Фольклор для маленьких
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам. Системный подход к ознакомлению детей с окружающим остается действительным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Они начинают понимать и различать виды деятельности человека, направленные на результат. Именно на третьем году жизни ребенок овладевает способами активного ориентирования. Фольклор делает возможным познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках (с лисой, медведем, белкой, зайцем). У детей формируется представление о диких животных, птицах и их повадках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 116
Выступление на Совете педагогов
для групп раннего возраста
тема: «Фольклор для маленьких»
Подготовила:
воспитатель I категории
Рухлова Г.Н.
г. Владимир
2013г.
Фундамент эмоционального благополучия ребенка закладывается в ранние годы. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возродить образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её.
Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования к педагогу, работающему с детьми раннего возраста: он должен хорошо знать возрастные особенности, тонко чувствовать микропериоды перехода от возраста к возрасту.
Отношение детей третьего года жизни к фольклору показало, что детям этого возраста свойственно эмоционально окрашенное и персонализация знакомых сказок, песен, потешек.
Если учесть, что развитие активной ориентировки в окружающем сочетается с активным формированием речи, то можно предполагать, что обогащение фольклором детей третьего года жизни имеет благоприятную почву.
На третьем году жизни ребенка продолжает формироваться наглядно-действенное мышление. Развивающееся образное мышление помогает детям выполнять задания, относящиеся к продуктивным видам деятельности. Элементы образного мышления и изображения обнаруживаются в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах они видят знакомые образы – персонажи первых сказок, песен, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Народное поэтическое творчество благодатно для занятий такого рода в ранний период детства. Если дети первого-второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, то на третьем году их как правило привлекает содержание художественного произведения, ход развертывания событий, их последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий, а главное – направленность на результат, способ его достижения.
Системный подход к ознакомлению детей с окружающим остается действительным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Они начинают понимать и различать виды деятельности человека, направленные на результат. Именно на третьем году жизни ребенок овладевает способами активного ориентирования.
Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают систематический подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентировку на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приходит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребенку потому, что их герои-животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают и т.д.), художественные (поют, пляшут).
Ребенок третьего года жизни понимает произведения более объемно, образно. Они уже не удивляются поведению сороки-белобоки, курочки-рябушки, козы-дерезы и т.п. Они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описанные события.
Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто включается в игру со взрослыми, легко откликается на любое предложение развернуть игровые действия в ролях. Его интересует результат действия персонажа, может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока-белобока, или попробовать пирожку, которые купил на торжке котик.
Фольклор делает возможным познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках (с лисой, медведем, белкой, зайцем). У детей формируется представление о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает открыть в себе многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей.
Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы. Третий год жизни для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор для маленьких
Разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких....
Фольклор для маленьких
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....
Фольклор для маленьких
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....
Фольклор для маленьких
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....
статья в газету "Фольклор для маленьких"
Статья в газету "педагог. Вожатый. Родитель" №5-6 (15-16) Март 2010...
Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»
Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки, прибаутки, сказки. Детский фольклор – это соеди...
Фольклор для маленьких
Фольклор для малышей....