Эмоциональное развитие ребёнка
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для педагогов, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов. | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17комбинированного вида «Алёнушка».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
(консультация для педагогов)
Воспитатель:
Медведева Наталия Васильевна.
2015 год.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Цель: повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимодействий, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
- Развивать у детей способности понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей; развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке; развивать у детей самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.
- Создать условия для принятия ребёнком самого себя в различных эмоциональных состояниях.
- Развивать умение сопереживать другому ребёнку (толерантное поведение).
- Развивать умение взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения.
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе, обществу.
- Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи.
Социально адаптированное поведение ребёнка включает умение свободно выражать свои чувства (как позитивные, так и негативные) во взаимодействии с другими детьми, а также умение сочувствовать и сопереживать ему.
Игнорирование своих чувств, неумение открыто выражать свои эмоции порождают у ребёнка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки. Такие дети часто не могут заявить о своих желаниях, удовлетворить свои потребности, что способствует закреплению форм поведения характерных для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта, самоопределении и самовыражении.
Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуации с позиции собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по другому взглянуть на себя, по – иному оценить свои собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
ЗАНЯТИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ»
Цель: знакомить детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; развивать эмпатию и воображение.
Оборудование: «кубик эмоции» (кубик средних размеров, на сторонах которого приклеены пиктограммы эмоций), карточки с изображением облаков с разными настроениями, альбомы, цветные карандаши.
Игра «Кубик»
У меня есть один необычный кубик. На каждой стороне нарисовано лицо, выражающее какое либо настроение. Я первая брошу кубик. Вам нужно будет изобразить настроение, соответствующее выпавшему. Тот, кто удачнее выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
Игра «Облако»
А теперь я буду читать стихотворение, а вы будете изображать настроение облаков в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустился наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н.Екимова)
Рисунок «Облако».
А теперь я предлагаю вам нарисовать облако, каждому своё, с определённым. настроением. Настроение у облака может быть таким же, как у вас.
Игра «Через стекло».
Представьте, что вы общаетесь со своим приятелем через стекло и друг друга вы не слышите. Вам приходится мимикой, жестами передать определённую информацию. Вот задание:
- «Вы забыли надеть шарф, а на улице холодно»
- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить»
- «Ты не хочешь со мной порисовать»
- «У меня болит горло»
Игра «Обувь»
Вам нужно пройти так, будто вы идёте в определённой обуви: валенки, туфли на высоком каблуке, балетные тапочки, домашние тапочки, ботинки.
Игры на снятие агрессивности: «Волшебный мешочек», «Надуть воздушный шарик злостью», «Топанье ногами», «Договор с руками» и рисуночные методы.
Чтобы поднять настроение ребёнку можно поиграть в игру «Волшебный стул» - ребёнку с плохим настроением предлагают сесть на волшебный стульчик и попросить остальных детей группы поддержать ребёнка добрыми словами, пожеланиями и по очереди подходить и гладить этого ребёнка.
Грусть. Печаль.
Цели: познакомить детей с эмоциями грусти и печали; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; знакомить со способами снятия грустного, печального настроения.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» ; Айрис – пресс, 2004 – 160с.
Игра «Волшебный стул» - 132с.
Игра «Кладоискатель» - 133с
Игра «Портрет» - 133с
- Филиппова Ю.В. «Общение. Дети до пяти лет.» - Ярославль; Академия развития; Академия Холдинг. 2001. – 176с.
Этюд «Муравей» - 120с.
Этюд «Цветик – семи цветик» - 120с.
Этюд «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - 121с.
Замкнутость. Застенчивость. Нерешительность.
- Козлова С.А. «Мой мир» - М; «Линка – Пресс», 2000г. – 224с
Игра «Кто пришёл» - 205с.
Игра «Незнайка» - 210с.
Игра «Змейка» - 210с.
Игра «Дракон кусает свой хвост» - 211с.
Игра «Два клоуна» - 211с.
Игра «Насос и мяч» - 216с.
Беседа «Зачем нужна речь» - 206с.
Беседа «Как можно обучаться без слов» - 206с.
Упражнение «Иностранец» - 207с
Упражнение «Водопад» - 207с
Упражнение «Через стекло» - 207с.
Упражнение «Жираф» -208с
Упражнение «Цветок» - 209с.
Упражнение «Радуга» -209с.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. «Общение. Дети 5 – 7 лет» - Ярославль; Академия развития; Академия Холдинг. 2001 – 160с.
Игра «Школа разведчиков» - 132с.
Игра «Торжественная речь» - 132с.
Игра «Колдун» - 132с
Игра «Продолжи слово» - 133с.
Игра 2Расскажи стихи руками» - 134с.
Игра «Как поступить» - 134с.
Игра «Придумай сказку» - 135с.
