Организация мини - музеев в ДОУ
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ - МУЗЕЕВ В ДОУ»
1. Актуальность.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, развитие творческих способностей.
Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека. Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.
2. Историческая справка.
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз.
Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
3. Виды музеев.
Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
4. Роль музея в развитии дошкольника.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного.
Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы : "; "Что вы можете детям рассказать о музеях?"; "Какие музеи посещали ваши дети?» и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цели и задачи мини-музея:
- Реализация направления « Музейная педагогика»
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
- Формирования у дошкольников представления о музеи.
- Развитие кругозора дошкольников
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического мышления и воображения
- Формирование активной жизненной позиции.
Размещение мини-музеев.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Но недаром народная мудрость гласит « Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующее: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах, прикрепляться к стенам, стоять на полу. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини- музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разном уровне: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные планы по организации мини-музеев.
Целью перспективных планов является, внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создание музейно-образовательного пространства, центрами которо...
Проект по организации мини - музея в ДОУ "Живи, родник"
Авторский проект по организации деятельности этнографического мини-музея в дошкольном учреждении. В данном проекте представлен опыт работы педагогов ДОУ по созданию совместно с родителями ...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"
В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....