Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников согласно ФГОС
методическая разработка на тему
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничеваться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_9.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников.
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО определили новый статус дошкольного учреждения как образовательного. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей [2].
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическимизнаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. [39].
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
– изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
– группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
– составление программы совместных действий педагога и родителей;
– анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Анализ работы воспитателя с родителями в дошкольном учреждении часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
– воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
– содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцировано, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
– довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
Вопросы психолого-педагогического просвещения родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:
• потребностей и интересов семей;
• категорий семей;
• стилей семейного воспитания;
• ребенка во всех его сферах развития;
• рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Первым важным управленческим аспектом по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОУ является умение определять приоритетные направления данного процесса. При этом необходимо учитывать муниципальную политику, специфику ДОУ, уровень профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т. д.
Это может быть:
– повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
– программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
– обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.
Следующим немаловажным управленческим аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для этого разрабатываются показатели, по которым можно определить правильность выбранного пути.
Все эти управленческие аспекты способствуют построению и реализации дифференцированных стратегий сотрудничества с семьями, которые включают в себя широкий спектр и оптимальную совокупность очных, заочных интегративных, традиционных и индивидуальных форм взаимодействия, направленных на обеспечение полноценного развития каждого ребенка.
В практике взаимодействия с родителями определились две основные проблемы: отсутствие условий для функционирования ДОУ как открытой системы; наличие категории родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества. Данные проблемы решаются в ДОУ через проведение мероприятий, направленных на построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества; уравнивание родителей и ДОУ в правах; повышение психолого-педагогической культуры педагогов и родителей и др.
Причиной возникновения первой проблемы нереализации условий для функционирования ДОУ как открытой системы является:
1. Недостаточный уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства.
2. Отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.
Неравные права ДОУ и семьи.
3. Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях).
Путями решения могут быть различными. Обеспечение постоянной готовности ДОУ к участию родителей в образовательном пространстве через проведение конкретных мероприятий.
Мероприятия, направленные на повышение статуса:
– ребенка в глазах педагогов и родителей;
– педагогов в глазах родителей;
– специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
– родителей в глазах педагогов и ребенка (для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта).
Мероприятия, направленные на построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:
– правил сотрудничества: взрослый – взрослый (культура общения, права, обязанности, ответственность), взрослый – ребенок (как демонстрировать свое уважение к детям и т. д.), ребенок – ребенок (правила разрабатывают сами дети, в младшем дошкольном возрасте по инициативе взрослого);
– заповедей (“Успех одного – радость для всех”; “Что не доделает один – доделаем вместе”; “Все, что мы делаем, – мы делаем ради ребенка” и т. д.), которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;
– традиций (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т. д.);
– регулярных акций (книжкина неделя, неделя вежливости и т. д.), где учитывается приоритет интегративных форм сотрудничества, предусмотрено участие всех участников образовательного процесса, а главное формируется потребность друг в другое.
Мероприятия, направленные на формирование партнерских отношений на основе обмена не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом – подача этой информации: гарантировать конфиденциальность, уважение к родителям и ребенку, педагогический такт. Необходимо помнить правило: насколько ДОУ будет открытым и доступным для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости и доверительности отношений с педагогами и специалистами ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Психолого - педагогическое просвещение родителей дошкольников
Рассматриваются формы психолого - педагогического просвещения родителей дошкольников....
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС
Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....
Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон «Об образовании...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей
"Организация психолого-педагогического просвещения родителей" представляет собой программу, состоящую из цикла встреч с группой родителей для проведения с ними бесед, упражнений, игр-тренингов....
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями дошкольников с ОВЗ
Родители стесняются проблем своего ребенка, излишне опекают его, прячут от людей,не посещают общественные, места, лишая его его жизненных впечатлений. Ребенок...