Занятие как основная форма обучения
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В представленном материале раскрываются принципы, типи, виды, формы организации, особенности планирования занятий в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_zanyatie_1_3.pdf | 2.64 МБ |
sovremennye_zanyatiya.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Занятие как форма обучения
Подготовила: воспитатель – методист
Столярова М.В.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Ян Амос Коменский.
В педагогическом труде «Великая дидактика» он охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему». Разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.
В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
В настоящее время педагоги наделены правом самостоятельно определять место занятия в педагогическом процессе, интегрировать содержание, а вследствие интеграции сокращать количество регламентированных занятий.
Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название – дидактические принципы.
Принцип развивающего обучения. Обучение должно всегда опережать достигнутый уровень, чтобы ребенок затрачивал усилия для овладения новым материалом.
Принцип воспитывающего обучения. Обучение и воспитание, неразрывные процессы, поэтому, когда воспитатель определяет содержание знаний, он намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе обучения.
Принцип доступности обучения. Дети должны изучать те предметы и явления окружающего мира, которые им понятны и доступны.
Принцип системности и последовательности. Новые знания всегда должны опираться на имеющиеся у ребенка навыки, быть связанными с ними и способствовать упрочению и уточнению их. На основе последовательного накопления знаний об окружающем мире у детей формируется система знаний, обобщенные понятия.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознанны и осмыслены. Освоение знаний происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует.
Принцип наглядности. Использование различных видов наглядности способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики.
Принцип индивидуального подхода к детям. Все задания, которые получают дети, должны соответствовать их уровню ближайшего развития, поэтому и степень сложности заданий должна быть различной для каждого ребенка, так как дети могут развиваться по-разному.
Существует ряд принципов для организации современного занятия.
Принцип интеграции в содержание различных видов деятельности (интеграция-объединение в единое целое части и элементов системы на основе их взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимодополняемости);
Принцип индивидуализации. Создание условий максимально приближенных к домашним. Возведение образовательного процесса к малым индивидуальным формам;
Принцип многоканальности (включение всех органов - слух, зрение, тактильность и т.д.) в процесс обучения и приоритет вито генных технологий обучения. Готовые знания - мертвые знания, но без них нельзя. Но раньше мертвые знания были доминирующими, сейчас - доминанта – вито генные, живые знания;
Принцип обеспечения интеллектуальной и речевой активности, включенности ребенка в образовательный процесс;
Принцип разнообразных форм организации образовательного процесса (программа развития дает возможность дошкольным учреждениям право выбора модели организации).
К занятиям в дошкольных учреждениях выдвигается ряд требований:
Гигиенические требования:
Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
Дидактические требования:
Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
Систематически осуществлять контроль над качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.
Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается, прежде всего, программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированной учебно - познавательной деятельности детей и освоения предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
В настоящий момент наши дошкольные учреждения руководствуются в своей работе программой развития детей дошкольного возраста «Українське дошкілля» и программой развития детей старшего дошкольного возраста «Впевнений старт».
Непременным условием программного содержания является триединая задача занятия.
Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:
начало, ход занятия (процесс) и окончание.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.
Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.
Классификация занятий. Динамические, тематические, интегрированные, комбинированные, комплексные сюжетные, сюжетно-игровые, литературные, художественные - вот неполный перечень занятий, которые упоминаются в периодической литературе. Попробуем упорядочить этот перечень и охарактеризовать основные виды занятий с разных позиций.
В дошкольной педагогике определены следующие основания для классификации занятий: дидактическая задача, содержание знаний и форма организации.
Традиционно в дошкольной педагогике самыми распространёнными являются однонаправленные занятия. Они лежат в площади одной из сфер знаний (математика, развитие речи, физкультура и т.д.) и ограничиваются одним видом деятельности. Предметные занятия могут быть тематическими. Когда все задания подчинены раскрытию определённой темы средствами конкретной деятельности. Например, «В гостях у медведей» по математике, ходе которого через разные составляющие математической сферы (цвет, счёт, величина) будет реализована тема гостей.
