Создание условий для развития социальной компетентности у воспитанников ДОУ
статья на тему

Сангалова Наталья Геннадьевна

В статье содержится обоснование актуальности проблемы развития социальной компетентности дошкольников, обобщён материал из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Создание условий для развития социальной компетентности

у воспитанников ДОУ»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.

По словам Льва Семёновича Выготского «социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности».

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками становится исходным моментом формирования социальных связей дошкольника и является важным условием благополучного психологического развития ребенка, а также подготовки его к  успешному обучению  в  школе и  к дальнейшей жизни в обществе.

 Целевые ориентиры, сформулированные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, подчеркивают значимость успешной социализации воспитанников.

Социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;

- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наличие у выпускника детского сада этих личностных характеристик свидетельствует о его успешной социализации, в ходе которой формируется такое личностное качество, как социальная компетентность.

Социальная компетентность в дошкольном возрасте означает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием с взрослыми и сверстниками.

Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает 4 компонента:

- мотивационный, это потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка взрослых и сверстников;

- когнитивный, или познавательный, это наличие представлений об окружающем мире, осознание себя и своего места в обществе;

- эмоциональный, это умение понимать и выражать свои чувства и эмоции и правильно реагировать на чувства и эмоции других людей;

- поведенческий, или собственно коммуникативный, это эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе.

С целью социализации детей, сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения в нашем детском саду реализуется психолого-педагогическая система работы по развитию социальной компетентности дошкольников.

Основными задачами работы являются: обогащение эмоционального опыта, развитие позитивного отношения к себе и окружающим, обучение способам конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг «Сведения о детях». Анализ результатов позволяет определить наличие социальных и психолого-педагогических проблем воспитанников ДОУ.

Результаты мониторинга подтверждают необходимость развития социальной компетентности дошкольников, их эмоциональной сферы и формирования у детей навыков конструктивного общения.

        В целом последовательность системы работы по формированию социальной компетентности в нашем учреждении выглядит следующим образом.

        В результате мониторинговой и психодиагностической деятельности выявляются и изучаются особенности развития воспитанников, определяются актуальные направления работы.

С учетом полученных данных осуществляется планирование и реализация взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам эмоционального, социального и познавательного развития.

        На основе координации работы специалистов и воспитателей ДОУ осуществляется организованная детская деятельность.

        С целью отслеживания динамики развития воспитанников, анализа результативности системы мероприятий проводится промежуточная и итоговая психологическая диагностика.

Для определения уровня развития социальной компетентности у воспитанников используются различные методы: контрольные листы наблюдения (листы адаптации, профили социального развития и др.), диагностические беседы, проективные и цветоассоциативные методики, социометрические исследования.

Координация работы воспитателей и специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) осуществляется в рамках психолого-медико-педагогических консилиумов, взаимопосещений занятий, подгрупповых и индивидуальных консультаций.

Кроме обсуждения результатов диагностики, планирования индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, определяются формы и методы эффективного взаимодействия специалистов по организации детской деятельности, способствующей комплексному познавательному, эмоциональному и социальному развитию воспитанников.

Введение ФГОС дошкольного образования  определяет  характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический и предъявляет чёткие требования к основным компетенциям педагогов.

Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
  • Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях.
  • Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
  • Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Важным фактором развития социальной компетентности дошкольников является ежедневная работа воспитателей, психологически грамотных, владеющих современными развивающими технологиями, саморегулятивными техниками, навыками эффективного  общения с воспитанниками и их родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ организовано по основным направлениям психологической деятельности:

  • Психологическая диагностика: анкетирование, наблюдение деятельности, тестирование.
  • Консультационная работа: тематические консультации, подгрупповые и индивидуальные консультации по результатам обследования, индивидуальные консультации по профессиональным вопросам.
  • Психопрофилактическая и развивающая работа: семинары, семинары-практикумы, сообщения на педсоветах, консилиумах, печатная информация (памятки, буклеты), занятия по психологической разгрузке, совместные социальные проекты, акции.

Вот тематика лишь некоторых консультаций и семинаров в рамках представленной темы: «Психологическая поддержка как условие благоприятной социальной адаптации ребёнка», «Толерантность, или как жить в мире с собой и другими»,  «Обучение без стресса», «Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их оценка в условиях детского сада», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей» и др.

Хочется отметить, что в нашем детском саду сложилась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями воспитанников. Мы стараемся помочь родителям в организации конструктивного взаимодействия с детьми на основе повышения их психолого-педагогической грамотности и используем для этого различные формы сотрудничества.

