Консультация на педагогический совет "Что меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?"
консультация (старшая группа) на тему
В связи с введением 1 сетября 2013 г нвого Закона об образовании, менется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребенка. ФГОС ДО стандартизирует содержание дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rod_sobr.chto_menyaetsya_s_vvedeniem_fgos.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет
Что меняется в образовательном процессе ДОУ
в связи с введением ФГОС ДО?
Воспитатель «МБДОУ Д/с № 40»
Янгулова Елена Борисовна
2014 г.
г. Ачинск
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?
1. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.
В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
- любознательность;
- способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
- уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
- развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
- способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;
4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано:
- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.
Таким образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы для выступления на семинаре или педагогическом совете по теме "Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Документ содержит основные тезисы, комментирующие и разъясняющие ФГОС ДО, может быть полезен при подготовке педсоветов или консультаций по ФГОС ДО....
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
Обновление образовательного процесса ДОУ с учетом введения ФГОС ДО
Презентация выступления на методическом совете по теме "Обновление образовательного процесса ДОУ с учетом введения ФГОС ДО"...
Изменения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Трудности и Достижения
Изменения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Трудности и Достижения...
Педагогический совет "Систематизация структурных компонентов образовательного процесса в ДОУ".
Планирование и организация образовательной деятельности в ДОУ....
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»....