Игра «Сборщики» - 135с.
Игра «Мудрец» - 136с.
Игра «Окажи внимание другому» - 136с.
Игра «Почта» - 140с.
Игра «Закончи предложение» - 141с.
Страх.
Цель: познакомить детей с эмоцией страха, учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.
- «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4-6 лет». Автор – составитель И.А.Пазухина – Спб. «Детство – пресс», 2004 – 272с.
Средняя группа:
Упражнение «Зеркало» - 60с.
Игра «Медвежонок» - 60с
Упражнение «У страха глаза велики» - 61с.
Этюд «Лисёнок боится» - 60с.
Рисунок «Оживите кружочки» - 61с.
Старшая группа:
Игра «расскажи свой страх» - 138с.
Игра «Гуси – лебеди» - 139с.
Игра - ассоциация «Страх» - 139с.
Этюд «Момент отчаяния» - 139с.
Рисунок «Мой страх» - 139с.
Игра «Жмурки» - 140с.
Подготовительная к школе группа:
Упражнение «Страх – это…» - 226с.
Игра «Маски» - 226с.
Игра «Рыбаки и рыбаки» - 227с.
Игра «Театр» - 227с.
Этюд «Что в углу» - 227с.
Игра «Книга страхов» - 228с.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» - М. Айрис – пресс,2004 – 160с.
Игра «Пчёлки в темноте» - 111с.
Игра «Живая шляпа» - 111с.
Упражнения «Маленький храбрец» - 112с.
Упражнения «Воспитывай свой страх» - 112с.
Игра «Рыбаки и рыбки» -124с.
Игра «Художники – натуралисты» - 114с.
Гнев. Злость.
Цель: познакомить детей с эмоциями гнева и злости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами, знакомить со способами снятия негативных настроений.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» - М. Айрис – пресс, 2004 - 160с.
Игра «Смешинки и злючки» - 122с.
Игра «Волшебный мешочек» - 122с.
Игра «Тих – тиби – дух» - 123с
Игра «Разговор с руками» - 124с.
Игра «Ласковые лапки» - 124с.
Игра «Три характера» - 126с.
Игра «шкала гнева» - 127с.
Игра «Встреча настроений» - 128с.
Упражнение «Коврик злости» - 122с.
Упражнение «Доброе животное» - 123с.
Этюд «Корабль боровик не в духе» - 121с.
Радость.
Цель: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4- 6 лет». Автор – составитель И.А.Пазухина – Спб. «Детство – пресс», 2004 – 272с.
Средняя группа:
Упражнение «Зеркало» - 53с.
Игра «Клоун Тяп –ляп» - 53с.
Этюд «Золотые капельки» - 53с.
Этюд «Цветок» - 53с.
Старшая группа:
Игра «Море волнуется» - 133с.
Игра – ассоциация «На что похожа радость» -133с.
Этюд «Ласка» - 133с.
Этюд «Первый снег» - 133с.
Игра «Что может поднять тебе настроение» - 133с.
Подготовительная группа:
Игра «Маски» - 219с.
Беседа «Относительность радости» - 219с.
Игра «Изобрази» - 220с.
Этюд «Встреча с другом» - 220с.
Рисунок «Ромашка радости» - 221с.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
(список литературы)
- Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» - М. ТЦ Сфера, 2003 – 88с.
- Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет» - Спб. «Дество пресс», - 272с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций» - М. Айрис – пресс, 2004 – 160с.
- Клюева Н.Н., Филиппова Ю.В. «Общение . Дети 5 – 7 лет» - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2001 – 160с.
- Козлова С.А. «Мой мир» - М. «Линка – пресс». 2000г – 224с.
- Кряжнева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет» - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2001 -160с.
- Минаева В.М. «Развитие эмоции дошкольников. Занятия. Игры» - М. АРКТИ, 2003 – 48с.
- Прима Е.В. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» - М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 224с
- Рылеева Е.В. «Вместе веселее. Игры» - М. «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000 – 144с.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения» - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 – 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Эмоции ребенка....
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Эмоции ребенка....
Эмоциональное развитие ребёнка 3 – 4 лет
Преобладание тех или иных эмоций зависит от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие....
Статья "Эмоциональное развитие ребёнка в условиях семьи".
В этой статьей подробно говорится об эмоциольности ребенка - как о природной возрастной ценности, о современной социальной ситуации развития детских эмоций, об эмоциональном развитии...
Доклад Проблема эмоционального развития ребёнка
О проблемах эмоционального развития дошкольников....
«Влияние театрально-игровой деятельности на эмоциональное развитие ребёнка»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультативный материал, в котором Вы, возможно найдете ответы на некоторые вопросы, связанные с влиянием театрализованных игр на эмоциональную сферу ребе...
"Эмоциональное развитие ребёнка"
Консультация для педагогов....