Цикл проектных работ по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Разработка знакомит с передовым опытом педагогов в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_eksperimentalnaya_deyatelnost_po_teme-1.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл проектных работ по опытно-экспериментальной деятельности.
Разработали педагоги ГБОУ СОШ №329 СП-7.
Старший воспитатель Алексанян М.Ю.
Воспитатель Иванченко В.В.
Воспитатель Полухина Л.П.
Опытно экспериментальная деятельность по теме
«Воздух-невидимка»
( проектная работа)
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К.Е. Тимирязев.
Актуальность темы:
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.
Именно поэтому свою работу я решила направить на развитие познавательной активности моих воспитанников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности с таким явлением как ветер (воздух) и окружающими нас предметами способными помочь провести опыты легко и понятно детям.
В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан опытно-исследовательский центр, в котором происходит развитие первичных естественно- научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
В нашем ДОУ ежегодно проводится проектная деятельность для развития познавательной активности детей. В этом году проектная деятельность была направлена на опытно-экспериментальную деятельность. Совместно с родителями и детьми была выбрана тема и название проекта «Воздух- невидимка»
Такой вид работы подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Цель проекта:
Дать представление о том, что воздух имеет разную силу, занимает место и обладает свойствами : прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения. Дать представление о роли воздуха в жизни человека, животных и растений.
Задачи проекта:
Познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха.
Учить анализировать, самостоятельно делать выводы.
Формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время
опытов.
Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к
познавательной деятельности.
Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными
способами и бережное отношение к окружающему миру.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель, старший воспитатель, помощник воспитателя.
Сроки реализации: февраль – апрель 2015г.
Работа над проектом
1этап: Целеполагание
На первом этапе реализации проекта «Воздух-невидимка» было проведено родительское собрание, на котором было выявлено, что дети недостаточно вовлечены в опытно-экспериментальную деятельность в связи, с чем был намечен путь по реализации опытно-экспериментальной деятельности. В дальнейшем в группе была проведена беседа о свойствах воздуха, в ходе которых дети могли продемонстрировать свои знания и высказать, чтобы они хотели еще узнать по данной теме. Это позволило мне составить план проекта и пути реализации с учетом потребности и пожеланий детей и их родителей.
2этап: Разработка проекта
На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработан конспект опытно-экспериментальной деятельности, подготовлены необходимые материалы и оборудование.
План проекта
Этап | Содержание работы | Участники | Ответственные | |
Целеполагание | Родительское собрание с целью выбора темы и разработки совместных путей в области реализации опытно-экспериментальной деятельности | Родители воспитанников Воспитатель Иванченко В.В. | Воспитатель Иванченко В.В. | |
С целью выявления интереса и уровня знаний детей по теме проекта в группе была проведена беседа о качествах и свойствах воздуха | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта | Старший воспитатель Воспитатель группы Иванченко В.В. | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Разработка проекта | Изучение опыта педагогов новаторов | Педагоги ДОУ | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | |
Концептуализация- поиск идей для решения проблемы.
| Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Пополнение предметно-развивающей среды материалами, необходимыми в реализации проекта: ёмкость с водой, коктельные трубочки, веера, перышки, губка, земля, шприцы без игл, мячи, бумажные кораблики и самолетики, большая и малая мельница, надувные круги и нарукавники, шарики, весы, детская машина с подушкой безопасности, насос, маска для подводного плаванья, детский пылесос и вентилятор на, батарейках. | Дети старшей группы, родители, помощник воспитателя Попова С.И. | Старший воспитатель Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Разработка конспектов НОД, план проведения итогового мероприятия | Воспитатель Иванченко В.В | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | ||
Выполнение проекта | Активное пополнение опытно-исследовательского центра новыми лабораторными принадлежностями | Дети старшей группы, родители, воспитатель Иванченко В.В. | Воспитатель Иванченко В.В. | |
Беседы: «Свойства и качества воздуха», «Воздух и вода, сходства и отличия» «Зачем космонавту скафандр» | Дети старшей группы, родители, воспитатель Иванченко В.В. | Старший воспитатель воспитатель Иванченко В.В. | ||
Чтение художественной литературы: «Пахнет в воздухе дождем», «Продавец воздуха», «Разным воздух наш бывает» | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Познавательный досуг малые фольклорные формы: пословицы и загадки о воздухе | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Дидактические игры: «Кто больше пословиц вспомнит о воздухе» | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Сюжетно-ролевые игры: «Мы ученые», «Придумай опыт сам» | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Игра развлечение «Шоу мыльных пузырей» | ||||
Коллективный просмотр фильма «Смешарики. Воздух для вдохновения», «Лунтик на воздушном шаре» Просмотр слайдов на мультимедийном оборудовании | Дети старшей группы | Воспитатель Иванченко В.В. | ||
Презентационно- завершающий этап | Открытый показ опытно-экспериментальной деятельности с применением ИКТ по проекту «Воздух-невидимка» | Дети старшей группы Воспитатель Иванченко В.В. Помощник воспитателя Попова С.И. | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. Воспитатель Иванченко В.В. |
3 Этап: Выполнение проекта
Осуществление проекта строилось на основе единства деятельности педагогов, детей, старшего воспитателя, а также родителей воспитанников. Опытно-экспериментальная деятельность состояла из бесед, наблюдений, опытов, сюжетно-ролевых игр, игр развлечений, чтения художественной литературы, коллективного просмотра мультипликационных фильмов, а также слайдов по теме,
Игровая деятельность включала в себя сюжетно-ролевые игры, игры развлечения.
Дети вместе с родителями подбирали необходимые составляющие для создания исследовательского центра.
На завершающем этапе проекта состоялось открытое занятие, в процессе которого дети смогли продемонстрировать свои знания, приобретенные за время проекта. На открытом показе присутствовали сотрудники СП6 и 7.