Родители включаются в обсуждение информации, активные формы работы, подготовку и проведение мероприятий. Взаимодействие с семьям воспитанников осуществляем через разнообразные формы: «дни открытых дверей», родительская конференция, родительский клуб, мастер-классы, проектную деятельность.

        Формирование социальной компетентности детей начинается на самых ранних этапах развития. В условиях дошкольного учреждения прослеживается уже в адаптационный период, когда ребёнок только начинает постигать азы общения со сверстниками и незнакомыми ему взрослыми.

В группах раннего возраста мы совместно с воспитателями наблюдаем за детьми и анализируем результаты наблюдений, рассказываем родителям об условиях успешной адаптации, о необходимости учёта возрастных и типологических особенностей детей.

 Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста организуется через работу родительского клуба «Мамина школа» и индивидуальные консультации.

Аналогичная работа проводится и в группах компенсирующей направленности. Специфика таких групп заключается в частом обновлении детского коллектива, дети приходят в логопедическую группу в 5-6-летнем возрасте  и посещают её на протяжении одного-двух лет. Для позитивной социальной адаптации воспитанникам таких групп требуется дополнительная психологическая помощь.

В результате наблюдения за ходом адаптации мы совместно с воспитателями заполняем и анализируем контрольные листы наблюдения, планируем работу по социальному развитию дошкольников.

С воспитанниками групп компенсирующей направленности в начале учебного года педагог-психолог проводит  цикл занятий «Давайте дружить», способствующих повышению уверенности в себе, сплочению детского коллектива.

С целью обогащения эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста проводится цикл развивающих занятий «Азбука эмоций». Обсуждение и проигрывание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, помогают ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в жизни. В ходе работы дети опосредованно знакомятся со способами релаксации и саморегуляции, что помогает им управлять своим эмоциональным состоянием.

После данного цикла занятий психолог проводит изучение эмоционального климата в группах. Анализ результатов позволяет определить отношение ребёнка к самому себе, к окружающим, к детскому саду, сделать вывод об эмоциональной комфортности детей в группах. Задачи развития эмоциональной сферы детей  решаются комплексно на занятиях со всеми специалистами. Во всех возрастных группах, начиная с младшей, организованы уголки настроения, во многих группах есть уголки уединения.

Следующий этап развивающей работы – это цикл занятий «Секреты общения» с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия.

Использование подвижных игр, психогимнастических упражнений, литературных произведений делают занятия интересными, доступными и привлекательными для детей. Атмосфера доверия даёт возможность ребёнку раскрыться, поделиться внутренними переживаниями со взрослыми и сверстниками. После занятий психолог даёт рекомендации воспитателям по закреплению социально-поведенческих норм в форме «секретов общения» в повседневной жизни, по использованию коммуникативных игр в организованной игровой деятельности.

Важным условием формирования социальной компетентности воспитанников  является обогащение их игрового опыта через разные виды игр: сюжетные, игры с готовым содержанием и правилами, социально-ориентированные игры.

Игровая деятельность детей, специально организованная взрослым в свободное от занятий время, способствует успешному социальному развитию дошкольников. Играя, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

        Важным социализирующим средством в настоящее время стали инициируемые детским садом социальные проекты.  В нашем дошкольном учреждении совместными усилиями педагогов разработаны и успешно реализованы такие проекты, как «Мы этой памяти верны», «От сердца к сердцу», «Музей открывает двери» и другие.

В результате реализации таких проектов  развиваются все компоненты социальной компетентности дошкольников: повышается мотивация общения со взрослыми и сверстниками, расширяется круг социальных контактов и представлений об окружающем мире, обогащается эмоциональный опыт.

Данные наблюдений, анализ профилей социального развития детей свидетельствуют о положительной динамике в социально-эмоциональном развитии воспитанников. Как показывает опыт работы, поэтапно организованная деятельность педагогов по развитию социальной компетентности дошкольников способствует формированию позитивного отношения к себе и окружающим, обогащению коммуникативного опыта воспитанников, совершенствованию родительско-детских отношений, повышению эффективности взаимодействия педагогов с детьми.

Литература:

Решетова С. Г. Формирование социальной компетенции дошкольника на современном этапе развития дошкольных образовательных учреждений. // Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48): в 3-х ч. Ч. II. C. 162-165.

Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.-2000.

Кукушкина Е.Ю. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду - М.: Сфера, 2013.

Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1998.

Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии поняти...