Конспект занятия по нравственному воспитанию «Мои достоинства - доброта»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Харская Вера Михайловна

Практическое пособие с успехом опробированное на практике. Приложение к статье "Нравственно-гражданское воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственному воспитанию

«Мои достоинства - доброта»

Цель:

  1. Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества.
  2. Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
  3. Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
  4. Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе.
  5. Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.

Материал к занятию:

 Сюжетные картины на тему «О хороших людях».

Словарная работа:

  1. Активизировать речь детей, обучать использовать добрые слова: добрый, прекрасный, хороший, замечательный.
  2. Учить правильно применять пословицы и поговорки.

Предварительная работа:

Чтение произведений В. Осеевой «Просто старушка», «До первого дождя»;           А. Барто «Вовка - добрая душа»; Л.Н.Толстого «Котенок»; В.Катаева «Цветик - семицветик».

Ход занятия:

(Под лирическую музыку)

 Воспитатель:

 Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Вопросы к детям:

  1. Ребята как вы считаете для чего нужно хорошее настроение? (Ответы детей)
  2. А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
  3. Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
  4. А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
  5. А нужно ли бороться с плохими качествами, такими как злоба, зависть, обида и т.д.?
  6. А как это надо делать?
  7. Всеем вместе ,будет легче бороться с этими качествами, но как это сделать?

Я предлагаю вам взяться за руки, встать рядом.

Собирались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В.:У меня есть волшебный клубочек, он поможет вам объединиться.

Дидактическая игра «Волшебный клубочек»

Передавая клубочек друг другу, необходимо вспомнить и назвать добрые слова.

В.: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен. Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о добрых и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть добрым? (Ответы детей) Правильно ребята. Быть добрым, это не только говорить добрые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята мне бы хотелось послушать, как вы стараетесь сделать приятное, окружающим людям, родственникам, друзьям. (Ответы детей) Мне кажется вы немного устали, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

Что за чудо - чудеса

Раз рука и два рука

Вот ладошка правая

Вот ладошка левая

И скажу, вам, не тая

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лечить

Чуткие руки умеют дружить.

 В.: В жизни мы попадаем в различные ситуации и нужно быстро принять единственно правильное решение.

Разбор жизненных ситуаций «А как  поступишь ты?».

  • Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть в эту игрушку. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал в нее играть. Тогда  Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей)

 В.: Если игрушка одна играем по очереди. Будь добрым, поделись с друзьями, вместе всегда веселее.

  • Саша потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… Что сделали дети? (Ответы детей)

 В.: Если кто-то попал в беду - помоги сам или позови взрослых. Переложив свою энергию на помощь ближнему, вы выигрываете вдвойне. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения, ибо творить добро - всегда приятно. А как бы поступил ты? (Ответы детей)

  • В автобус вошел мальчик и сел на свободное место. А как бы поступил ты? (Ответы детей)

 В.: Пожилым людям и малышам нужно уступать место.

  • В группу детского сада вошла воспитательница из другой группы, поздоровалась.  А как бы поступили вы? Что бы вы ей предложили?
  • Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько часов сейчас?». Он сделал три ошибки, какие? (Ответы детей)

 В.: Вы правильно сейчас говорили о доброте, о хороших добрых поступках. Но надо не только говорить о них, но еще и совершать их.

 В.: А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л. Н. Толстого, В. Катаева, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о добрых поступка героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое  отношение к ним. Как бы вы поступили на их месте? (Ответы детей)

  • Из рассказа В. Осеевой «До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не хотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступила и сделала бы все, чтобы выручить своего товарища.
  • Из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
  • Из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Мы узнали о мальчике Павлике. Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком, но он изменил свое поведение ,стал лучше относился к окружающим его людям. Начал использовать слово - «пожалуйста». И его семья начала лучше к нему относиться, по-доброму.
  • Из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» Мы узнали о доброй и немного рассеянной девочке Жене. Сначала она загадывала желания какие-то жадные (например, об игрушках). Но последнее ее желание оказалось самым добрым, потому что она помогла мальчику стать здоровым.

 В.: Да, ребята! Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я очень рада, что вы поняли основной смысл данных произведений и эти знания пригодятся вам в вашей жизни. Ребята, давайте вспомним правила любящего сердца, правила добрых дел.

Дидактическое упражнение «Любящее сердце»

Дети передают сердце - игрушку из рук в руки и говорят пожелания, наставления друг другу. Если дети затрудняются, воспитатель дополняет их ответы. После обобщаются ответы и выводятся законы любящего сердца.

Законы любящего сердца

- Любящее сердце поступает так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям;

- Не твори добро на показ;

- Не утаивай в сердце злобу;

- Старайся искоренять плохие привычки;

- Не проходи с равнодушием мимо человеческой беды, горя, отчаяния;

- Не обманывай и не позволяй обманывать других;

- Дал слово - старайся его исполнить, не нарушай обещания;

- Утешай в печали, болезнях;

- Никогда не произноси дурных слов, оскорбляющих душу человека;

- Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство;

- Не радуйся лжи, а радуйся истине.

 В.: Давайте в жизни не будем забывать, эти правила, и будем вести себя по- доброму. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

- Добрая слава бежит, а худая лежит;

- Добро творить себя веселить;

- Доброму слову и добрая слава;

- Добрая ссора лучше худого согласия;

- Добро не горит, не тонет;

- Добро не лихо - бродит тихо;

- Добро не умрет, а зло пропадет;

- Добро помним, а зло забываем;

- Доброе дело два века живет;

- Доброе дело само себя хвалит;

- Доброму человеку везде добро;

- Доброму слову - добрый ответ;

- Доброе братство лучше богатства.

 В.: Дети, мы сегодня много говорили о добрых делах и поступках.

 Я приготовила для вас очень красивые коробочки. Назовем эти коробочки - коробочками добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка. Эти коробочки не простые, так как в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку.

 Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке больше фишек, кто из ребят совершил больше всех хороших дел, поступков.

Литература:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Козлова Т.В. Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей. (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа здорового развития детей): Методическое пособие. – Самара, 2005.
  5. Лопатина А., Скребцова М. Беседы о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
  6. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  7. Как научиться любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  9. Смирнова Т.В., Филлипова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I, II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
  11. Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.- Х.: Издательство «Ранок», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе Тема: «Уроки Доброты»

Данный материал содержит занятие по формированию нравственных качеств личности детей....

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе « Уроки Доброты»

Материал направлен на формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости)....

Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе на тему: «В мире доброты и вежливости»

Цель:- формировать знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека;- учить детей регулировать поведенческий характер.Задачи:1. Расширять представления детей о доброте, вежлив...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе "Путешествие в мир Доброты".

Углублять представление детей доброте как о ценном качестве человека;совершенствовать коммуникативные навыки;воспитывать гуманное отношение к родным и близким....

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости»

Занятие по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости» в старшей возрастной группе...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе "Всем нужна доброта"

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе "Всем нужна доброта"....

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе по теме: "Урок доброты "Твори Добро"

ЦЕЛЬ: Углубление представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность....