Программа кружка "Дошкольникам о науке"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа для оказания дополнительных образовательных услуг по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Дошкольникам о науке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 75.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
для оказания дополнительных образовательных услуг
по опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшей группы
«Дошкольникам о науке»
Скажи мне - и я забуду,
учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня - и я научусь.
Пояснительная записка
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
Основная цель программы:
направить ребенка в мир практики и науки, развивая и поддерживая в нем желание исследовать и познавать окружающий мир.
Задачи:
- Включать детей в экспериментальную, исследовательскую деятельность, развивать умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их.
- Знакомить в практической деятельности с разными характеристиками свойств предметов (плотный, рыхлый, негнущийся, прозрачный, вращающийся, вертящийся, близкий, далёкий).
- Создавать условия для экспериментирования с природным, искусственным, бросовым материалом, простейшим оборудованием для проведения опытов.
- Стимулировать детей в процессе эксперимента самостоятельно выстраивать гипотезу, сравнивать её с окончательными результатами (если бросить лёд в стакан с водой, то он: утонет, будет плавать, растворится, растает), самостоятельно выполнять опыты по схемам.
- Содействовать развитию у дошкольников желания и умения ставить вопросы взрослым в процессе поисковой деятельности.
Актуальность:
С утверждением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность дошкольников приобретает особую актуальность. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Данный ориентир требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности.
Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки).
Режим занятий:
Проводится 1 занятие в неделю длительностью 25-30 минут.
Всего 4 занятия в месяц.
Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты.
В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
- Организация мини-лаборатории (центра науки), в которой выделено:
- место для постоянной выставки, где дети размещают мини-музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, бросового);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «вода-песок» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).
- Приборы и оборудование мини-лаборатории (примерные):
- микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы;
- ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
- материалы: природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.) и бросовые ( пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.);
- неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, практикумов, консультаций, наглядной информации, фотоотчетов.
Ожидаемые результаты:
- умение наблюдение, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы проверки
- умение пользоваться образовательным пространством группы;
- увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
- получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Диагностика и мониторинг.
- В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
- Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).
№ | Тема занятия | Оборудование | Творческое задание | Научный вывод | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. | Рисование водой |
|
| Когда вода или другая жидкость попадает на какую-либо поверхность, она превращается в пар (или газ) растворяется в воздухе. Этот процесс называется ИСПАРЕНИЕМ. Когда воздух насыщается парам или водяной пар остывает, он снова превращается в жидкость в виде дождя. | |
2. | Мокрый рисунок |
|
Переложить рисунок на газету и дать ему высохнуть. ВАРИАНТЫ Вместо пипеток можно использовать другие предметы:
| Когда капля краски попадает на мокрую бумагу, молекулы краски медленно распространяются в воде, которой пропитана бумага. ДИФФУЗИЯ происходит в том случае, когда молекулы краски, сосредоточенные в капле, попадают на мокрую бумагу, образуя пятно, и постепенно распространяются в воде. | |
3. | Рисование маслом и водой |
|
Подвигать форму, чтобы капли перемешались. Масляная краска станет плавать по водяной краске, что приведет к созданию необычных эффектов. | Масло и вода не смешиваются и называются НЕРАСТВОРИМЫМИ. Когда масляную краску капают на водяную, обе жидкости не спешиваются, а образуют слои в соответствии со своей ПЛОТНОСТЬЮ. Водяная краска обладает большей плотностью и образует нижний слой; масляная краска — менее плотная и плавает на воде, o6paзуя верхний слой. | |
4. | Цветные кубики изо льда |
Ложка |
Дать рисунку полностью высохнуть. | Когда окрашенную воду помещают в морозильную камеру, при температуре 0° С и ниже она начинает затвердевать. Вскоре молекулы воды замедляют движение, и вода ЗАМЕРЗАЕТ, превращаясь в лед. После того как лед вынесли на улицу, где температура воздуха выше 0° С, он начинает ТАЯТЬ, или переходить в свое жидкое состояние — воду. Из-за того что вода подкрашенная, а не бесцветная, узоры и завитки разных цветов перемешиваются и перемещаются в процессе таяния льда, распространяясь по поверхности бумаги. | |
Октябрь | |||||
1. | Дождь-танцор |
|
Через некоторое время внести рисунок в дом и дать ему высохнуть. | Когда рисунок выносят под дождь, капли и мелкие брызги воды ударяют по краске. В том месте, куда попадает капля, краска РАСТВОРЯЕТСЯ. В данном опыте РАСТВОРЕНИЕ является постепенным процессам смешения молекул воды и краски. Растворение воды и краски на бумаге создает узоры и рисунки в тех местах, где краска остается сухой. | |
2. | Плавающие рисунки из мела |
|
| В обычных условиях кусочек мела тонет в емкости с водой, но плавает, если он мелко накрошен. Вода образует на своей поверхности «кожу», которая удерживает легкие предметы. Эта «кожа», состоящая из молекул воды, которые выстраиваются определенным образом и сильно притягиваются друг к другу, называется ПОВЕРХНОСТНЫМ НАТЯЖЕНИЕМ. Крошки мела очень легкие, поэтому поверхностное натяжение воды их удерживает. | |
3. | Струящиеся узоры |
. |
Продолжать создавать плавающие узоры, капая красителем на воду в различные места и перемещая соломинку через цветные пятна | Жидкости создают рисунки, когда плавают на поверхности, и узоры, когда плавают одна в другой. СИММЕТРИЯ возникает в воде с крахмалом, когда проводится прямая линия через каплю краски. По обе ее стороны образуются одинаковые узоры. Другими словами, две стороны рисунка являются СИММЕТРИЧНЫМИ, или двумя половинками одного рисунка. | |
4. | Бумажные формы |
|
Закрыть крышкой и перемешать.
| Бумага состоит из тонких волокон, memo переплетенных и спрессованных между собой. Пропитывая бумагу водой и перемешивая в блендере, мы вновь превращаем ее в волокна. В бумажном производстве эту мокрую массу называют суспензией. Когда вода ИСПАРИТСЯ, бумага станет сухой и примет заданную форму. (ИСПАРЕНИЕ — это превращение воды в газ.) Подогрев бумажных форм ускоряет процесс испарения, так как увеличивает скорость передвижения молекул воды. Чем быстрее перемещаются молекулы воды, тем скорее они превратятся в газ, уйдут в воздух. После этого бумажные формы станут сухими. | |
НОЯБРЬ | |||||
1. | Кольца с ленточками |
полоски ткани, тесьма
|
Внутренний кружок не понадобится.
развеваются ленточки. | Легкие материалы, такие как ленты из газеты или ткани, легко перемещаются на ВЕТРУ. Направление ветра легко определить, наблюдая за тем, куда отклоняются ленточки. Если они развеваются на юг, значит, ветер дует с севера (северный ветер). Ветер можно создать самому, бегая с ленточками. Не ветер дует и прогоняет воздух через бегущего, а бегущий передвигается через воздух. Для колец с ленточками результат такой же. | |
2. | Ловушка для ветра |
|
| Настоящие ветряные ловушки используются в качестве указателей направления ветра в аэропортах и на морских судах. ВЕТЕР образуется из перемещающихся молекул воздуха, и он невидим. ВЕТЕР можно чувствовать, но нельзя увидеть. Ловушка для ветра позволяет определять, в каком на- правлении и с какой силой дует ветер. | |
3. | Ветряной перезвон |
|
Ее необходимо использовать, чтобы закрепить маленькую «колокольню» на ветке дерева.
| ВЕТЕР перемещает молекулы воздуха, которые толкают предметы, свисающие с палки, заставляя их вращаться и сталкиваться друг с другом. ГРАВИТАЦИЯ заставляет металлические предметы свисать на веревках, и когда ветер толкает эти предметы в одну сторону, гравитация возвращает tux в исходное положение. Веревка не дает предмету упасть на землю, и он отклоняется в другую сторону, вновь притягивается вниз силой гравитации и снова раскачивается ветром. Металлические предметы раскачиваются под воздействием ветра, издавая звуки в момент соприкосновения. | |
4. | Платок на ветру |
|
| Несмотря на то что воздух невидим, он состоит из мельчайших частичек, которые называются молекулами. ВЕТЕР перемещает молекулы воздуха и толкает все, что попадается на его пути. Ткань и бумага на веревке находятся на пути ветра и начинают двигаться, когда о них ударяется воздух. Легкие материалы, особенно если у них значительная площадь, легко приводятся в движение ветром. | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Ледяные сооружения |
для выпечки, для льда, из-под конфет и т. д.)
|
Вынести ледяные фигурки во двор и что-нибудь из них построить, используя немного снега в качестве цемента. Заморозить. | При температуре воздуха 0° С и ниже вода ЗАМЕРЗНЕТ и перейдет в твердое состояние — превратится в лед. При низкой температуре молекулы воды перемещаются очень медленно и постепенно соединяются, образуя правильную структуру под названием ЛЕД. | |
2. | Скульптуры изо льда и соли |
|
| Каждое вещество имеет свою ТЕМПЕРАТУРУ ШАМЕНИЯ, то есть температуру, при которой это вещество переходит из твердого состояния в жидкое. Температура плавления льда равна 0° С. Но когда в воде РАСТВОРЯЕТСЯ саль и этим раствором сбрызгивается кусок льда, температура плавления понижается и лед подтаивает быстрее. | |
3. | Замерзшая бумага |
|
Когда бумага замерзнет, достать ее из морозильника и рисовать на ней, пока она не оттает. | Когда акварельная краска попадает на ЗАМОРОЖЕННУЮ бумагу, она остывает и тоже почти замерзает. Это охлаждение замедляет движение молекул краски. Она начинает застывать и становится похожей на твердую. Когда бумага начинает оттаивать, молекулы краски и воды начинают двигаться быстрее и легче спешиваются. Это становится похожим на обычное взаимодействие краски и воды. | |
4. | Сверкающая паста |
|
Дать рисунку хорошо высохнуть, и вы увидите кристаллы. | Краска, мука и соль РАСТВОРЯТСЯ в воде и станут составляющими окрашенной пасты. Частицы краски, муки и соли не будут смешиваться и произвольно распространятся по всему объему воды. По мере высыхания пасты вода ИСПАРЯЕТСЯ, и мука, соль и краска вновь становятся твердыми. Соль ведет себя несколько иначе, чем краска и мука, потому что после растворения в воде она при высыхании отвердевает и образует КРИСТАЛЛЫ. | |
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Украшенные шарики |
|
Украсить другие шарики таким же образом. | СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО возникает на основе электрических зарядов, образующихся на некоторых материалах. Когда надутый шарик трут об одежду или волосы, он заряжается электричеством и начинает притягивать и удерживать на своей поверхности мелкие кусочки бумаги или кристаллики сахара. Эти предметы «подпрыгивают» с подноса и приклеиваются к заряженному электричеством шарику. | |
2. | Рисование игрушечной машинкой | Бумага Картон Скотч Темпера Ложки или кисточки Блюдце с водой Бумажные салфетки Игрушечная машинка на электрической батарейке |
| В батарейке происходит химическая реакция, в результате которой вырабатывается ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Это поток заряженных частиц, который является одной из многочисленных форм ЭНЕРГИИ. Электричество проходит через мотор игрушки, и происходит выделение энергии, которая приводит в движение машинку, а она «рисует» красочные узоры. | |
3. | Птичьи следы |
|
| Наблюдая СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ, можно узнать много интересных вещей. Иногда следы рассказывают какую-нибудь историю. Настоящие следопыты могут сказать, какое животное оставило эти следы, какого размера оно было и чем занималось. Иногда обнаруживаются ИСКОПАЕМЫЕ следы животных в очень старых скалистых породах, которые когда- то были грязью. Ученые очень многое узнали о повадках таких животных, как динозавры, исследуя окаменевшие следы. | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Рисование магнитом |
|
| МАГНЕТИЗМ пашется свойствам некоторых металлов, к которым относится и железо. Множество окружающих нас предметов (гайки, шайбы, болты, винты) выполнены из железа и будут притягиваться к магниту. Сила магнита может чувствоваться сквозь многие материалы, например через плексиглас. Когда мы двигаем магнит под плексигласом, предметы, содержащие в себе железо, будут передвигаться вместе с магнитам по поверхности плексигласа. | |
2. | Металлический рисунок |
|
нарежьте из металлической мочалки мелкие кусочки проволоки.
