программа рабочая первая младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Борисова Ольга Владимировна

программа первой младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_ml.gr_.doc709.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 3
  2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……… 4
  3. Возрастные  особенности контингента детей группы «Капелька»………4
  4. Особенности организации образовательного процесса в группе………..6
  5. Планируемые результаты освоения Программы-7

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация жизни и воспитания детей …………………………………..8
  2. Организация воспитательно-образовательной деятельности……………10
  3. Содержание воспитательно-образовательной работы по освоению образовательных областей …………………………………………………………………….15
  4. Организация предметно-развивающей среды…………………………….25
  5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы ………………………………………. 26
  6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы………………………………………..29
  7. Программное обеспечение ………………………………………………..30

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе  основной общеобразовательной программы НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» и является нормативным документом, так как она  утверждена руководителем дошкольного учреждения.

Особым событием в жизни малыша  является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах.

          Рабочая программа группы  «Капелька» определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей раннего  дошкольного возраста от 1,5 лет  – 3 лет.  Обеспечивает успешную адаптацию к условиям детского сада,  развитие детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Взаимодействие взрослого с ребенком осуществляется, прежде всего, по поводу предметных действий, индивидуально и небольшими подгруппами. Центральное место  занимает развитие таких качеств, как самостоятельность, любознательность, коммуникативность, элементарная инициативность. В период адаптации малыша к условиям детского сада особый акцент на процесс взаимодействия с семьей. Родители должны стать полноценными партнерами в решении задач адаптации ребенка к новым социальным условиям.

Целью  рабочей программы является:  создание положительного настроения у детей  раннего  возраста, поддержание стремления к самостоятельности, веры в собственные силы, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игра была содержанием детской жизни. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей в первой младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач примерной образовательной программы дошкольного  образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, с учетом приоритетных направлений данной группы:

Задачи:

  • Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
  • Обеспечивать физическое развитие детей через овладение  основных видов движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки) и элементарными культурно – гигиеническими навыками;
  • Создавать условия для дальнейшего развития предметной деятельности и ребенка в ее условиях: продолжать знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними; отбирать и группировать предметы по их свойствам.
  • Вызывать и поддерживать положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывать интерес к трудовым действиям, поощрять желание выполнять их самостоятельно.
  • Обогащать связи малыша с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности. Способствовать отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
  • Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь. Содействовать развитию грамматического строя речи; основ звуковой культуры речи; элементов связной речи.
  • Содействовать развитию личности ребенка: самостоятельности в разных видах деятельности; самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; коммуникативности, элементарной инициативности,
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано. Развивать способность управлять своим поведением на основе усвоения определенных правил.
  • Воспитывать заинтересованное бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основное приоритетное направление первой младшей группы «Капелька» по реализации Программы - создание условий для познавательно-речевого,  социально - личностного развития, художественно – эстетического развития, физкультурно–оздоровительного развития ребенка.

  Срок реализации Программы – 1 год (2014 -2015 учебный год)

 2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует принципам:

• принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принципу научной обоснованности и практической применимости (содержание

•  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми младшего дошкольного возраста и ведущим видом их деятельности является игра;

  1. Возрастные  особенности контингента детей группы «Капелька»

Возрастные особенности детей с 1,5 – 2 лет. 

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация        развития,        которая        отражается        на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие - значительно раньше отмечается кризис трёх лет.

Повышенная        ранимость        организма        ребенка,        недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс     возбуждения     и        как     следствие     -     неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция,        дети        теряют приобретенные        умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем        возрасте важно        учитывать        индивидуальные, психофизиологические     различия     –     уровень активности,        регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:

  • сенсомоторной потребности;
  • потребность в эмоциональном контакте;
  • потребности во взаимодействии и общении со взрослыми - игровое и деловое общение в 1,5 года-3 года

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:

  • легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
  • повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

Возрастные особенности развития  детей 2-х – 3-х лет.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка        в весе составляет        2—2,5        кг. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

         Память дошкольника 2-3 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. В 2-3 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе с взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

