Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
статья на тему
Формы и содержание нравственно-патритического воспитания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_dou.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в
Частном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 258 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Павленко Елена Александровна
Старший воспитатель
НДОУ «Детский сад № 258 ОАО «РЖД»
п. Новый Ургал
«Те высокие, нравственные, этические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого
человека, и которые способны вдохновить
его на большие дела и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения,
они возникают и развиваются на протяжении
детства, под влиянием социальных условий
жизни и воспитания»
А.В. Запорожец.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – сегодня одна из самых актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Большие изменения произошли в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Объективные реалии последних лет убедительно показали, что у России есть не только друзья, но и недруги. Настойчивые попытки и конкретные шаги некоторых недоброжелателей, пытаются вытеснить идеалы патриотизма, переписать историю нашей страны, и утвердить чуждые нам духовные стандарты, разрушающие морально-политические устои страны и государства.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
В ДОУ «Детский сад № 258» создаются благоприятные условия для формирования гражданско-патриотической позиции, т.к. именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и с их родителями.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:
- Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Содержание патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении представлено следующими направлениями:
- Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициями, родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с поселком, его историей, традициями, выдающимися людьми, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
- Знакомство с геральдикой: изучение Государственного герба, Государственного флага, гимна страны, историей возникновения. Приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников изучение их творчества, посещение музеев, выставок, театров, разыгрывание спектаклей.
- Изучение прав и обязанностей дошкольников, знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правом на гражданство, имя, образование и т.д.
При организации работы по патриотическому воспитанию в ДОУ используются следующие формы работы.
- Проведение праздников: «Масленица», «День защитника Отечества», «День Победы», «День России».
- Создание патриотических уголков в группах и музея «Комната Славы».
- Встречи с ветеранами
- Смотры, конкурсы рисунков, поделок, создание альбомов.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада.
- Рассказы, беседы о родном городе, улице, детском саде.
- Знакомство с малочисленными народами края, традициями, творчеством.
- Работа с семьей.
Работа, по нравственно-патриотическому воспитанию, которая проводится в НДОУ «Детский сад № 258 ОАО «РЖД» значительно расширяет знания дошкольника о родном крае, поселке, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашего труда у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Использование данных форм работы позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что впоследствии ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...