Викторина "Путешествие в Югру"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_puteshestvie_v_yugru_.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей «Путешествие в Югру»

Подготовила:

 воспитатель

МБДОУ ДС №13»Родничок»

С.Н.Андрощук

Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю.

Задачи: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;  развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать  уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные  игры «Хэйро» (солнце) и т.п., экскурсия в  музей детского сада.

Материалы:

макет чума, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, изображения ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге). 

Ход викторины.

Воспитатель:ширь твоих степей венчают горы.
За тайгой – морей студеный лед,
Проплывая над твоим простором
Даже солнце за день устает.
Велика ты, Родина, красива!
Берега суровые любя,
Океаны грозные не в силах
Заключить в объятия тебя.
Обойти тебя не хватит жизни
Хоть шагай упрямо день за днем.
Как же ты, великая Отчизна
В сердце умещаешься моем.

Вступительное слово. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ -  Югра.   10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине «Путешествие в Югру», посвящённой Дню образования округа - Югры.

Сегодня к нам в детский сад пришли гости.Встречайте, коренные жители нашего округа. 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анэ.

В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Медвежата»(группа «Теремок»), Команда «Лисята» (группа «Сказочная страна»)

 «Медвежата» – девиз: «Мы команда высший класс, победи попробуй нас»

 «Лисята» - девиз «Нам не страшно ничего, мы посмотрим, кто кого»

Оценивать результаты заданий викторины будет уважаемое жюри: Кыштымова Т. А., Ифтоди В. И.

Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз.

Второй конкурс. «Мой край – Югра». Вам предстоит ответить правильно на вопросы.

  1. Что означает слово «Югра»?(Югра возник как этноним – это коми-зырянское название ханты и манси. «Уг» – означает вода, «ра» – народ. Следовательно, Югра – народ воды.)
  2. Назовите столицу нашего округа.
  3. Назовите знакомые города нашего округа.
  4. Назовите  Ф. И. О. губернатора нашего округа.
  5. Чем богат наш край? Назовите богатства Югры?
  6. Назовите самое продолжительное время года нашего края.
  7. Назовите хвойные  деревья нашего округа.
  8. Назовите лиственные деревья нашего округа.
  9.  Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
  10. Назовите птиц нашего округа.
  11. Назовите диких животных нашего округа.
  12. У какого хвойного дерева самые питательные орехи?
  13. Какая ягода растёт на болоте?
  14. Назовите коренных жителей севера.
  15. Как называется жилище коренных жителей нашего края? (Чум)
  16. Как называются хантыйские сани?(нарты)
  17. Назовите национальную зимнюю обувь ханты и манси.(кисы, унты)
  18. Из чего строят чум ханты и манси. (из палок и шкур оленя)
  19. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)
  20. Как называется народная кукла у хантов?(акань)
  21. Назовите основные занятия коренных народов севера (оленеводство, рыболовство, охота, сбор ягод)
  22. Что изображено на гербе Югры? (представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ «Кат ухуп вой» (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита.Контур щита обведен золотом.)
  23. Как выглядит флаг Югры (прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя – сине-голубая, нижняя – зеленая), завершенное по вертикали прямоугольной полосой белого цвета.В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.)
  24. Что обозначают цвета на флаге Югры? (зеленый – лес, синий – водоемы)
  25. Найди герб города Мегион.
  26. Найдите герб ХМАО.

Третий конкурс «Собери герб»(капитаны команд собирают  герб Мегиона и герб ХМАО)

Ведущий.Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.

Четвертый конкурс. «Расскажи пословицу».  Каждая команда должна рассказать по 2 пословицы и поговорки народов ханты или манси.

  • Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела.
  • Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
  • Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
  • День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом.

Пятый  конкурс. Следующее задание.  «Праздники народов ХМАО.

Воспитатель:Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя.

Вспомните и назовите праздники хантов и манси. Каждая команда называет 1 праздник.

Вороний день - 7 апреля.Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры — ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

Праздник трясогузки - 1 июня.Разве есть какая птаха лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет. Она все лето, каждое утро встречает нас поклоном. Щебечет, что круглое лето будет с нами.

