Развитие слухового внимания у малышей
методическая разработка (младшая группа) по теме

Чугина Елена Александровна

Данный материл поможет развивать слуховое внимание вашего ребенка в домашних условиях!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_vnimaniya_u_malyshey.docx230.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания у малышей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

              На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить  с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

              Предлагаемые ниже игры направлены на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, помогут малышам соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Игры на развитие слухового внимания.

«Что звучало? »

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: сначала демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, затем повторяем эти же действия за ширмой, дети на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.DSC00360

«Угадай, что делать?»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка (два кубика, мячика, погремушки)

Ход: У ребенка в руках два флажка.

Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. 

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. 

«Кто внимательный?» 

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. 

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка. 

Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!»  Затем говорит:100_0724

 - Возьми мишку и посади в машину.

 - Возьми мишку из машины.

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. 

«Солнце или дождик?»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. 

Оборудование: Бубен, обруч.

Ход: Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты бегай, играй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом (в обруч). Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

«Где позвонили?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. 

Оборудование: Колокольчик. 

Ход: Ребенок отворачивается, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не поворачиваясь, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Звонить надо не очень громко.

«Кто сказал мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: игрушки – домашние животные.

Игрушки выставлены на столе. Взрослый, закрыв ладонью рот звукоподражает домашним животным. Дети слушают и находят соответствующую игрушку.

C:\Users\Пользователь\Downloads\скачанные файлы.jpg

 Игра «Кто как голос подаёт?» проводится аналогично с игрушками домашних птиц.

 «Найди картинку».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Задание: взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением животных, насекомых, птиц (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания, закрывая губы ладонью.  Далее детям дается задание найти соответствующую картинку и показать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....

Развитие слухового внимания у малыша.

Слуховое внимание - это важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет ...