Рабочая программа педагога ДОУ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №3»
Согласованно: Утверждаю:
С педагогическим советом Заведующий МАДОУ № 3
«___»________20__г Ионина Л.Ю
Приказ №____ «___»________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для детей шестого года жизни.
На учебный год
2014-2015г
ВОСПИТАТЕЛИ:
НАРСЕЕВОЙ М.А.
РЕПИЦИНОЙ О.И
Верхотурье, 2015
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/, основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад №3»
, для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства , формирования основ базовой культуры личности , всестороннего развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
3. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
4. Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;
7. Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;
8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
- Возрастные особенности детей 5-6лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение , придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающие реальные отношения детей , отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными , чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства , в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации , и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов , но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия , в которых протекает эта деятельность. Дети использую и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз; из природного материала. Они осваивают два способа конструирования : 1) от природного материала к художественному образу ( «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу ( подбирает необходимый материал , для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета , формы и величины , строения предметов ; систематизируются представления детей . Они называют не только основные цвета и их оттенки , но и промежуточные цветовые оттенки ; форму прямоугольников , овалов, треугольников . Воспринимают величину объектов , легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление . Дети способна не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта , указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие . Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения , что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться , однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов . Могут учитывать два признака: цвет и форму…
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развития воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать , рассказывать по картинке , передавая не только главное , но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства ; дальнейшим развитием изобразительной деятельности , отличающейся высокой продуктивностью ; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств ; развиваются умение обобщать , причинное мышление , воображение , произвольное внимание , речь, образ Я.
- Организация жизни и воспитания детей
- Примерный режим дня.
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня , и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей , однако для эффективного решения программных задач желательно читать детям ежедневно. Для детей 5-6 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 15-20 минут.
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.55-9.00 |
НОД | 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 10.35-12-25 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.25-12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40-13.10 |
Подготовка ко сну , дневной сон | 13.10-15.00 |
Подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.40-16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20-16.40 |
Прогулка | 16.40-17.10 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.10-17.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.20-17.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 17.40-18.00 |
Прогулка , уход детей домой | 18.00-19.00 |
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующемуСанПин 2.4.1.2660-10 максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей шестого года жизни составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности –не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе составляет 45 мину. В середине времени , отведенного на непрерывную образовательную деятельность , проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности- не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 5-6 лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна , но не чаще 2-3 раза в неделю. ЕЕ продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Занятия по дополнительному образованию ( секции, кружки) для детей не допустимо проводить за счет времени , отведенного на прогулку и дневной сон. С детьми шестого года жизни их проводят не чаще 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр идр.
Образовательная область | Периодичность | Интеграция образовательных областей |
Худ.творчество рисование лепка аппликация | 2 раза в неделю 1 раз 1 раз в 2 недели | «Худ.творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Познание»,»Труд». |
Музыка | 2 раза в неделю | «Физ.культура», «Коммуникация», «Худ.творчество», «Познание» |
Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Музыка» |
Познание, Формирование элементарных математических представлений | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество». |
Познание, Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная)деятельность | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество». |
Познание, Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация» «Чтение худ.литературы», «Худ.творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация | 2 раза в неделю | «Чтение худ.литературы», «Труд», «Худ.творчество» |
Чтение художественной литературы | ежедневно | «Коммуникация», «Худ.творчество», «Музыка». |
III.Содержание психолого-педагогической работы
Направление «Познавательно-речевое развитие»
- Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Целью данного раздела является формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
Задачи:
• Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.
• Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковёр и т.п.).
• Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
• Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
• Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей.
Предметное и социальное окружение
Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка, микроволновая печь), создающих комфорт (бра, вентилятор, ковёр и т.п.). Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твёрдость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.
Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов. Учить сравнивать предметы ( по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришёл стол?», «Как получилась книжка?» и т.п.); что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться (гусиное перо – перьевая ручка – авторучка). Продолжать рассказывать об истории предметов (прошлом, настоящем).
