Организация мини - музеев в ДОУ
проект (подготовительная группа) на тему

проект для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ - МУЗЕЕВ В ДОУ»

1. Актуальность.

       XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, развитие творческих способностей.

Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека. Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.

2. Историческая справка.

        Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз.

        Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

3. Виды музеев.

     Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.

4. Роль музея в развитии дошкольника.

      С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного.

    Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы : "; "Что вы можете детям рассказать о музеях?"; "Какие музеи  посещали ваши дети?» и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музееКонечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их  назвали  «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

    Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цели и задачи мини-музея:

  1. Реализация направления « Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  3. Формирования у дошкольников представления  о музеи.
  4. Развитие кругозора дошкольников
  5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  7. Развитие творческого и логического мышления и воображения
  8. Формирование активной жизненной позиции.

Размещение мини-музеев.   

      В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Но недаром народная мудрость гласит « Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».  Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующее: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах,  прикрепляться к стенам, стоять на полу. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини- музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разном уровне: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 
1. Подготовительный этап 
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 
2.
Практический этап. 
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 
3.
Подведение итогов.

По длительности проект мини – музея может быть краткосрочным (1 мес.) и долгосрочным (1 уч.г.).


Тематика мини-музев может быть различной:

  1. Мини-музей книги (краткосрочный) - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  2. Расположение.

 Групповая комната, экспонаты размещены на подвесных полках, столе.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.

  1. Мини – музей «Русская изба» (долгосрочный)

Цель: Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и в современном мире.

Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".

Сентябрь

"Милости просим, гости дорогие".

Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

Октябрь

"Добрые избы".

Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

Ноябрь

"Сошьём Маше сарафан".

Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.

Декабрь

"Вечера долгие, руки умелые".

Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.

Январь

"Что расскажет о себе посуда".

Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

Февраль

"Наши руки не знают скуки".

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

Март

"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Апрель

"Давайте жить дружно".

Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

Май

"Чудеса- кудеса".

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.

"Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.

     Согласно плану проекта экспонаты меняются.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

С приветливой хозяюшкой "Русской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей", "Три девицы под окном". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Прошлое ручки", "Все о часах", "Мы покоряем космос".

3. «Живая кукла» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

4. «Чудеса своими руками» - руками детей и родителей созданы предметы декоративно – прикладного искусства.

  1.  «Мой край родной» - знакомство с историей села, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему селу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о селе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  2. «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  3. Мини-музей хлеба и др.

        Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества

          Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.  Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.

       Средства музейной педагогики позволяют сделать процесс освоения человеком традиций своего народа ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Представленные методы и приемы помогут детям открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для  современных дошкольников полезным и интересным.                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по организации мини-музеев.

Целью перспективных планов является, внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создание  музейно-образовательного пространства, центрами которо...

Проект по организации мини - музея в ДОУ "Живи, родник"

Авторский проект по организации  деятельности этнографического мини-музея в дошкольном учреждении. В данном проекте представлен опыт работы педагогов ДОУ по созданию совместно с родителями ...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"

В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....