  1. Особенности организации образовательного процесса в группе

Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми  с 1,5 - 2 лет  и с 2-3 лет. Нашу группу «Капелька» посещают дети с 1,5лет, малыши  поступают в детский сад непрерывно в течение года  и знакомство с детским садом начинается с адаптационного периода. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах так как в детском саду созданы  для этого благоприятные  условия.  Организация адаптационного периода ребенка  социальным педагогом начинается задолго до его прихода в группу. Педагоги  знакомятся с родителями малыша.  Рассказывают об особенностях работы группы, обязательно обращают внимание на        режим жизнедеятельности        детей        и делают акцент на необходимости максимально приблизить к данному режиму распорядок дня дома. В процессе беседы педагог  получает полную информацию о ребенке:

  • об особенностях его здоровья, физического развития, частоте и тяжести перенесенных заболеваний;
  • о наиболее частой реакции ребенка на новую остановку, незнакомых людей;
  • о качестве развития культурно-гигиенических навыков (пользуется ли сам туалетом, самостоятельно ли принимает пищу, умывается, одевается и т.д.);
  • о степени владения навыками ситуативно-делового общения, готовности включиться в процесс сотрудничества со сверстниками или взрослыми, с удовольствием ли играет с взрослыми, действует с игрушками.

Для эффективности процесса привыкания ребенка к новой обстановке  предлагаем родителям до регулярного посещения детского сада приводить малыша на прогулку, чтобы ребенок мог включиться в игровые действия с другими детьми, привык к воспитателям, предлагаем  посетить групповую комнату, дать малышу возможность привыкнуть к обстановке группы, поиграть в игрушки.

По окончании адаптационного периода (легкая адаптация – примерно 20 дней, средняя – 30 дней и поведенческие реакции нормализуются к шестидесятому дню) ребенок постепенно входит в общий  воспитательно-образовательный процесс группы.

5. Планируемые результаты освоения Программы.

 К трем годам:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,        стремится        проявлять        настойчивость        в достижении результата своих действий
  • использует специфические, культурно фиксированныепредметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.)        и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
  • владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях        и        действиях;
  • появляются        игры,        в        которых        ребенок воспроизводит действия взрослого
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация жизни и воспитания детей

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

       Модель организации адаптационного периода через режимные процессы

Использование гибкого режима в организации адаптационного периода для детей раннего возраста (1,6-2)

       утро

Утренний прием

зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование КГН (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

прогулка

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые. Дидактические, подвижные. развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование КГН

После сна

Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

    вечер

Формирование КГН

Ужин

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Элементы театрализованной деятельности

Общение детей

Уход  домой

Режим дня детей первой младшей группы

Холодный период

№ п/п

Режимные моменты

первая младшая группа

1

Прием, осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00-8.05

3

Игры, подготовка к завтраку, завтрак

8.05-8.50

4

Самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

5

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.25

6

Подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения труд, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа.

9.25-11.20

7

Возвращение с прогулки, игры

11.20-11.30

8

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

9

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

10

Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, воздушные, водные процедуры

15.00-15.20

11

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.30

12

Чтение, игра, непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность

15.30-16.20

13

Подготовка к ужину, ужин

16.20-16.40

14

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой

16.40-19.00

Теплый период

№ п/п

Режимные моменты

первая младшая группа

1

Прием детей на воздухе, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

2

Утренняя гимнастика на воздухе

8.00-8.05

3

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05-9.00

4

Подготовка к прогулке, выход на прогулку

9.00-9.25

5

Непосредственно-образовательная деятельность на прогулке

9.25-9.35

6

Прогулка: игры, наблюдения труд, индивидуальная работа, воздушные, водные солнечные процедуры

9.35-11.10

7

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

11.10-11.30

8

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

9

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.10

10

Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, воздушные, водные процедуры

15.10-15.30

11

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.45

12

Подготовка к прогулке, прогулка, игры и труд детей на участке

15.45-16.10

13

Возвращение с прогулки, игры, чтение

16.10-16.20

14

Подготовка к ужину, ужин

16.20-16.40

15

Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры, уход детей домой

16.40-19.00

Образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

2.Организация воспитательно-образовательной деятельности

Учебный план группы раннего возраста НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных направлений и объем времени, отводимого на организованную образовательную деятельность.

В силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от 1.6 до 2 лет, разделы Программы для первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.

В Плане предложено распределение количества НОД, дающее возможность использовать модульный подход, строить сетку занятий на принципах дифференциации и вариативности. В План включены пять направлений, обеспечивающие познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие детей.

Для раннего возраста от 1,5 до 2 лет организованная образовательная  деятельность должна составлять не более 1,10 часа в неделю (игровая,  музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8 минут (исходя из желания ребенка).  В теплое время года организованная образовательная  деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

                 Планирование совместной деятельности в период адаптации

    понедельник

         вторник

           среда

      четверг

        пятница

Звуковая культура речи

Ознакомление с окружающим

Чтение сказок

Обучение игровым действиям

Формирование КГН и культуры поведения

Рассматривание картин, игрушек

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение рассказов

Упражнения в основных движениях

Социально-нравственное воспитание

Ситуации

Драматизация

Пальчиковые игры

Социально-нравственное воспитание

Общение

Активизация словаря

Заучивание стихов

Разговоры и беседы

Игры-инсценировки

         

 Планирование самостоятельной деятельности в период адаптации

    понедельник

          вторник

        среда

       четверг

        пятница

Игровые действия с игрушкой по предварительному показу

Игры с сенсорным материалом

Игры с двигательными игрушками

Побуждение к играм – инсценировкам на знакомом материале

Рассматривание картинок, иллюстраций (побуждение к общению)

Упражнения в основных движениях

Создание условий для ролевых действий с сюжетными игрушками

Игры с дидактическими и сенсорными игрушками

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности

Самостоятельное рассматривание книг и иллюстрационного материала

Игры с персонажами театра

Упражнения в основных движениях

Разговоры по телефону, рассматривание альбомов о семье

Развивающие и дидактические игры

Игры с двигательными игрушками

 Основными приоритетными направлениями группы общеразвивающей направленности от 2 лет  до 3 лет являются:

- Физкультурно-оздоровительное

- Социально – личностное

- Познавательно – речевое

- Художественно – эстетическое

Образовательный процесс   осуществляется через:

НОД

В ходе

режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Занятия,  игры разной направленности, проектная деятельность

Беседы, экскурсии, чтение, подвижные и спортивные игры, физические упражнения, тренинги, проблемные ситуации,

опытно-экспериментальная деятельность

Сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные, дидактические игры; продуктивная деятельность, театрализованная деятельность

Участие в управлении ДОУ (родительские комитеты групп, родительский комитет сада), коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятии, социологические исследования, мониторинг семей.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня  и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такая образовательная деятельность сочетаются с образовательной деятельности по физической культуре и музыке.

Образовательная деятельность с детьми осуществляется: индивидуально, по подгруппам  и фронтально. Фронтальная форма работы используется при организации непосредственно образовательной деятельности. Подгрупповая и индивидуальная  форма работы  с детьми используется  в режимных моментах и направлена на удовлетворение желаний и интересов детей в разных видах детской деятельности. Индивидуальные формы образовательной работы с детьми направлены на коррекцию знаний умений и навыков при освоении образовательных областей общеобразовательной программы.  Продолжительность 1 занимательного дела (непрерывной образовательной деятельности)   составляет: составляет не более 10 минут.

В неделю образовательная деятельность составляет 1час 30 минут.

Сетка НОД

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Музыкальное развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое (ЧХЛ)

Физическое развитие

Художественно эстетическое (рисование)

Познавательное развитие (РЭК)

Музыкальное развитие

Познавательное развитие (ПМ)

Физическое развитие

Художественно-эстетическое (лепка/конструирование)

Всего в неделю

10 (8-10мин.) - 1 час 30 мин.

Сан Пин

1 час 30 мин

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей. Социальными партнерами

Непрерывная непосредственно образовательная

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Комплексно-тематическое планирование

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.

Месяц

Тема

Содержание работы

Итоговое мероприятие

Сентябрь

  1. Наша группа

  1. Игрушки

  1. Овощи

  1. Фрукты
  1. Познакомить с группой оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.
  2. Способствовать формированию интереса к самостоятельной театрализованной деятельности с использованием кукол би-ба-бо.
  3. Формировать элементарные представления об овощах их применении.
  4. Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах
  1. Ознакомление с правилами и традициями группы.

  1. Театральное представление с использованием кукол би- ба- бо «В гости к Солнышку»
  2. Осенний праздник

  1. Чтение и заучивание стихотворений о фруктах

Октябрь

  1. Мой дом

  1. Мое тело

  1. В гостях у сказки

  1. Осень золотая
  1. Формировать представления о своем доме. Развивать первичные представления правил поведения в быту, на улице. Знакомить с частями дома, мебелью, посудой.
  2. Дать представления о себе как о человеке, об основных частях тела, их назначении. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
  3. Формировать элементарные представления  о героях любимых сказок.
  4. Формировать элементарные представления об осени  (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

  1. Сюжетно – ролевая игра «Построим Маше дом»

  1. Развлечение «Играем с пальчиками»

  1. Настольный театр «Сказочное представление»
  2. Выставка детских рисунков «Разноцветные листочки»

Ноябрь

  1. Ребятам о зверятах
  2. Домашние животные
  3. Домашние птицы
  4. Круг и квадрат: сказка на новый лад
  1. Расширять знания о животных и птицах, знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц.
  1. Расширять представления  о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями их поведения.

4.Знакомство с фигурами (круг, квадрат)

  1. Развлечение «На лесной опушке»
  1. Развлечение «Бабушкин дворик»

4.Дидактическая игра «Ты внимательно смотри и фигуры разложи»

Декабрь

  1. Хорошо у нас в саду

  1. Зима

  1. «Мойдодыр у нас в гостях»

  1. Встречаем Новый год
  1. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Знакомить с традициями детского сада, с правами и обязанностями детей в группе.
  2. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
  3. Познакомить с значимостью соблюдения КГН, с принадлежностями, необходимыми для гигиены тела.
  4. Организовать все виды детской деятельности  вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
  1. Фотоколлаж

  1. Выставка детского и семейного творчества «Зима»

  1. Развлечение «Мыльные пузыри»

  1. Новогодний утренник

Январь

  1. Зимние праздники

  1. Посуда. Продукты питания

  1. Профессии

  1. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам.
  2. Познакомить с посудой, продуктами питания. Рассказать  пользе здоровой пищи.
  3. Расширять представления о профессиях.
  1. Прощание с елочкой

  1. Игра – драматизация «Маша обедает»

  1. Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Февраль

  1. Одежда, обувь, головные уборы
  2. Игры и игрушки

  1. Мой папа

  1. Мебель
  1. Расширять представления  об одежде (обуви, головных уборах) людей, ее предназначении.
  2. Знакомить с игрушками и их назначением, показать способы игры с ними. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
  3. Организовать все виды детской деятельности  вокруг темы семьи, любви к папе, дедушке, брату.
  4. Знакомство с мебелью, ее назначением.
  1. Творческая игра «Оденем куклу на прогулку»

  1. Сюжетно – ролевая игра «Устроим кукле комнату»

  1. Изготовление подарков для пап

  1. Сюжетно – ролевая игра «Построим кукле Маше дом».

Март

  1. Мамочка моя

  1. Транспорт

  1. Театральная неделя
  2. Моя семья.
  1. Организовать все виды детской деятельности  вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке, сестре.
  2. Знакомить с транспортом: виды транспорта, его назначение, отличие.
  3. Организовать все виды детской деятельности  вокруг темы  театра.
  4. Организовать все виды детской деятельности  вокруг темы  моя семья.
  1. Утренник для мам

  1. Сюжетно – ролевая игра «Веселое путешествие»

  1. Драматизация сказки «Колобок»
  2. Фотовыставка «Моя любимая семья»

Апрель

         1 – 2. Я и мое здоровье

         3. Волшебница вода

         4. Весна

1-2. Формировать первичные представления о здоровом образе жизни

3. Расширять представления детей о воде, ее применении, необходимости для жизни людей и всего живого.

4. Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

     1. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

     3. Разучивание потешек, прибауток о воде.

      4. Забава «Весеннее солнышко и пальчики»

Май

  1. У природы нет плохой погоды
  2. Цветы

3 – 4. Мониторинг

  1. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
  2. Расширять представления о цветах.

  1. Фотоколлаж
  2.  Выставка детского творчества «На полянке»
  3. Заполнение персональных карт развития детей

       В течение учебного года могут вноситься изменения в планирование в зависимости от интересов детей, желаний и возможностей педагогов.

       Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

3. Содержание воспитательно-образовательной работы по освоению образовательных областей

В рабочую программу включены 5 направлений развития и компоненты образовательных областей по ФГОС ДОУ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2- 3 лет

Создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации: помогать переживать расставание с родителями, привыкать к новым условиям жизни.

Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей

Поощрять вступление в непродолжительный контакт со сверстниками, интерес к сверстнику, стремление показать свою игрушку.

Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

Формировать элементарные представления: о себе, своем имени, внешнем виде; своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении (игрушках, предметах быта, личных вещах).

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

Формировать первичный опыт социальной жизни (о том, что можно делать, а чего делать нельзя; учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого,        благодарить;        поддерживать        проявления        первых самостоятельных желаний («Хочу», «Не хочу»); развивать желание выполнять просьбу воспитателя, поощряя детские инициативы

Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение

Содержание образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2- 3 лет

Для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению воспитатель обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе. Побуждая ребенка к действиям        с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке        взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику. Проявление ребенком разнообразных эмоциональных состояний.

Называние своего имени, имен членов своей семьи, а также проявление эмоциональной реакции на состояние близких (пожалеть, посочувствовать). Участие ребенка в совместной с воспитателем и другими детьми деятельности.

Проявление инициативы ребенка в общении  со взрослыми и сверстниками.

 Хорошо различает положительную и отрицательную        оценки        своих        действий.        Похвала        вызывает        радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

Проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении Содержательное        общение с детьми обеспечивает        доверительные отношения с воспитателем, и у детей возникает желание подражать

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.

Определение        ярко выраженных        эмоциональных        состояний,        которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией        голоса. Повторение        за     воспитателем     слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого        здороваются,        прощаются,        говорят        «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

                   Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2 - 3 лет

Совершенствовать умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать соответствующие детали-вкладыши; раскладывать предметы по убывающей величине.

Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

Учить собирать пирамидку из 2—3 групп колец контрастных размера, а с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины.

Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего        мира,        развития        разных        видов        детского        восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы; группировать однородные предметы по одному из трех признаков.

Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

Развивать практическое экспериментирование.

Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

Содействовать запоминанию самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2 до 3 лет

Продолжение знакомства с цветом, формой, величиной. Задачи сенсорного развития усложняются

Осваивают        простейшие действия, основанные        на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Ориентирование в величине предметов — раскладывают на две группы игрушки и ознакомление детей с простейшими приемами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов «такой», «не такой», «большой», «маленький».

осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Осуществление выбора и соотнесение из двух заданных форм; дети переходят к заданиям на выбор двух форм из четырех разновидностей.

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Усложнение сенсорного развития и содержание деятельности с игрушками и дидактическим материалом.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Различение предметов по форме при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из 2—3 деталей. Понимание ребенком слов, соответствующих промежуточной величине предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Выполнение задания с одновременной ориентировкой на два свойства.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Ближайшем        природном окружении, а также детских        книжках        на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

Образовательная область «Речевое развитие »

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2 до 3 лет

 Развитие умений понимать речь взрослого учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы

Побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»;

Учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом;

Понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.

Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Развитие активной речи: Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов);

Учить отвечать на вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»);

Побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми);

Стимулировать подражание речи за взрослым человеком;

Содержание образовательной деятельности

Выполнение несложных поручений по слову воспитателя, отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними.

Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывание, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, а так же речевая активность ребенка в процессе отобразительной игры.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом. Эти объекты привлекают внимание малышей и вызывают яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь.

В словарь входят: названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

∙        названия некоторых трудовых действий и собственных действий; ∙        имена близких людей, имена детей группы;

∙        обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.\

Взрослый в любом контакте с ребенком поддерживает речевую активность        малыша,        а        именно        дает        развернутое        речевое        описание происходящего, того, что малыш пока может выразить лишь в однословном высказывании.

Грамматическая правильность речи.

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности     выражать свои     мысли     посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.

Игры-занятия по рассматриванию        предметов,        игрушек,        картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто приехал на машине?»). В них объекты и действия обозначаются словом, одноименные действия выполняются разными игрушками, одна и та же игрушка действует многообразными способами.

Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется        активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

В словопроизношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность        речи        через сопровождение        жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2 до 3 лет

Развивать способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание;

Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

Давать возможность наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать изобразительным        действиям

Взрослого, вызвать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, объемную форму лепки         вызывать

Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

Поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами,

Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно)        несложные        изображения        в        рисовании,        лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

Предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями.

Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей

и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

Развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации.

Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

Содержание образовательной деятельности

Знакомство детей с художественными произведениями (многократное рассказывание, чтение художественных одних и тех же произведений), рассматривание плоскостных и объемных иллюстраций, показ тех или иных действий, постоянное включение художественного слова в повседневную жизнь ребенка. Эмоциональная включенность самого воспитателя в процесс чтения или рассказывания художественного произведения.

Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.).

Самостоятельное рассматривание книг детьми, узнавание персонажей, озвучивание характерными вокализациями как кричит животное, издает звук самолет, машина.

Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира

Ознакомление детей с предметами народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой лошадкой-качалкой. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок.

Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов. Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.). человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов.

Экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Рисование на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.

Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах - иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.

Музыкальное развитие на втором году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым на музыкальных инструментах и пение взрослого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя.

Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого. В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования.

Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления.

Освоение способов создания простых изображения: на основе готовых основ  нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.

Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

С 2 до 3 лет

Способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.).

Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.

Обогащать двигательный опыт выполнением игровых действий с предметами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению.

Обеспечивать смену деятельности детей

 С учетом степени ее эмоциональной       насыщенности,  особенностей       двигательной       и интеллектуальной активности детей.

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь  определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры

Содержание образовательной области

Движения малышей развиваются и совершенствуются на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду: на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, на прогулке, в подвижных играх, самостоятельной двигательной деятельности.

Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях.

При объяснении двигательных заданий воспитатель показывает, поясняет, образно рассказывает, помогает и страхует, подбадривает, хвалит, поддерживает у детей чувство удовольствия и уверенности в себе. Поощряются доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.

Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.

Общеразвивающие упражнения заключаются в движениях головы, рук, ног, а так же движения туловища из положения тела стоя, сидя, лежа на спине, переворачивание со спины на бок, живот и обратно.

Освоение разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил.

Выполнение общеразвивающих упражнений с мелкими предметами (погремушками, колечками, платочками), рядом с предметами (стул, скамейка) и на них.

Формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом;

Выполнение определенных упражнений в основных движениях - ходьба парами, по кругу, в заданном направлении; «стайкой» за воспитателем; огибая предметы; приставными шагами вперед.

Сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений;

Бег за воспитателем и от него; в разных направлениях. Прыжки на двух ногах на месте с легким продвижением вперед; подпрыгивание до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка. Активное ползание, лазанье: проползание; подползание; перелезание.

Ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга;

Катание, бросание, ловля: скатывание мячей с горки; катание мячей, шаров в паре с воспитателем.

Ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры.

Культурно-гигиенические Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными в мытье рук; умывании; полоскании рта; раздевании; пользовании горшком.

  1. Организация предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей.  Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. Создание предметно-развивающей (игровой) среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности.

