Самообразование по теме нравственно-патриотического воспитания
методическая разработка (средняя группа) на тему

Жумансареева Акмарал Куанышевна

Самообразование по теме нравственно-патриотического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

План: Содержание работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены методические программы и пособия.

Также был изучен передовой педагогический опыт по нравственно – пат-риотическому воспитанию дошкольников детских садов.

 Для определения системы работы по теме я наметила.

 Цели:

 1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нрав-ственных ценностей.

 2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспи-танию.

 3. Повышение уровня самообразования.

 Всю работу разбила по блокам.

 I. «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад) .

 II. «Мой родной посёлок».

 III. «Никто не забыт, ничто не забыто».

 1 блок «Я и моё ближайшее окружение» – сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Цель. - Изучить методическую литературу по теме.

 - Способствовать созданию эмоционально – благополучной атмосферы в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым.

 Задачи.

 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

 2. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

 3. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

4. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, неко-торых «проблем» детского сада.

 5. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

 6. Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.

 7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную дея-тельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Эти задачи планирую решать через реализацию следующих мероприятий:

1. Рассматривание сюжетных картин из серии «Семья».

2. Беседы:

 «Папа, мама, я – семья! »

«Кто в домике живёт? »

 «Хорошо у нас в саду»

 «Наш зайчонок заболел»

 3. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рож-дения».

 4. Дидактические игры: «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Пода-ри улыбку», «Передай настроение».

 

5. Чтение художественных произведений: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «О мальчиках и девочках», Е. Благинина «Вот так мама» и др.

6. Ознакомление с устным народным творчеством :

 - чтение русских народных сказок (драматизация, различные виды теат-ров)

 - заучивание потешек, пестушек, песенок, приговорок, закличек;

 - загадки, пословицы, поговорки;

 - народные игры.

7. Экскурсии по детскому саду:

 «Мой любимый детский сад»

 «Детский сад – большой дом, ребятишек много в нём»

 8. Праздники и развлечения, способствующие сплочению детского коллек-тива.

9. Изготовление с детьми праздничных газет, поделок, открыток для ро-дителей, семьи.

 2 блок «Мой родной поселок» – декабрь, январь, февраль.

 Цель: Создать соответствующую среду для развития нравственно-патриотических качеств детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:  1. Обратить внимание детей на то, что в нашем селе много улиц, у каждой есть название. Познакомить с названиями улиц села. Уточнить домашний адрес детей.

 2. Расширять представления детей о животном и растительном мире наше-го края, его своеобразии и особенностях.

 3. Познакомить с правилами поведения в природе в разное время года;

 4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животном и растительном мире, бережное отношение к при-роде.

 5. Познакомить детей с историей возникновения села;

 6. Воспитывать чувство любви и чувство гордости к родному селу.

Планирую провести следующее:

 1. Беседы: «Улица – как часть села», «Дом, в котором мы живем».

 2. Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог», «Район, в котором мы живем». «Кто больше знает улиц в нашем селе? », «Так бывает», «Найди отличия».

3. Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и ку-старников.

 4. Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек.

5. Чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимо-вье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е. Чарушина «Что за зверь».

 6. Целевая прогулка в парк.

 3 блок «Никто не забыто, ничто не забыто» - март, апрель, май.

 Цель: Способствовать развитию у детей чувства патриотизма через озна-комление с героическим подвигом старшего поколения в годы В. О. В.

Задачи:

 1. Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к вете-ранам, доблестной истории своей страны.

 2. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса через стихи, беседы и песни о войне.

3. Расширять знания о ВОВ, о функциях армии, о памятниках и мемори-альных комплексах.

 Реализация:

 1. Организованная образовательная деятельность.

 2. Слушание песен военных лет.

3. Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Землянка», С. Баруздин «Шел по улице солдат», И. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой».

 4. Сюжетно- ролевые игры «Моряки», «Саперы», «Пограничники»

 5. Рассматривание иллюстраций, открыток по теме.

6. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

 7. Просмотр фильмов по теме.

8. Проект  «Я среди людей» (приложение 1)

 Содержание работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» (в виде таблицы)

Дата

 I квартал

сентябрь

 октябрь

ноябрь

 Теория

 Изучить методическую литературу по теме.

 Способствовать созданию эмоцио-нально – благополучной атмосферы в детском саду, где взаимоотноше-ния между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доб-рожелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желан-ным и защищённым.

