Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
статья на тему

Павленко Елена Александровна

Формы и содержание нравственно-патритического воспитания в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_dou.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в

Частном дошкольном образовательном учреждении

«Детский сад № 258 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Павленко Елена Александровна

Старший воспитатель

НДОУ «Детский сад № 258 ОАО «РЖД»

п. Новый Ургал

«Те высокие, нравственные, этические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого

 человека, и которые способны вдохновить

его на большие дела и на благородные поступки,

 не даны ребенку в готовом виде от рождения,

они возникают и развиваются на протяжении

детства, под влиянием социальных условий

жизни и воспитания»

А.В. Запорожец.

       Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – сегодня одна из  самых актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

       Большие изменения произошли в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Объективные реалии последних лет убедительно показали, что у России есть не только друзья, но и недруги. Настойчивые попытки и конкретные шаги некоторых недоброжелателей, пытаются вытеснить идеалы патриотизма, переписать историю  нашей страны, и утвердить чуждые нам духовные стандарты, разрушающие морально-политические устои страны и государства.

        Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

         В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

        Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

        В ДОУ «Детский сад № 258» создаются благоприятные условия для формирования гражданско-патриотической позиции, т.к. именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и с их родителями.

       Нравственно - патриотическое воспитание дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:

  • Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

       Содержание патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении представлено следующими направлениями:

  1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 
  2. Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициями, родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с поселком, его историей, традициями, выдающимися людьми, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
  3. Знакомство с геральдикой: изучение Государственного герба, Государственного флага, гимна страны, историей возникновения. Приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников изучение их творчества, посещение музеев, выставок, театров, разыгрывание спектаклей.
  4. Изучение прав и обязанностей дошкольников, знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правом на гражданство, имя, образование и т.д.

       При организации работы по патриотическому воспитанию в ДОУ используются следующие формы работы.

  1. Проведение праздников: «Масленица», «День защитника Отечества», «День Победы», «День России».
  2. Создание патриотических уголков в группах и музея «Комната Славы».
  3. Встречи с ветеранами
  4. Смотры, конкурсы рисунков, поделок, создание альбомов.
  5. Экскурсии и целевые прогулки.
  6. Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада.
  7. Рассказы, беседы о родном  городе, улице, детском саде.
  8. Знакомство с малочисленными народами края, традициями, творчеством.
  9. Работа с семьей.

         Работа, по нравственно-патриотическому воспитанию, которая проводится в НДОУ «Детский сад № 258 ОАО «РЖД» значительно расширяет знания дошкольника о родном крае, поселке, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

     Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашего труда у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

     Использование данных форм работы позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что впоследствии  ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...