Проводы лебедя – осенью.Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворнахатла» - «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Они подходили к реке и нашептывали, тихо говорили: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей».

Медвежий праздник - по случаю охоты на медведя - зимой).Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

 Воспитатель:Ребята, сейчас мы поиграем   в игру народов ханты и манси. Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней.Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце».

Хантыйка и проводит игру «Хейро» со всеми детьми.

Воспитатель. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.

В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

Шестой конкурс. И наш следующий конкурс «Конкурс чтецов»

Ребенок:Я Родины себе не выбирал

Она, как жизнь, даётся от рождения,

Мне стала вьюжная суровая Югра

Отечеством, той точкой становления…

Кто не бывал в тайге Югры,

Я приглашаю вас сюда.

Ребенок:Сейчас она не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдёте чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Ребенок:

Ребенок:Ханты-Мансийская земля!

Ты край озёр, болот и рек,

Осваивать твои просторы

Сюда приехал человек!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Здесь нефть и газ открыли люди,

Дороги строят, города!

Тебя мы любим, край Югорский,

Ты в нашем сердце навсегда!

Седьмой конкурс. «Отгадай загадку»

Воспитатель: очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

Показ слайдов с животными.

  1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
  2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)

  1. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
  2. Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)
  3. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
  4. На свинью похож он очень
    Но в щетине в шерсти точно.
    Два клыка торчат из пасти,
    Да к тому же он всеядный. (кабан)
  5. Из малых кошек из пятнистых.
    А на ушах, представьте, кисти.
    Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
    Она ведь хищник грозный.(рысь)
  6. Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
    Светло-коричневый мех у зверька,
    Днём озорница, в тайге не ленится,
    Прыгает с ветки на ветку.......(куница)
  7. Работящие зверьки строят дом среди реки. 
    Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
  8. Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)
  9. Пять полосок на спине, ушки на макушке
    Есть защёчные мешки, в них ношу продукты.
    Почки, жёлуди, грибы очень обожаю
    И запасы на зиму в норке оставляю (бурундук)
  10. Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.

Воспитатель. А наша с вами викторина продолжается.

Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, женщины шьют одежду, украшают её бисером, собирают грибы и ягоды. Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется «Талтыюх»( в переводе перетягивание палки)

Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из нас сильный и ловкий.

Восьмой конкурс. Состязание «Талтыюх».

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.

Девятый конкурс. «Из чего сок и варенье»

В лесах нашего округа не только много разных животных и птиц, но и растёт много ягод. И наше следующее задание называется «Из чего сок и варенье?». Я раздам вам картинки с изображением ягод, а вы должны сказать какой сок и какое варенье получается из этой ягоды. Например: фрукт – яблоко, сок – яблочный, варенье – яблочное.

  • Клюквенный - клюквенное
  • Брусничный - брусничное
  • Черничный - черничное
  • Голубичный - голубичное
  • Малиновый – малиновое
  • Морошковый – морошковое
  • Земляничный - земляничное

Гостья Анэ:  ребята, сколько интересного  вы знаете про народ  ханты?
- Ханты древний народ в Югре. Мы  живем  в чумах, которые строим  из длинных связанных шестов и покрываем  их оленьими шкурами. Внутри разводим  огонь, на котором готовим еду. Занимаемся  рыболовством, охотой, собираем ягоды, разводим оленей.
- Мне приятно, что вы о нас много знаете. У нас есть интересные праздники. Весной мы отмечаем праздник «Вороний день». Считается, что ворона приносит на крыльях весну. Мы смотрим, если ворона села на макушку дерева, будет много воды. И в этот праздник у нас есть обычай: загадывать желание и завязывать цветные ленты на березе.
Воспитатель:
Спасибо Анэ,  что пришли к нам в гости.
Анэ: на прощание я хочу вам сказать. Мы лесные жители. Лес и нас и вас кормит. Берегите лес, не обижайте птиц и зверей.

Воспитатель:на этом наша викторина подошла к концу. Все команды отвечали правильно и грамотно на вопросы, участвовали в конкурсах, читали стихи, пословицы и поговорки, правильно выполняли все задания, к нам на праздник приходила гостья и все мы поиграли с ними в игру «Хейро », провели состязание. Вам понравилось? А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...