Использование ИТК в работе ДОУ и семьи в интересах развития ребенка
статья (старшая группа) на тему
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации, информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_itk_v_rabote_dou_i_semi_v_interesah_razvitiya_rebenka.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации, информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.
Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
• отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных и современных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов.
Но существуют и проблемы использования ИКТ:
• нет компьютеров у родителей;
• недостаточная компьютерная грамотность родителей;
• недостаточное материально-техническое обеспечение ДОУ.
Необходимо выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:
- Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.
- Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.
- Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.
- Реализация механизма и форм публичной отчетности.
- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
Целенаправленное системное информационное воздействие, на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать:
- Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
- Информация изучается родителями в удобное для них время;
- Возрастают потоки информации;
- Индивидуализировать подачу информации;
- Заказной принцип консультирования родителей.
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
- сайт детского сада;
- сотовая связь;
- редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
- электронная почта;
- создание медиатеки;
- электронная рекламная деятельность;
- телемост;
- использование личной веб-страницы,
Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Создание на сайте ДОУ странички, на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы их разрешения. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.
Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров в группах ДОУ и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения
Список используемой литературы:
1.. Апатова Н. « Информационные технологии в школьном образовании». – М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др «Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11. 3.Езопова С.А. «Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции»//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8- 10
3. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений». – М., 2003
4 «.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие» / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
5. Кораблёв А. А. « Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе»// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
6. Роберт И.В « Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования». – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
7. Шаехова Р.К. « Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития»/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИТК во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.»
«Использование ИТК во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.» В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно ...
Установление партнерских взаимоотношений ДОУ с семьей в интересах развития ребенка через проектную деятельность.
Консультация для педагогов ДОУ....
опыт работы «Использование ИКТ во взаимодействии детского сада и семьи в интересах развития ребенка».
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как п...
Использование ИТК во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21557002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Информация для вас, уважаемые родители! Мы вам предлагаем материал для всесторо...
Результаты мониторинга по освоению обучающимися Программы «Взаимодействие детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка»
Результаты мониторинга по освоению обучающимися Программы «Взаимодействие детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка»...