Влияние семьи на формирование личности
статья на тему
В данной работе дана характеристика современной семьи и факторов семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Александрова Е.С.
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Темой моего реферата было изучение влияния семьи на формирование личности школьника. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы показал, что семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения в супружеской, родительской и детской подсистемами. В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.
В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остаётся невостребованным.
Я считаю, что традиции и обычаи - это особая форма контакта между людьми. В результате анализа информационных источников нами были выделены и описаны, как традиции, обычаи и обряды вообще, так и семейные традиции и обычаи, в частности. Мною исследованы их характерные признаки, особенности, а так же выделены разновидности традиций (игры - обряды, игры - обычаи, игры - ритуалы) и подходы к их формированию. Кроме того, проанализирована роль семейных традиций в развитии личности школьника.
Я дала характеристику современной семье и особенностям проявления ее функций. Мною выявлены позитивные (возможность самостоятельно, без вмешательства, решать возникающие проблемы, в том числе, в воспитании детей) и негативные (разрушение преемственных связей между поколениями) моменты в семье. Мною исследована роль семьи в воспитании школьника, при этом сделан акцент на то, что основой формирования личности является наличие благоприятного психологического контакта между ребенком и взрослым.
Рождение, смерть… между ними — целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужно все и сразу.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Воспитание в полных и неполных семьях, в семьях с одним или несколькими детьми, в семьях, где кто-то из членов семьи — инвалид — кардинально различается. Что касается воспитания в неполных семьях, то воспитание в семьях, где изначально отсутствует один из родителей, отличается от воспитания в семьях, где ребенок становится свидетелем развода родителей. Развод совершенно по-разному влияет как на детей, так и на родителей, и если семья распалась, то им лучше не отдаляться друг от друга, а пережить эту трагедию вместе, не обвиняя никого в случившемся. Ведь, если приглядеться, то вину можно свалить на любого, в том числе и на ребенка; а для него это — еще один стресс.
Пожалуй, развод — самое страшное, что может случиться на пути становления личности. Последствия развода родителей зачастую отражаются на дальнейшей жизни человека.
В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их изучение. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
1. Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности школьника.
2. Благоприятные условия для формирования личности ребенка включают и содержание направлений развития («что развивать»), и формы их реализации, т.е. «как, с помощью чего развивать».
3. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста.
4. Семейные традиции и обычаи помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым даёт каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, дают устойчивость и уверенность. Кроме того, традиции и обычаи семьи – это и есть сам факт непохожести, уникальности конкретной семьи.
5. В большинстве традиций игра является основным составляющим элементом. К игровым традициям относят многие обряды, обычаи и ритуалы досуговой практики людей.
6. Семейные традиции и обычаи можно отнести к одной из форм контактов между ребенком и взрослыми. Семейные традиции в определенной степени определяют «окраску» эмоционального фона отношений, а в конечном итоге влияют на формирование личности ребенка.
7. Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции и обычаи. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.
Результаты теоретического исследования будут представлять интерес всем специалистам, которые работают с дошкольниками и школьниками, родителям, замещающим родителям, воспитателям семейно - воспитательных групп, педагогам образовательных и специализированных учреждений для несовершеннолетних. Материалы окажут помощь всем, кому не безразлично будущее наших детей.
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1
4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
6. Верб Л.Я. Под одним кровом. - Спб., 2003.
7. Ветлугина Н.А. Нравственное эстетическое воспитание ребенка. - М., 1995.
8. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. / Вопросы психологии, 1966 - № 6 - с.62-77.
9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
10. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1983.
11. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.103 — 110.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у школьника (эмоциональное развитие школьника) - М., 1985.
16. Земска М. Семья и личность. - М., 1986.
17. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1992.
18. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. - М., 2000.
19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
20. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1985.
21. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. - Ярославль, 2006.
22. Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006.
23. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990.
24. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Академия, 2000.
26. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
27. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон. - М., 1999.
28. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / под.ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004.
29. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1982.
30. Репринцева Г. Гармонизация детско — родительских отношений //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - с.100 — 110.
31. Семейно - бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. - Минск, 1987.
32. Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. - М., 2001.
33. Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М., 1989.
34. Семья и формирование личности /под ред. А.А. Бодалева. - М., 1989.
35. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во Мысль, 1987.
36. Трохтий В.С. Психология социальной работы с семьёй. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1996. – Т. 3
38. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. - М., 1983.
39. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М., 1989.
40.Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 1990.
41. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.42
42. Шмаков С. А. Досуговая педагогика. - Екатеринбург, 2004.
43. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
44. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М., 2005.
45. Шнейдер Л.Б. Функционально – ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, 2000.
46. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: учебное пособие. - М.: Дрофа, 20
Список использованной литературы:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, - М.: Прогресс, 1986, - 290 с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, - М.: Просвещение, 1988, - 207с.
3. Земска М. Семья и личность, - М.: Прогресс, 1986, - 133 с.
4. Мухаммедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие, - СПб: изд. СПб Университета, 1999, - 360 с.
5. Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В. - М.: Молодая гвардия, 1989, - 415 с.
6. Семья и формирование личности / Под ред. Бодалев А. А. - М.: Просвещение, 1989, - 206 с.
7. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности - М.: Мысль, 1987, - 351с.
8. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения - СПб: Прайм-Еврознак, 2002, - 865 с.
9. Эльконин Э. Г. Детство и общество – СПб.: Ленато, 1996, - 300
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-440375-1398165369.jpg)
Особенности семейного воспитания. Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-746418-1456508663.jpg)
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Статья о взаимоотношениях в семье. Как эти отношения влияют на развитие ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-330753-1536259719.jpg)
Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-213778-1491833961.jpg)
Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-606811-1426204115.jpg)
Статья на тему:«Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со...