 Практическая работа

Консультация для родителей «Создание эмоционально-благоприятной атмо-сферы в семье".

II квартал

декабрь

январь

 февраль

 Теория

Создать соответствующую среду для развития нравственно-патриотических качеств детей сред-него дошкольного возраста.

 Практическая работа

 ООД, беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание стихотворений, потешек, чтение худ. литературы по теме.

 III квартал

 март

 апрель

 май

 Теория

 Способствовать развитию у детей чувства патриотизма через ознакомление с героическим подвигом старшего поколения в годы В. О. В.

Практическая работа

 Изготовление папки-передвижки «Они сражались за Родину».

Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

(приложение 1)                                                                                                 Проект 
«Я среди людей» 
в средней группе «Ладушки
»

Выполнила воспитатель: Жумансареева

Акмарал Куанышевна 


Оренбуржье – 2016г. (март – апрель)

Проект: «Я – среди людей». 

Тип проекта: познавательно – игровой. 
Вид проекта: творческий, исследовательский. 
Продолжительность проекта: 2 недели. 
Возраст детей: 4-5 лет. 

Актуальность проекта: в современном мире дети стали мало общаться с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети разучились чувствовать и сопереживать другим людям, реагировать на них. А ведь умение слушать, слышать и понимать друг друга, является основой для гармоничного развития личности. 

Проблема: у детей не сформировано представления о себе и окружающих; не могут вести полноценный диалог с взрослыми и сверстниками; не умеют слушать, слышать и понимать друг друга. 

Цель проекта: 
- Формирование у детей представления о себе и об окружающем мире. 
- Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, доброжелательности между детьми и взрослыми. 

Задачи проекта: 
- Обогащать представления о семье, как о ячейки общества. 
- Активизировать словарный запас. 
- Снять чувство тревоги и сомнения у детей перед встречей с детским садом. 
- Развивать коммуникативные навыки. 
- Воспитывать любознательность и интерес друг к другу, доставлять удовольствие и радость от общения и совместных игр. 

Предполагаемый результат: 
- Выставка: продукты совместной творческой деятельность детей и родителей (рисунки и поделки). 
- Создание уголка по патриотическому воспитанию. 
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка». 
- Альбом «Я – среди людей». 
- Развлечение «Неразлучные друзья взрослые и дети». 
- Дидактический материал, пособия, материал для проведения занятий. 

Работа над проектом: 
I этап – подготовительный: 
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 
3. Вовлечь детей в решение проблемы. 
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта. 
5. Собрать материал к проекту. 
6. Дать домашнее задание родителям и детям. 

II этап – исследовательский: 
1. Проведение намеченных мероприятий. 
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы. 
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместному мероприятию. 

III этап – обобщающий: 
1. Проведение развлечения «Неразлучные друзья взрослые и дети». 
2. Презентация собранных материалов. 

Мероприятия по реализации проекта: 
Познавательно-исследовательская деятельность: 
(Познание: Мир природы, Познание: Первые шаги в математику, Социализация, Коммуникация, Безопасность) 

1. Образовательно-развивающая ситуация: «Что я знаю о себе?» (сформировать представление о себе и своем организме; находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.) 
2. Проблемная ситуация: «Как ты поступишь, если увидишь, что маленький ребенок упал и плачет?» (воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять заботу и внимание). 
3. Образовательно-развивающая ситуация: «Взрослые и дети» (развивать интерес к миру взрослых людей; вызвать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым). 
4. Занятие: «Мы не будем ссориться» (закрепить понятие «друзья», объяснить значение слов «знакомые», «друзья», умение ценить дружбу и беречь ее, обогащение и активизация словарного запаса у детей). 
5. Занятие: «Я и моя семья» (закреплять знания детей о семье и ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи, вызвать желание поделиться мыслями о своей семье). 
6. Рассматривание семейных альбомов. 
7. Занятие: «Мои друзья» (ввести понятие «друзья»; разъяснить значение слов «знакомые», «друзья»; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным, книгам и др.). 
8. Беседа: «О чем говорят имена» (сформировать первичное представление о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий, повышать самооценку) 
9. Проблемная ситуация: «Как мы отдыхаем» (познакомить с понятием «отдых», показать его необходимость; формировать представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают; развивать ценить свое свободное время заполнять его разумным и интересным делом). 
10. Занятие: «Веселая математика» (закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в счете до 3, познакомить с составом числа 3 из двух меньших). 

