы о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
- Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Как научиться любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Смирнова Т.В., Филлипова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I, II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.- Х.: Издательство «Ранок», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе Тема: «Уроки Доброты»
Данный материал содержит занятие по формированию нравственных качеств личности детей....
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе « Уроки Доброты»
Материал направлен на формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости)....
Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе на тему: «В мире доброты и вежливости»
Цель:- формировать знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека;- учить детей регулировать поведенческий характер.Задачи:1. Расширять представления детей о доброте, вежлив...
Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе "Путешествие в мир Доброты".
Углублять представление детей доброте как о ценном качестве человека;совершенствовать коммуникативные навыки;воспитывать гуманное отношение к родным и близким....
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости»
Занятие по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости» в старшей возрастной группе...
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе "Всем нужна доброта"
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе "Всем нужна доброта"....
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе по теме: "Урок доброты "Твори Добро"
ЦЕЛЬ: Углубление представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность....