Дидактически игры
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Формирование интонационной выразительности, развитие силы и высоты голоса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dedakticheskie_igry_dlya_vospitatelya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры направленные
на автоматизацию звуков.
Выполнил учитель-логопед
МАУДО «Детский сад №6»
Чугина Елена Александровна
Г. Ялуторовск 2014г.
Капитошка
Для детей 5-7 лет
Цель. Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в слоговых упражнениях).
Правила игры. В игре принимает участие подгруппа детей, у которых уже поставлен тот или иной звук. Логопед называет слог, дети повторяют.
Ход игры. Тучка роняет капельки по ним как по лесенке любит прыгать наш Капитошка. А сегодня и слог «СА», с которым мы только что познакомились, тоже захотел попрыгать по этим ступенькам вместе с Капитошкой. Будем показывать, на какой капельке находится Капитошка и произносить слог «СА» то тихо, то усиливая голос. У нас получиться замечательная песенка.
Ритмическое путешествие.
Для детей 5-7 лет
Цель. Формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы.
Правила игры. В игре принимает участие подгруппа детей, у которых уже поставлен тот или иной звук. Логопед называет слог, дети повторяют.
Ход игры. Лягушка любит прыгать по листам кувшинки – это у него хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: и ква-ква, и ла-ла, и са-са-са, и ши-ши-ши. Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки произносят подряд, а если они расположены на расстоянии, надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку.
Логопедическое домино.
Для детей 5-7 лет
Цель. Автоматизация звука, находящегося в словах в разных позициях; согласование числительных с существительными в роде; развитие звукового анализа слова; формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.
Правила игры. Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие от 2 до 4 детей.
Ход игры. Разделите все карточки между игроками поровну. Выберите по считалке того, кто начнет игру. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется карточек.
Усложненный вариант «Сколько всего».
Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «ода ракета и одна радуга», «одна ракета, две радуги и одна гитара».
Собери цветок
Для детей 5-7 лет
Цель. Автоматизация звука в словах; развитие звукового анализа слов; формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.
Правила игры. В игре могут принимать участие 2 ребенка, у которых уже поставлены звуки (с) и (з).
Ход игры. Предлагается выбрать серединку цветка, затем ребенок подбирает лепестки к серединке. На лепестках изображены предметы, в названии которых есть звуки (с) и (з). Когда цветок будет собран, ребенок определяет место звука в каждом слове (в начале, в середине, в конце). (Авторская)
«Звуковые часы»
Для детей 6-7 лет
Цель. Учить вслушиваться в звучание слов, четко и внятно произносить слова, чтобы хорошо были слышны составляющие их звуки, сходные и разные по звучанию. Развивать логическое мышление, фонематический слух.
Все игровые упражнения рекомендуется проводить неоднократно, меняя подбор слов и наглядный материал.
В результате шестилетние дети усваивают терминологию, связанную со звучащим словом, запоминают и осмысленно выполняют данные упражнения.
Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями.
В каждой игре педагог создает такие ситуации, где дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, преодолевая затруднения.
Умение грамотно сформулировать вопрос о слове, правильно и осознанно повторить задание педагога, уже большая мыслительная работа для ребенка.
Примерные задания для детей 4х лет.
1. Произнесите названия изображенных предметов.
2. Вслушайтесь, как звучат слова.
3. Найдите два слова — названия, сходные по звучанию и укажите на них стрелками.
4. Найдите два названия предметов, разные по звучанию.
5. Подберите к слову рак слова, схожие по звучанию.
За каждый правильный ответ дети получают фишку, в конце упражнения подсчитывается количество очков, определяется победитель.
Примерные задания для детей 5-6-и лет.
Задания педагога направлены на то, чтобы дети производили со словами различные действия:
- сопоставление различных слов;
- выявление и вычленение в словах звуков;
- определение разной длительности их звучания ( разного количества звуков)
1. Найдите на часах самые короткие слова.
2. Укажите стрелками два длинных слова.
3. Как можно переделать короткое слово лук в слово длинное (луковица)
4. Найдите два слова: одно - короткое, укажите на него маленькой стрелкой, другое — длинное, укажите на него большой стрелкой.
5. Найдите два слова, в которых есть звук (с).
6. Есть ли на ваших часах слова, в которых нет звука (с).
7. Как изменить слово жук, чтобы в нем был звук (и).
8. Есть ли у вас картинка, в названии которой есть звук (и).
Ромашка
Для детей 5-7 лет
Цель. Автоматизация изолированного звука, в слогах, в словах. Формирование звуковой культуры речи. Формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания.
Правила игры. В игре может принимать участие подгруппа детей, у которых поставлен тот или иной звук и кто умеет составлять слоги.
Ход игры. Логопед в середину цветка ставит согласную букву. Дети проговаривают определенный звук. Затем логопед соединяет согласную букву с гласными буквами, дети произносят слог. После этого логопед предлагает вспомнить слова, которые начинаются с этого слога. (Авторская)
Список используемой литературы
- Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику стр. 52, 58 «Линка-Пресс», Москва 2008.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи стр. 14, 34, 37 Москва «Просвещение», 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...