Игровая деятельность: 
(Социализация, Коммуникация, Безопасность, Здоровье, 
Познание: Первые шаги к математике) 

1. С/р игра «Семья» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие навыков сотрудничества в игре). 
2. С/р игра «Путешествие» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие навыков сотрудничества в игре). 
3. С/р игра «В гости к другу» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие культуры поведения и навыков сотрудничества в игре). 
4. Д/ игра «Давайте знакомится» (помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу) 
5. Д/игра «Клубочек» (помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу). 
6. Д/и «Что есть в нашей группе», д/и «Ищем клад» (помочь детям в игровой форме быстрее адаптировать к помещению, друг к другу). 
7. Д/и «За что я люблю маму» (формировать добрые чувства по отношению к своим близким, игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства). 
8. Д/и «Семья» (закрепить порядковый счет). 

Двигательная деятельность: 
(Физическая культура, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Познание) 

1. Подвижная игра «Ручеек» (развитие физических качеств, двигательной активности). 
2. Игра – хоровод «Мы затеяли игру» (развитие двигательной активности, развивать речь, память, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам). 
3. Подвижная игра «Нам, друзья, играть не лень» (развивать быстроту мышления, мгновенную реакцию, ловкость). 

Продуктивная деятельность: 
(Художественное творчество, Социализация, Коммуникация, Познание) 

1. Рисование «Портрет моего друга» (закрепление умения рисовать карандашами и восковыми мелками). 
2. Рисование «Домик для пальцев» (закреплять умение рисовать пальчиками, развивать воображение, воспитывать аккуратность). 
3. Аппликация «Цветок для мамы» (формировать навыки детей вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибам пополам; составлять из частей изображения цветков; закреплять приемы аккуратного наклеивания.). 
4. Рисование «Солнышко дружбы» (закреплять умение рисования с использованием разных техник). 

Коммуникативная деятельность: 
(Социализация, Безопасность, Здоровье) 

1. Коммуникативная игра «Кто сказал мяу?» (развивать наблюдательность, слуховую память, развивать способность узнавать голоса друзей). 
2. Беседа «Выходной с родителями» (вызывать положительные эмоции, развивать звуковую и фонематическую культуры речи, обогащать и активизировать словарь). 
3. Разучивание стихотворений. 
4. Беседа «Детский сад – моя вторая семья» (вызывать положительные эмоции в беседе о семье; о детском саде, развивать логическое мышление; умение выражать свои чувства, развивать связную речь). 
5. Культура общения: «Общаемся друг с другом» (уточнить знания о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться). 

Чтение художественной литературы: 
1. Сказка «Гуси-лебеди». 
2. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
3. Е. Благина «Посидим в тишине». 
4. Н. Артюховой «Трудный вечер». 
5. Л. Осипова «Детский сад». 
6. К. Чуковский «Телефон». 
7. С. Михалков «Дядя Степа». 
8. И. Зиедонис «Сказка о жадине». 
9. Л. Квитко «Бабушкины руки». 
10. В. Драгунский «Тайное становится явным». 
11. Сказка «Кривая уточка». 

Музыкально-художественная деятельность: 
1. Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав». 
2. Развлечение «Неразлучные друзья – взрослые и дети». 

Трудовая деятельность: 
1. Практическая ситуация: «Поможем няне, уберем игрушки сами». 
2. Посильный труд в уголке природы. 

Взаимодействие со специалистами МБДОУ 
1. Консультации по отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта. 

Взаимодействие с родителями дошкольников 
1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий. 
2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

МБДОУ Д/с « Звездочка» п. Первомайский.

Тема по самообразованию:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

воспитателя первой квалификационной категории: Жумансареевой Акмарал Куанышевны

2015-2016 уч год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

мною разработан план на три учебных года по самообразованию на тему нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, подробно оисанна работа с родителями и детьми...

Самообразование на тему:"Нравственно-патриотическое воспитание школьников в условиях ФГОС УО»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наибо...

Папка по самообразованию на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач...

Отчет по самообразованию на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" воспитателя Абрамовой Елены Ивановны

Темой сврего  самообразования я неслучайно выбрала "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста".Ведь маленькое зернышко нрапвственности и патриотизма закладывается ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...