Фольклор для маленьких
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Рухлова Галина Николаевна

     Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам. Системный подход к ознакомлению детей с окружающим остается действительным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Они начинают понимать и различать виды деятельности человека, направленные на результат. Именно на третьем году жизни ребенок овладевает способами активного ориентирования.      Фольклор делает возможным познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках (с лисой, медведем, белкой, зайцем). У детей формируется представление о диких животных, птицах и их повадках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 116

Выступление на Совете педагогов

для групп раннего возраста

тема: «Фольклор для маленьких»

                                                                     Подготовила:

воспитатель I категории

                                                                     Рухлова Г.Н.

г. Владимир

2013г.

     Фундамент эмоционального благополучия ребенка закладывается в ранние годы. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возродить образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её.

     Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам.

     Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования к педагогу, работающему с детьми раннего возраста: он должен хорошо знать возрастные особенности, тонко чувствовать микропериоды перехода от возраста к возрасту.

     Отношение детей третьего года жизни к фольклору показало, что детям этого возраста свойственно эмоционально окрашенное и персонализация знакомых сказок, песен, потешек.

     Если учесть, что развитие активной ориентировки в окружающем сочетается с активным формированием речи, то можно предполагать, что обогащение фольклором детей третьего года жизни имеет благоприятную почву.

     На третьем году жизни ребенка продолжает формироваться наглядно-действенное мышление. Развивающееся образное мышление помогает детям выполнять задания, относящиеся к продуктивным видам деятельности. Элементы образного мышления и изображения обнаруживаются в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах они видят знакомые образы – персонажи первых сказок, песен, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Народное поэтическое творчество благодатно для занятий такого рода в ранний период детства. Если дети первого-второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, то на третьем году их как правило привлекает содержание художественного произведения, ход развертывания событий, их последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий, а главное – направленность на результат, способ его достижения.

     Системный подход к ознакомлению детей с окружающим остается действительным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Они начинают понимать и различать виды деятельности человека, направленные на результат. Именно на третьем году жизни ребенок овладевает способами активного ориентирования.

     Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают систематический подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентировку на человека и виды его деятельности.  Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приходит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребенку потому, что их герои-животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают и т.д.), художественные (поют, пляшут).

     Ребенок третьего года жизни понимает произведения более объемно, образно. Они уже не удивляются поведению сороки-белобоки, курочки-рябушки, козы-дерезы и т.п. Они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описанные события.

     Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто включается в игру со взрослыми, легко откликается на любое предложение развернуть игровые действия в ролях. Его интересует результат действия персонажа, может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока-белобока, или попробовать пирожку, которые купил на торжке котик.

     Фольклор делает возможным познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках (с лисой, медведем, белкой, зайцем). У детей формируется представление о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает открыть в себе многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей.

     Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы. Третий год жизни для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор для маленьких

Разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

Фольклор для маленьких

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра....

статья в газету "Фольклор для маленьких"

Статья в газету "педагог. Вожатый. Родитель" №5-6 (15-16) Март 2010...

Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»

Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки,  прибаутки,  сказки. Детский фольклор – это соеди...

Фольклор для маленьких

Фольклор для малышей....