Использование игрового метода в обучении прыжкам детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме

Калачева Анна Николаевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ПРЫЖКАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В дошкольном возрасте происходит физическое, психическое и личностное развитие ребенка, формируются важные свойства и способности. Именно в дошкольном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для организованного системного физического воспитания детей, обеспечивая реализацию права каждого ребенка на полноценное развитие, поскольку оно обеспечивает будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое (социальное). Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая чувствительность к движениям позволяют вырабатывать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента появление на свет, применяя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры. Становится приоритетным направлением разработка и реализация новых педагогических методик, технологий и альтернативных подходов к совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Модель содержания и организации двигательной активности детей младшего возраста в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье включает в себя: средства оздоровительной физической культуры (физкультурно-оздоровительные методики), учитывающие параметры двигательной активности детей (уровень двигательной активности), средства внешней физкультурно-спортивной среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), направленной на выработку у детей потребности в двигательной активности, а также педагогические условия. Эти средства используются в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении и в семье в процессе обучающих занятий, на прогулке, в свободное время. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает основными видами движений поэтому развивать конкретные двигательные умения (действия) не верно, любые применяемые средства физического развития должные воздействовать на развитие двигательной активности ребенка комплексно. Прыжки - это простой и естественный способ преодоления препятствий, В зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок. Трудно переоценить значение прыжков в физическом развитии человека, и особенно в физическом воспитании подрастающего поколения. Прыжковые упражнения необходимы растущему организму, они прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области, улучшают нервно-мышечную реакцию, способствуют совершенствованию физических качеств - быстроты, силы, ловкости, не говоря уже о таком специфическом качестве, как прыгучесть. Прыжки развивают глазомер, координацию, точность и согласованность движений. При их выполнении усиливается кро¬вообращение и дыхание. Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости и смелости. Разнообразные виды прыжков, включенные в режим дня, усиливают их физиологическое воздей¬ствие. В современной теории физического воспитания детей дошкольного возраста тема развития координации движения детей на примере выполнения двигательного действия – прыжка, остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание индивидуальных особенностей проявления координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях, не достаточно информативны критерии оценки уровня развития двигательной способности при выполнение прыжков, не выявлены особенности использования различных средств и методов применительно к младшему дошкольному возрасту. Дошкольный возраст характеризуется бурными процессами роста и развития детей, получением первоначального двигательного опыта, это период развития основных двигательных навыков, которые способствуют гармоническому развитию личности. Прыжки являются сложно-координационным двигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрации внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств. Двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных движений или многих действий). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. А до начала осуществления деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Способности проявляются и развиваются лишь в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но эта всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов. Как отмечает Е.Н. Вавилова (1983), Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка. В детском саду используются разнообразные виды прыжков: • подпрыгивания (подскоки), • прыжки в глубину (спрыгивания), • прыжки в высоту и длину с места и с разбега, • различные прыжки через короткую и длинную скакалки. Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу . Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Однако одна из главнейших функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач. Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями. Современные авторы и их образовательные программы, такие как базовая программа дошкольного образования "От рождения до школы", нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности. Прыжки совершенствуются различными средствами: подвижные игры; физкультурные занятия; физкультминутки; прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада; физкультурные праздники; физкультурные развлечения. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_zhurnal.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ПРЫЖКАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В  дошкольном  возрасте происходит физическое, психическое и  личностное  развитие  ребенка, формируются важные свойства  и способности.

         Именно в дошкольном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для организованного системного физического воспитания детей, обеспечивая реализацию права каждого ребенка на полноценное развитие, поскольку оно обеспечивает будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое (социальное).

         Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая чувствительность к движениям позволяют вырабатывать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента появление на свет, применяя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры. Становится приоритетным направлением разработка и реализация новых педагогических методик, технологий и альтернативных подходов к совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

        Модель содержания и организации двигательной активности детей младшего возраста  в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье включает в себя: средства оздоровительной физической культуры (физкультурно-оздоровительные методики), учитывающие параметры двигательной активности детей (уровень двигательной активности), средства внешней физкультурно-спортивной среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), направленной на выработку у детей потребности в двигательной активности, а также педагогические условия. Эти средства используются в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении и в семье в процессе обучающих занятий, на прогулке, в свободное время.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает основными видами движений поэтому развивать конкретные двигательные умения (действия) не верно, любые применяемые средства физического развития должные воздействовать на развитие двигательной активности ребенка комплексно.         

        Прыжки - это простой и естественный способ преодоления препятствий, В зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.

         Трудно переоценить значение прыжков в физическом развитии  человека, и особенно в физическом воспитании подрастающего поколения. Прыжковые упражнения необходимы растущему организму, они прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области, улучшают нервно-мышечную реакцию, способствуют совершенствованию физических качеств - быстроты, силы, ловкости, не говоря уже о таком специфическом качестве, как прыгучесть. Прыжки развивают глазомер, координацию, точность и согласованность  движений. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание.

           Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка.

            Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости и смелости.

               Разнообразные виды прыжков, включенные в режим дня, усиливают их физиологическое воздействие.

В современной теории физического воспитания детей дошкольного возраста тема  развития координации движения детей на примере выполнения двигательного действия – прыжка, остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание индивидуальных особенностей проявления координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях, не достаточно информативны критерии оценки уровня развития двигательной  способности при выполнение прыжков, не выявлены особенности использования различных средств и методов применительно к младшему дошкольному возрасту.

Дошкольный возраст характеризуется бурными процессами роста и развития детей, получением первоначального двигательного опыта, это период развития основных двигательных навыков, которые способствуют гармоническому развитию личности. Прыжки являются сложно-координационным двигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрации внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств.

Двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных движений или многих действий). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. А до начала осуществления деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Способности проявляются и развиваются лишь в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но эта всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.

Как отмечает Е.Н. Вавилова (1983), Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них.

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.

В детском саду используются разнообразные виды прыжков:

  • подпрыгивания (подскоки),
  • прыжки в глубину (спрыгивания),
  • прыжки в высоту и длину с места и с разбега,
  • различные прыжки через короткую и длинную скакалки.

          Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу . Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

         Однако одна из главнейших функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

         Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

        Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Современные авторы и их образовательные программы, такие как базовая программа дошкольного образования "От рождения до школы", нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Прыжки  совершенствуются различными средствами: подвижные игры; физкультурные занятия; физкультминутки; прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада; физкультурные праздники; физкультурные развлечения.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста

Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию «Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста»

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию "Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста"...

Доклад "Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста"

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» № 7ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЛОСИНО-ПЕТРОВСКОГО ОКРУГА  МО...

Использование игровых приемов в обучении пению детей старшего дошкольного возраста.

Одним из самых доступных и самых любимых  детьми видов музыкальной деятельности является пение.  Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача – научить детей любить песню...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...