Дидактически игры
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Чугина Елена Александровна

Формирование интонационной выразительности, развитие силы и высоты голоса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dedakticheskie_igry_dlya_vospitatelya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры направленные

на автоматизацию звуков.

Выполнил учитель-логопед

МАУДО «Детский сад №6»

Чугина Елена Александровна

Г. Ялуторовск 2014г.

Капитошка

Для детей 5-7 лет

Цель. Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в слоговых упражнениях).

Правила игры. В игре принимает участие подгруппа детей, у которых уже поставлен тот или иной звук. Логопед называет слог, дети повторяют.

Ход игры. Тучка роняет капельки по ним как по лесенке любит прыгать наш Капитошка. А сегодня и слог «СА», с которым мы только что познакомились, тоже захотел попрыгать по этим ступенькам вместе с Капитошкой. Будем показывать, на какой капельке находится Капитошка и произносить слог «СА» то тихо, то усиливая голос. У нас получиться замечательная песенка.

Ритмическое путешествие.

Для детей 5-7 лет

Цель. Формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы.

Правила игры. В игре принимает участие подгруппа детей, у которых уже поставлен тот или иной звук. Логопед называет слог, дети повторяют.

Ход игры. Лягушка любит прыгать по листам кувшинки – это у него хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: и ква-ква, и ла-ла, и са-са-са, и ши-ши-ши. Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки произносят подряд, а если они расположены на расстоянии, надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку.

Логопедическое домино.

Для детей 5-7 лет

Цель. Автоматизация звука, находящегося в словах в разных позициях; согласование числительных с существительными в роде; развитие звукового анализа слова; формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Правила игры. Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие от 2 до 4 детей.

Ход игры. Разделите все карточки между игроками поровну. Выберите по считалке того, кто начнет игру. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется карточек.

Усложненный вариант «Сколько всего».

Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «ода ракета и одна радуга», «одна ракета, две радуги и одна гитара».

Собери цветок

Для детей 5-7 лет

Цель. Автоматизация звука в словах; развитие звукового анализа слов; формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.

Правила игры. В игре могут принимать участие 2 ребенка, у которых уже поставлены  звуки (с) и (з).

Ход игры. Предлагается выбрать серединку цветка, затем ребенок подбирает лепестки к серединке. На лепестках изображены предметы, в названии которых есть звуки (с) и (з). Когда цветок будет собран, ребенок определяет место звука в каждом слове (в начале, в середине, в конце). (Авторская)

 «Звуковые часы»

Для детей 6-7 лет

Цель. Учить вслушиваться в звучание слов, четко и внятно произносить слова, чтобы хорошо были слышны составляющие их звуки, сходные и разные по звучанию. Развивать логическое мышление, фонематический слух.

Все игровые упражнения рекомендуется проводить неоднократно, меняя подбор слов и наглядный материал.

В результате шестилетние дети усваивают терминологию, связанную со звучащим словом, запоминают и осмысленно выполняют данные упражнения.

Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями.

В каждой игре педагог создает такие ситуации, где дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, преодолевая затруднения.

Умение грамотно сформулировать вопрос о слове, правильно и осознанно повторить задание педагога, уже большая мыслительная работа для ребенка.

Примерные задания для детей 4х лет.

1. Произнесите названия изображенных предметов.

2. Вслушайтесь, как звучат слова.

3. Найдите два слова — названия, сходные по звучанию и укажите на них стрелками.

4. Найдите два названия предметов, разные по звучанию.

5. Подберите к слову рак слова, схожие по звучанию.

За каждый правильный ответ дети получают фишку, в конце упражнения подсчитывается количество очков, определяется победитель.

 Примерные задания для детей 5-6-и лет.

Задания педагога направлены на то, чтобы дети производили со словами различные действия:

- сопоставление различных слов;

- выявление и вычленение в словах звуков;

- определение разной длительности их звучания ( разного количества звуков)

1. Найдите на часах самые короткие слова.

2. Укажите стрелками два длинных слова.

3. Как можно переделать короткое слово лук в слово длинное (луковица)

4. Найдите два слова: одно - короткое, укажите на него маленькой стрелкой, другое — длинное, укажите на него большой стрелкой.

5. Найдите два слова, в которых есть звук (с).

6. Есть ли на ваших часах слова, в которых нет звука (с).

7. Как изменить слово жук, чтобы в нем был звук (и).

8. Есть ли у вас картинка, в названии которой есть звук (и).

Ромашка

Для детей 5-7 лет

Цель. Автоматизация изолированного звука, в слогах, в словах. Формирование звуковой культуры речи. Формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания.

Правила игры. В игре может принимать участие подгруппа детей, у которых поставлен тот или иной звук и кто умеет составлять слоги.

Ход игры. Логопед в середину цветка ставит согласную букву. Дети проговаривают определенный звук. Затем логопед соединяет согласную букву с гласными буквами, дети произносят слог. После этого логопед предлагает вспомнить слова, которые начинаются с этого слога. (Авторская)

Список используемой литературы

  1.  Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику стр. 52, 58  «Линка-Пресс», Москва 2008.
  2.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи стр. 14, 34, 37 Москва «Просвещение», 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...