Зафиксировать узор прозрачным клеем из баллончика. Дать рисунку высохнуть, после чего снять картон с магнита. | МАГНЕТИЗМ является свойством некоторых металлов. В нашем примере это железо, из которого в основном сделана мочалка. Узор, образованный кусочками проволоки от мочалки, показывает силовые линии вокруг магнита. Кар тон не гасит сипу магнита, и проволочки выстраиваются вдоль его силовых линий, образуя узор. | |
3. | Магнитный театр |
|
| МАГНЕТИЗМ — это сила, которая заставляет одни материалы притягиваться друг к другу, а другие — отталкиваться. Сипа магнита действует даже через стенку коробки. Предметы, которые содержат железо, например канцелярские скрепки, притягиваются к магниту. Скрепки, прикрепленные к вырезанным из бумаги фигуркам, притягиваются к магниту и заставляют фигурки, с нашей помощью, двигаться в разные стороны по коробке из-под обуви. | |
4. | Магнитный отпечаток |
|
| МАГНЕТИЗМ — это свойство некоторых металлов, например железа. Узоры, которые образуют железные опилки, показывают нам силовые линии магнита. Концы магнита называются полюсами. Северный полюс ПРИТЯГИВАЕТСЯ к южному а одинаковые полюса ОТТАЛКИВАЮТСЯ. Силовые линии магнита между полюсами можно увидеть, если насыпать металлические опилки на лист белой бумаги, а под него поместить магнит. | |
МАРТ | |||||
1. | Рисование свечой | Свечи Белая бумага Акварельная краска Кисточка Газета |
| Акварельные краски СЦЕПЯТСЯ с бумагой, или впитаются в нее, но только не там, где она покрыта воском. Акварельные краски удерживаются на бумаге силой, которая называется СЦЕПЛЕНИЕМ. Но этого не произошло там, где присутствует воск, потому что между ним и бумагой действует большая сила, которая называется ПРИЛИПАНИЕ. (См. Белое защитное покрытие. | |
2. | Белое защитное покрытие |
|
| Акварельные краски СЦЕПЯТСЯ, или впитаются в бумагу, но только не там, где она покрыта белым пастельным мелком. Молекулы разбавленной темперы удерживаются на бумаге силой, которая называется СЦЕПЛЕНИЕМ. Но этого не произошло там, где присутствует пастель, потому что между ней и бумагой действует большая сила, которая называется ПРИЛИПАНИЕ. (См. Рисование свечой.) | |
3. | Вулкан | Пластиковая бутылка Форма для выпечки Влажный песок Красный пищевой краситель Пищевая сода (15 г) 1 чашка (250 мл) уксуса |
| Пищевая сода вступает в реакцию с уксусам, и происходит выделение УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, который создает ДАВЛЕНИЕ, которое выталкивает пену через горлышко бутылки. | |
4. | Извержение краски |
|
| Молоко содержит воду и жир, хотя оно и выглядит однородным. Эти две субстанции не спешиваются. Моющее средство — это татя субстанция, которая смешается и с жиром, и с водой. Когда мы капаем моющее средство в молоко, один конец молекулы моющего средства присоединяется к жиру в молоке, а другой к воде, что и порождает эффект закипания. | |
АПРЕЛЬ | |||||
1. | Узор из кристаллов |
|
Добавлять соль до тех пор, пока она будет растворяться.
| Пока соль не измельчена до состояния, когда ее можно потреблять в пищу, она представляет собой большой кусок является КРИСТАЛЛОМ. Обычно мы видим соль, когда она уже размолота до размеров маленьких КРИСТАЛЛОВ. Когда мы растворяем кристаллы соли в горячей воде, молекулы соли распространяются по всему ее объему. Затем, номере ИСПАРЕНИЯ воды, молекулы соли выстраиваются в строган порядке и снова образуют кристалл. При благоприятных условиях может образоваться очень крупный кристалл. | |
2. | Рисование кристаллами |
|
ночь на морозе или поместить в морозильную камеру.
| Сначала акварельные краски РАСТВОРЯЮТСЯ в чистой воде, которая заставляет цвета перемешиваться. Когда мы кладем лист бумаги в морозильник, молекулы окрашенной воды замедляют свое движение до тех пор, пока не перейдут из жидкого состояния в твердое. Этот процесс начинается при температуре ЗАМЕРЗАНИЯ воды, которая равна 0° С. Когда молекулы подкрашенной воды выстраиваются в правильный узор, эта вода образует КРИСТАЛЛЫ льда. | |
3. | Кристаллические пузырьки | Рецепт приготовления очень твердых пузырей 3-4 столовые ложки (45-60 г) стирального порошка растворите в I л горячей воды и оставьте раствор на несколько дней. Размешайте в нем столовую ложку сахара. Раствор для пузырей готов. Чтобы получить пузыри, нужно сделать из проволоки контур какой-нибудь фигурки. Убедитесь, что фигурка «замкнута». |
| При комнатной температуре мыльный раствор для выдувания пузырей представляет собой ЖИДКОСТЬ, но если вы его достаточно охладите или заморозите, он перейдет из жидкого состояния в ТВЕРДОЕ. При благоприятных условиях КРИСТЛШЫ станут образовываться, когда пузырь замерзнет и молекулы выстроятся в нужном порядке. Если позволить пузырю замерзать медленно, у молекул будет врет построиться очень правильно, и они сформируют КРИСТАЛЛЫ. | |
4. | Кристаллические иголки |
|
| Молекулы английской сот выстраиваются в правильный узор и образуют игольчатые КРИСТАЛЛЫ по мере того, как вода медленно испаряется из раствора. Молекулы соли складываются наподобие кирпичей в строительной кладке. Игольчатая форма кристалла определяется конфигурацией молекулы cam. Вот почему кристаллы пищевой соли отличаются от кристаллов английской соли. | |
МАЙ | |||||
1. | Липкие рисунки |
Раковина, мыло, салфетка. |
Поставить ее на стол.
| Вазелин - это вязкая жирная субстанция. Мелкие легкие предметы прилипают к поверхности тарелки, смазанной вазелином. Исследование летающих в воздухе предметов, которые оседают и прилипают к смазанной вазелинам поверхности, даст вам хорошее представление о ВОЗДУХЕ, которым мы дышим. По воздуху, в частности, переносятся семена, пыльца деревьев и растений, пыль. | |
2. | Отпечатки растений |
|
| Цвета, которые мы видим в растениях и цветах, зависят от химических веществ, называемых ПИГМЕНТАМИ. Дробление растений молотком высвобождает пигменты, и они окрашивают поверхность белой ткани. С древнейших времен люди извлекали из растений и использовали в качестве красок натуральные пигменты. | |
3. | Оттиски коры дерева |
Салфетка |.
|
Тем временем жесткой щеткой очистить и отмыть кору дерева так, чтобы не осталось и следа краски. | КОРА ДЕРЕВА растягивается. У некоторых деревьев она очень тонкая, поэтому легко растягивается. У других — прочная, поэтому она растрескивается по мере роста деревьев. Вот почему кора у некоторых деревьев шершавая, с глубокими морщинами. ОПИСКИ КОРЫ позволяют увидеть узоры, образовавшиеся в процессе роста деревьев. | |
4. | Узоры на траве |
|
с помощью дождя и солнечного света. Чтобы ускорить процесс восстановления, можно поливать траву водой. | Растения имеют зеленый цвет благодаря веществу, которое называется ХЛОРОФИЛЛ. Он помогает деревьям ’ преобразовывать для себя солнечный свет в энергию, примерно так, как животные преобразуют в энергию пищу. Если свет не поступает, количество хлорофилла уменьшается и зеленый цвет травы блекнет. Трава становится желтой, потому что не может существовать без света и начинает умирать. Но как только лучи света вновь попадают на траву, зеленый цвет возвращается, особенно если траву полить водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Школа светофорных наук» МБДОУ д/с «Медвежонок»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3234943","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"125","width":"125"}}]]Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы ...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...
Дополнительная общеразвивающая программа_Школа дорожных наук
ДополниДополнительная общеразвивающая программа "Школа дорожных наук "изучение правил дорожного движения с использованием электромобилей и велосипедов....
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 (ред. от 15. 02. 2017) Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию....
Спортивный досуг для детей старших групп по ПДД Конспект спортивно-познавательной программы: «Азбука дорожных наук».
Задачи:Образовательная область «Здоровье» - развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценки...
Рабочая программа кружка «ВЕСЁЛАЯ НАУКА» по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (Формирование элементарных математических представлений) для детей от 3 до 4 лет на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» Содер...
КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ НАУК»
Цель исследовательской деятельности:...