Анализ проведенной работы:
Мы считаем, что участие в проекте позволило детям не только расширить представления о воздухе, каждый ребенок, участвовавший в проекте, может смело сказать «Я сделал это сам!». Я считаю, что проект помог мыслить, находить и решать проблемные ситуации, получать ответы на вопросы, полученные в результате опытно-экспериментальной деятельности.
Родители на основе совместной проектной деятельности могут объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Могу с уверенностью утверждать, что детско-родительские отношения обогатились совместной деятельностью: проведением некоторых опытов на дому. У детей повысился интерес к проведению опытов не только с воздухом, а так же пополнился словарь.
Дети проявили большой интерес к опытно-экспериментальной деятельности, на что указывает их частые игры в «ученых», посещение мини-лаборатории группами и по одному.
Наша работа была направлена на формирование наблюдательного, думающего, любознательного человека. По окончанию одного из опытов на мой вопрос детям: - Вам понравилось экспериментировать? девочка ответила: «Да, мы в детском саду всегда узнаем что-то новое» и сразу же спросила, « а мы будем завтра опыты проводить?»
Учитывая все вышесказанное, я считаю, что мы достигли цели проекта.
Конспект открытого показа по опытно -экспериментальной деятельности в средней группе с применением ИКТ
« Дерево. Его свойства»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами древесины с помощью экспериментальных действий (не тонет, горит, плотное, поддается обработке, сохраняет тепло). Дать элементарное представление о профессии плотника. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закреплять при этом необходимые меры безопасности.
Методы исследования: Подбор материала по теме; проведение опытов с древесиной, металлическими изделиями, бумагой, тканью; лучиной, деревянная и стеклянная кружка; Слайды, экран.
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: рубанок, ножовка, стругать, обрабатывать, плотный.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дети, я вам загадаю загадку.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Беседа по картине «Лес»
- Что изображено на картине?
- Какие деревья в лесу?
- Назовите отличия лиственных деревьев от хвойных?
- Из каких частей состоит дерево?
- Что делают с деревьями в лесу?
- Куда везут деревья?
- Что делают из досок?
- Как определить возраст дерева?
Слайд 1, 2, 3. Лес.
Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев . Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы. По количеству колец на спилах деревьев определяют возраст дерева. А какие предметы изготавливают из дерева.
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку « Это удивительное дерево» Дети, совместно с воспитателем называют предметы, расположенные на выставке.
А теперь поговорим о свойствах дерева.
Опыт 1.
- Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему? (он утонул.)
- А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему? (Она намокла и тоже утонула)
- А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? (Она намокла и тоже утонула)
- А сейчас возите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему? (Кубик плавает, потому что он деревянный.) Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него? (Стали строить лодки, корабли.)
Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Оно легкое и не тонет.
Опыт 2.
- Второй эксперимент проведу я. У меня в руке лучина из дерева. Попробую поджечь ее. Что происходит с лучиной? (Она горит.)
- Что заметили люди, когда горит древесина? (Что становится светло и тепло.)
(Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.)
Мы с вами выяснили второе свойство - дерево горит, дает тепло и свет.
Слайд № 2 . Лучина.
Слайд№ 3. Печь с дровами.
Слайд № 4,5 Костер.
Опыт 3.
Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.
- Возьмем две кружки с теплой водой (деревянную и стеклянную)
- Какая кружка сохраняет тепло? (деревянная - холодная, стеклянная – горячая)
- В кружки опустим ложки (деревянную и металлическую)
- Какая ложка нагрелась, а какая осталась холодной?
Третье свойство дерева – сохраняет тепло.
Динамическая пауза.
Темным лесом и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом,
Чтоб цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой,
Кедр нам хочет низко поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят.
До свидания, лес зеленый,
Мы уходим в детский сад.
Опыт 4.
Нам предстоит провести еще один опыт.
- Возьмем точилку и попробуйте поточить карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод? (Дерево можно пилить, резать, точить.)
- Возьмем три предмета: деревянный брусок, камень, металлическая пластина пробуем забить гвоздь. Гвоздь забивается только в брусок, какой можно сделать из этого вывод? (В дерево можно забивать гвозди)
Четвертое свойство дерева - древесина легко поддается обработке.
Слайд№ 6,7,8 Деревянные дома.
Слайд № 9,10, 11,12 Корабли.
Воспитатель: Кто делает изделия из древесины? (Плотник)
Какие инструменты нужны плотнику?( Плотнику нужны плотницкие инструменты (Пила, гвозди, молоток…)
Игра «Какие инструменты нужны плотнику?».
Молодцы. Для того чтобы сделать стул, нужны доски. Доски должны быть гладкими, для этого используют рубанок. А как вы думаете, для того чтобы скрепить доски между собой что нужно? (Гвозди и молоток.)
Профессия плотника нужная. Потому что отремонтировать стул или сделать новый стол, двери, рамы может только опытный плотник.
Итак, сегодня мы с вами говорили о свойствах дерева. Давайте повторим.
- Дерево легкое , не тонет.
- Дерево горит, дает тепло и свет.
- Дерево сохраняет тепло.
- Древесина легко поддается обработке.
Итог: Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...
Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности
Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....
План работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ
План работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ...
Цикл проектных работ по патриотическому воспитанию дошкольников
Методическая разработка в которой собран мой передовой опыти опыт педагогов вверенных мне дошкольных отделений....
опыт работы т."«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
Обобщение педагогического опыта работы по теме:«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»воспитателя МБОУ Вельяминовской СОШ им.Л.С ФилинаМорозовой Натальи ЕвгеньевныОбос...
Презентация опыта работы по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Процесс познания – творч...