Предметно-развивающая среда  в первой младшей группе «Капелька» организована  для детей, поэтому все окружающие предметы  соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям и  рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых зонированных переходов. Ведущая деятельность детей данного  возраста – предметная, поэтому большая часть игрового пространства насыщено дидактической игрушкой.  Педагог раскладывает игрушки,  помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.
      При организации предметно-игровой среды в группе приобретали   игрушки в основном среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.
Пространство игровой комнаты организовано таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры. 
       В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки).
       В группе  предусмотрено  наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми младшего  возраста. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Гигиенические требования к качеству игрушек предъявляются потому, что игрушки, как и продукты питания, способны нанести вред здоровью ребенка.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Основание для эффективного функционирования предметно-развивающей среды в группе  являются следующие принципы:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Принцип активности
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды;
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности;
  • Принцип сочетания элементов в эстетической организации среды;
  • Принцип открытости – закрытости;
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей;
  • Принцип доступности.

Таким образом, предметно-развивающая среда является необходимым условием для реализации игровой и других видов деятельности ребенка. Рекомендации по организации предметно-игровой среды в

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апреле).

В проведении мониторинга участвуют воспитатели данной группы.  Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемое в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту нервно - психического развития ребенка (1,6-2) и данные развития детей 2-3 лет заносятся  в таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ № 2  в рамках образовательной программы.

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

   Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

   Движения

      Навыки

        1

            2

                3

                 4

                5

              6

                7

1год 4 месяца-1год 6месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Пользуется облегченными словами («би-би») и произносит правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1год7месяцев – 1год 9месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «где?»

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1год 10 месяцев – 2 года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные  и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки. Шапку)

           

  Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Диагностический лист промежуточных результатов освоения программы выглядит так:

Образовательная область __________________________________

Фамилия имя ребенка, возраст

Сформирован

 В стадии формирования

Сформирован

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

 Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте: (2-3 года)

  • Ребѐнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечѐн в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • Использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • Стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  •  Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого;
  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
  • Проявляет интерес к стихам песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
  • Эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства;
  • У ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1.6 -2 лет ориентировано на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Физическое развитие

  • Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности.
  • В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
  • Развивать двигательную активность детей во всех видах игр.
  •  Стимулировать двигательную активность в самостоятельных играх детей с игрушками: с каталками, тележками, автомобилями и пр.

Речевое развитие:

• Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

 • Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы.

• Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

• Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.

 Социально-личностное развитие

• Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.

• Формировать способности попросить, подождать.

• Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена.

• Учить играть, не мешая сверстникам. Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания.

 • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

 Познавательное развитие

• Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением;

• Развивать познавательную активность детей во всех видах игр.

• Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.

 • Совместно с взрослым обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек.

 • Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

Художественно-эстетическое развитие

• Развивать эстетическое восприятие.

• Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.

• Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.

• Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. • Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. • Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются во всех видах деятельности:

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

 • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; бег, лазанья, перешагивания и пр)

  1. Взаимодействие с родителями воспитанников

В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. В этот период происходит   установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

  Работа с родителями  планируются ежедневно в виде бесед, консультаций (индивидуальных и групповых), информации. Праздники, родительские встречи, участие в акциях. План работы с родителями оформляется в плане воспитательно-образовательной деятельности помесячно и прилагается к рабочей программе группы. ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

 Сотрудничество с родителями проявляется во всех образовательных областях. Итоговой формой взаимодействия с родителями при выпуске из группы является встреча под названием «Вот как подросли малыши».

Задачи взаимодействия:

1.Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

2.Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности

         В ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

  1. Программное обеспечение

- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель». 2004.-236 с.

- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова.- СПб.: Детство – Пресс, 2001.- 244 с.

- Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада. Гербова В. В.  - М.: Просвещение, 1986.-128 с.

- Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Н. А. Карпухина. – Воронеж., 2010.-285 с.

- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И. А. – «Карапуз-Дидактика», 2007.-144 с.

- Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж.- 2009.-137 с.

- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Н. Н. Поддьякова.- Просвещение, 1981.- 192 с.

- Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Пилюгина Э. Г. - М.: Просвещение.- 1996.- 112 с.

- Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Николаева С. Н. – М.: Мозайка – Синтез, 2002.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для первой младшей группы

образовательные области, цели, задачи, реализация, пути интеграции, формы работы....

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы

Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) № 3 «Пиончики» на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф...

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа для первой младшей группы по программе "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (ФГОС)

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателем МБДОУ детский сад №173: Шевцовой О.В.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг

Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом  ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...