Как уже было отмечено, современная дидактика объявила ведущим принципом организации образовательного процесса принцип интеграции. По - этому параллельно с предметными проводятся и разнонаправленные либо меж предметные занятия. Сюда можно отнести интегрированные и комплексные занятия. Комплексные занятия – это те, на которых разные виды деятельности: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность, математика, конструирование, ручной труд (в разных сочетаниях). Один вид деятельности меняет другой: играем, слушаем сказку, теперь будем рисовать.
И интегрированное и комплексное занятия не могут быть не тематическими. Тема является стержнем, ключевой идеей.
Классифицируя занятия по дидактическим задачам выделяют следующие виды: занятия по формированию новых знаний (Предметные, однонаправленные). По характеру они могут быть учебно – игровые. В основу которых положен элемент игры. Учебно – познавательные (урочного типа). Могут быть построены на основе дидактического материала (дидактические игры, дидактическая наглядность), на основе художественного текста (по мотивам сказки, игрового стихотворения). И занятия с элементами экспериментирования.
Ко второй группе относят занятия на закрепление ранее сформированных знаний. По характеру они учебно – познавательные, сюжетные (Посещение магазина, празднование дня рождения, путешествие и т.д.), игровые.
К третьей группе относят занятия направленные на совершение контрольно – оценочной деятельности. Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).
Это могут быть занятия – соревнования, занятия – шоу и игровые занятия.
По классификации, которую предлагает Екатерина Крутий по способу организации распределяют следующие типы занятий: фронтальное (которое проводится со всей группой детей), групповое (количество детей от 8 до 15) , индивидуально – подгрупповое (от 4до 8 детей) и индивидуальное (от 1 до 4 детей).
Следует обратить внимание на то, что индивидуальная работа – это реактивное действие на отдельный профессиональный случай (Оля не выговаривает звук К, Олег не может сдерживать агрессивные проявления). А индивидуальные занятия – это спланированное действие. Его отличает большая свобода в выборе временных и пространственных границ. Оно может проводиться в любое удобное время, максимально учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Например, для «совят» можно провести его во второй половине дня.
Так же к этой группе занятий относят и нетрадиционные занятия.
В настоящее время в дошкольных учреждениях активно используют этот тип занятий. Ребёнок, увлекаясь замыслом, не замечает скрытой учебной задачи. Данные занятия насыщены играми, самостоятельными творческими делами. Это делает их более интересными, привлекательными, более результативными.
Особенности организации занятия. Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.
Организация детей на занятии может иметь различные формы. Возможно обучение детей за столами, на стульях, которые выставлены полукругом на ковре, а также возможно свободное перемещение детей по группе. Педагог самостоятельно определяет расположение детей. Главным условием является то, чтобы все дети были охвачены вниманием и имели доступ к оборудованию.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. В каждой возрастной группе занятия имеют определённую продолжительность.
Для повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, необходимо включать в занятия физкультурную минутку. Физминутка - это кратковременный перерыв (2–3 мин) для проведения 2–3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, развитием речи, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты. В настоящее время в Интернете имеется большое количество музыкальных физминуток.
Подготовка педагога к занятию. Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это знать.
На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.
Вначале занятия необходима мотивация деятельности, где происходит организация детей. Необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Рекомендации: доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, сообщение.
Первая часть занятия – этап общения. Подготовка мышления детей к учебной деятельности: актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения заданий.
Рекомендации: Коллективный полилог, беседа, короткие истории, небольшое задание – проблема, введение эмоционального компонента «Яркое пятно», похвала.
Мотивация и этап общения объединены и их длительность до 3 мин.
Второй частью занятия является этап познавательной деятельности.
Постановка задания. Необходимо предоставить детям достаточной информации для выполнения практического задания. Здесь вводятся новые слова, термины, понятия. Целесообразно провести короткий опрос.
Рекомендации: использование материальных моделей. Длительность до 5 мин.
Третья часть занятия является центральной – этап преобразовательной деятельности.
Практическое усвоение материала. Детям предлагается в форме коллективного взаимодействия решать задания с помощью нового способа действий. Последовательность его проведения такова:
Инструктаж – сообщение цели, количества времени на выполнение,
Ознакомление с правилами и последовательностью действий ,
Определение индивидуальной помощи,
Объединение в группы либо распределение ролей,
Выполнение заданий: (Воспитатель организатор, консультант, ведущий. Пребывает рядом или вместе с детьми),
Презентация результатов работы.
Рекомендации: коммуникативное взаимодействие, построение «речевых цепочек», соревнования, игровые ситуации. Длительность до 12 мин.
Четвёртой, заключительной частью занятия является Этап контрольно – оценочной деятельности.
Самостоятельная работа с образцом. Преобладает индивидуальная форма взаимодействия. Эмоциональной направленностью данного этапа является организация ситуации успеха, которая заинтересовывает детей на дальнейшее обучение. По завершению обговаривается выполненная работа с целью осознания детьми её значения. Следует обратить внимание на то, соответствую ли ожиданиям полученные результаты.
Рекомендации. Вопросы к детям: О чем узнали? Чему научились? Как это можно использовать в дальнейшем? Какие новые слова запомнили? Какое новое слово тебя заинтересовало? Что бы хотелось повторить? Какое задание для тебя оказалось самым интересным? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Что тебе удалось? Что тебе не хотелось делать? Почему? Кого можно похвалить?
Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.
Развивающие занятия носят личностно – ориентированный характер. Суть их в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.
Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия.
Методы и приемы. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемого, которые направлены на достижение дидактических задач. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит:
- от цели и содержания предстоящего занятия.
- от оснащенности педагогического процесса.
- от личности педагога, его способностей и ответственности.
Подготовка педагога к занятию начинается с перспективного планирования. Педагоги указывают раздел программы, тщательно продумывают тему занятия и разрабатывают триединую задачу. Педагогам следует обратить внимание на тот момент, что при определении темы занятия следует делать акцент на его смысловом направлении («В гости к зайчику», «Строим домик», «Осень – волшебница»), а не на ведущем виде деятельности (Рассказывание по картине «Осень», Пересказ сказки «Колобок»). Нам необходимо не проинформировать о том, чем мы будем заниматься на занятии, а указать то, в какой сфере хотим достичь целостных представлений.
Существуют различные формы записи конспектов занятий. Самыми распространёнными являются: запись занятия, парадный конспект и план – конспект. Конспект – это ориентир в построении учебного процесса. В нём намечены все основные моменты занятия. Для открытого показа педагоги готовят парадный конспект. А в педагогической прессе используются записи занятий. Во время календарного планирования записывают рабочий план - конспект занятий. Рабочий конспект должен быть кратким, чётким, без лишней детализации, одновременно с этим он должен быть конкретным, чтобы в случае непредвиденной ситуации другой педагог мог воплотить замысел. В плане – конспекте необходимо четко указать тему занятия, его вид, тип, оборудование и материалы, словарную работу и план занятия. Не забывайте, что план - конспект – это и план и рабочий документ одновременно!
После проведения занятия педагог проводит рефлексию деятельности. В ходе анализа появляется возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие как основная форма обучения движения
Методическое пособие раскрывает вопросы методики организации физкультурных занятий как одну из основных форм обучения дошкольников движению. Пособие адресовано педагогам ДОУ, инструкторов по физическ...
Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста
Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...
Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явлени...
Статья на тему: "Игра как основная форма обучения детей правилам безопасного движения на дорогах"
Правила дороного движения одинаковы для детей и взрослых ,но знания,умния и навыки полученные в детстве запоминаются легче и остаются на всю жизнь.Именно по этой причине обучение детей ПДД целесообраз...
Дидактическая игра – основная форма обучения
Значение дидактических игр для речевого развития детей на занятиях....
Реализация основных форм обучения в условиях федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема учёта современных требований к организации процесса обучения дошкольников одна из самых актуальных. Именно разумное сочетание методов, средств, форм обучения значительно улучшает качество и р...
Физкультурное занятие как основная форма обучения движения
Быстрый ответ Мгновенный ответФизкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма...