"Фольклор для маленьких"
статья по теме

Малютина Татьяна Викторовна

Данная статья рассказывает о том, как детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, играет огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_dlya_malenkih_2.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                                                                                   

Статья по музыкальному воспитанию

«Фольклор для маленьких»

                  Автор: музыкальный руководитель

  Малютина Т. В.

        

        Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей – желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства.

        На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, потешек. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силам ребенку раннего возраста: идет дождь, снег, прыгает зайчик, идет медведь, играем на дудочке, моем ручки и т.д.

        Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми куклами, мишками, зайками. А став взрослым – будет использовать свой опыт в воспитании детей и внуков. Так сохраняется традиция пестования.

        Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста.

        Детское восприятие на 3-м году жизни – ситуативное, поэтому так важно донести до малыша суть фольклорного произведения, развертывающегося  события. Постепенно вводить малыша в воображаемую ситуацию, учить выполнять действия «понарошку».

        Одним из принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения вы сможете поддержать внимание детей, а это немаловажный фактор.

        Малыш не просто отзывчив на эмоциональное поведение взрослого. Он проявляет эмоциональную чуткость ко всем действиям взрослого, особым образом реагируя на голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются, поэтому они выполняют информационную роль. Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать, как способ поддержания активности детей, но и возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе ознакомления с произведением.

        Знакомя малыша с фольклорными жанрами (потешками, песенками, прибаутками), мы знакомим его с элементами народного быта. Подводим к простейшему обобщению первых понятиях о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка-дедушка, мальчик-девочка, брат-сестра и т.д.)

        Посредством фольклора обогащаем малыша теплотой добрых чувств, на эмоционально-чувственной основе формируем добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром. Юмористические потешки приносят настроение раскрепощенности, веселья, праздности, ярморочности:

Через бабушкин дворок,

          Летел ясный соколок,

          Уронил он сапожок.

          Кричит: -Бабушка, подай!

          Родимая, помоги!

         -Мне некогда подавать,

          Мне некогда помогать,

          Надо внучку качать

          В колыбельке!

                 ***

        Вот лежат в кроватке

        Розовые пятки.

        Чьи это пятки –

        Мягки да сладки?

        Прибегут гусятки,

        Ущипнут за пятки.

        Прячь скорее, не зевай,

        Одеяльцем накрывай!

С помощью русского народного фольклора можно:

  • Обеспечить эмоционально положительное общение с ребенком;
  • Воспитать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, укладыванию спать;
  • Создать у ребенка настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

Вслушиваясь в напевность и мелодичность колыбельных песен, ребенок безмятежно засыпает, песня дает ему покой и тепло, особенно, если это будет голос близкого человека.

Баю – баюшки – баю,

Сидит котик на краю,

Лижет мордочку свою,

Тешит деточку мою.

Наши верные помощники на пути развития и воспитания малыша – пестушки, удивительный и поразительный жанр детского фольклор. Первый год жизни ребенка проходит под знаком колыбельных песен и пестушек.

        Пестушки – это коротенькие песенки, название которых произошло от слова «пестовать», что значит носить на руках, растить, ухаживать, воспитывать ребенка. Это своеобразная игра, связанная с уходом за ребенком.

        Напевая или произнося ритмизованно пестушки, мы выполняем своеобразный массаж (поглаживая ребенка по ручкам, ножкам, спинке), забавляем ребенка, даем ему знания о предметах, частях тела, лица, о своих действиях и повадках животных.

        Киска, киска, киска, брысь!

        На дорожку не садись!

        Наша деточка пойдет,

        Через киску упадет…

***

        Знаем, знаем, да-да-да,

        Где ты прячешься, вода!

        Выходи, водица,

        Мы пришли умыться!

        Лейся, лейся на ладошку

        Понемножку, понемножку!

        Посмелей, по быстрей,

        Будем мыться веселей!

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, играет огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, потешка и другие жанры фольклора входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор для маленьких

Разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

статья в газету "Фольклор для маленьких"

Статья в газету "педагог. Вожатый. Родитель" №5-6 (15-16) Март 2010...

Фольклор для маленьких

   Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможнос...

Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»

Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки,  прибаутки,  сказки. Детский фольклор – это соеди...