Родная страна. Расширять представления о родной стране, о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. На контурной карте показать Россию: моря, озёра, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказать о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна. Расширять представления об учебных заведениях , сферах человеческой деятельности (наука, искусство…). Продолжать знакомство с культурными явлениями ( цирк, библиотека, музей, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Продолжение знакомства с деньгами , их функциями. Формирование элементарных представлений об истории человечества (Древний мир, Средние века), знакомство с произведениями искусства(живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира).
Наша армия. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Труд взрослых. Расширять представления детей о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий, как строители, земледельцы, работники транспорта, связи, швейной промышленности. Расширять знания детей о современных профессиях (дизайнер, менеджер, косметолог и др.). Рассказывать о личностных и деловых качествах человека труда, важности и значимости его труда. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепление умения вести наблюдения. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях.
Расширение представлений о домашних и диких животных.
Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток.
Примерное комплексно-тематическое планирование
месяц | Образовательные области | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой |
Сентябрь | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». | 1. День знаний. 2. История и достопримечательности моего поселка. 3. В мире людей . Моя семья. Моя родословная. 4. Наша страна. Моя любимая Родина.(символика) | 1.Что такое природа. Живая и не живая природа. 2.Времена года. В гости к осени по дорожке. 3.Осенняя сказка «Почему желтеют и опадают листья» 4. Что такое лес? Этажи леса. |
Октябрь | 1. Признаки осени. Рассказ по картине И.Левитана «Золотая осень» 2.Во саду ли в огороде: овощи и фрукты. О труде людей осенью. 3. Что летом годится, зимой пригодится. (ягоды, грибы) 4. Все работы хороши. ( профессии). | 1.Кто охраняет лес. 2.Осенние заботы жителей леса. 3.Осенние хлопоты (рисование) 4.Какие бывают птицы? (перелетные-зимующие) | |
Ноябрь | 1.Рассказывание о хлебе. Рассматривание и описание картины И.Шишкина «Рожь» 2. Кто быстрее дом построит? «День матери» 3. Наш дом. ( предметы облегчающие жизнь человека-быт.техника) 4. Поздняя осень. Куда улетают птицы? Как звери готовятся к зиме. | 1.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком, как оно служит человеку? 2.Жизнь воды. Вода вокруг нас. 3.Куда бежит река. Чтение сказки «Жила была река». 4.Что в воде растет. | |
Декабрь | 1Проказы матушки-зимы. 2.Животный мир нашего края. Растительный мир. 3.Домашние животные. 4. История вещей. (одежда). Кто нам шьет одежду. | 1.Тайна морских глубин. 2.Берегите воду. 3.Чтение «Нефть в море или сказка о нефтяной рыбке» 4.Зима полна серебра. | |
Январь | 1В мире стекла. Фарфоровый секрет китайцев. (посуда) 2.Вода в жизни человека. Изменение воды в природе. 3.Что мы знаем о рыбах. 4.Животные полярных районов земли. | 1.Как увидеть воздух. (опыт) 2.Мир звуков и запахов. 3.Откуда прилетел ветер. Роль ветра в природе. | |
Февраль | 1.В путешествие прошлого предмета. 2. О дереве и деревянном. 3.Наши защитники. Военные профессии. 4.Куда исчез снеговик. | 1.Летающие животные. 2.Вот труба-над нею дым. Воздух, ветер, человек. 3.Детям о природе. Знакомство с творчеством Бианки, Чарушина, Пришвина. 4.Краснокнижные обитатели. Создание книги о животных. | |
Март | 1.О мамах родных и очень важных. 2.Признаки и начало весны. 3.Шурупчик и его друзья. 4.Наши друзья пернатые. Как звери встречают весну. | 1.Как животных защищает окраска. 2.Полезные ископаемые. Песок и глина. Обитатели почвы. 3.Кто живет и на земле и в воде: все о лягушках. | |
Апрель | 1.Виды транспорта. (наземный, водный…) 2.Покорение космоса. 3.День земли. 4.Знакомство с Красной книгой. | 1.Кто больше всех радуется весне. Первоцветы. 2.Прогулка по весеннему лесу. 3.Нелюбимые животные. 4.Чудесные превращения бабочек. | |
Май | 1.Человек часть природы. 2.Весна в деревне 3.Пробуждение насекомых весной. 4.Времена года. | 1.КВН Путешествие по царству природы. 2Работа на огороде. 3.Экскурсия «Весеннее путешествие». |
2.2. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
Цель программы: достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми .
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Предметное содержание.
- Развивающая речевая среда:
Развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определённого материала), иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Энгельса, репродукции картин, карту, глобус. Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека и т.д.). Способствовать превращению высказывания ребёнка в рассказ. Подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
- Формирование словаря.
Осуществлять словарную работу, продолжая расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун-озорник-проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Помогать, детям, употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
- Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Грамматический строй речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зелёное брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; маслёнка, солонка; воспитатель, учитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал). Помогать правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
- Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Примерное комплексно-тематическое планирование
месяц | Образовательные области | Темы нод |
сентябрь | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». | 1.День знаний. Рассматривание картины «Дети идут в школу». 2.Разучивание стихотворения Трутневой Е. «Улетает лето» 3.Мы воспитанники старшей группы. Беседа. 4.Веселые рассказы Носова Н. Чтение. 5.Рассказывание из личного опыта «Наши игрушки» Дифференциация звука з-с. 6.Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» 7. Беседа о человеке «Я такой» 8. Заучивание стихотворения Сефа Р. «Совет» |
октябрь | 1.»Осень наступила» Обучение рассказыванию. 2.Заучивание стихотворения Белоусова И. «Осень» 3.Сюжетная картина «Осенний день» составление рассказов по ней. Дифференциация звуков с-ц. 4. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». 5.Рассматривание картины «Ежи» 6.Сказка А.Н.Толстого «Еж». 7. Беседа «Человек трудился всегда», чтение стихотворения Лунина «Сами и само» 8.Чтение сказки «Хаврошечка» | |
ноябрь | 1.Откуда хлеб пришел. Беседа. 2.Чтение сказки «Крупеничка» Телешова Н. 3. Рассказывание по скороговорке. Дифференциация звуков ж-ш. 4.Составление рассказов на темы стихотворений. 5. Описательный рассказ по предметным картинкам. (посуда) 6. Сравнение и описание предметов .(посуда) 7.Придумывание сказки на тему «Как заяц готовился к зиме» 8.Чтение стихов о поздней осени. Дид.упражнение «Заверши предложение». | |
декабрь | 1.Беседа «Зима».Дифференциация звуков с-ш. 2. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» 3.Перессказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». 4.Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» , «Черемуха». 5.Составление рассказа по картине «Собака с щенятами». 6.Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель». 7.Игра «Живые слова» 8.Чтение рассказа Носова Н.Н. «Живая шляпа». | |
январь | 1.Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» 2.Чтение рассказа Георгиева С. «Как я спас Деда Мороза». 3.Рассказывание по картине «Речка замерзла». 4. Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы» . Стихотворение Э.Машковской «Вежливое слово» 5. Составление рассказа по набору игрушек. Дифференциация звуков з-ж. 6.Чтение сказки Бажова П. «Серебряное копытце» 7. Беседа «Какие люди живут на земле» 8.Чтение рассказов Снегирева Г. «Про пингвинов» | |
февраль | 1.Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это». Дифференциация звуков ч-щ. 2. Чтение сказки «Сивка Бурка» р.н.с. 3. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дид.упражнение «Подскажи слово». 4. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». 5..Составление рассказа «Защитники отечества» 6. Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» 7.Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играли зимой». 8. | |
март | 1.Беседа на тему «Наши мамы» Чтение стихотворения Благининой Е. «Посидим в тишине». Обучение рассказыванию… 2. Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства» 3. Признаки весны. Беседа. 4.Чтение стихотворений о весне .Дидактическая игра «Угадай слово» 5. История возникновения колоколов на Руси .Дифференциация звуков ц-ч. В мире предметов. 6. Чтение сказки " 7. Пересказ загадочных историй 8. Заучивание стихотворения Белоусова И. «Весенняя гостья» (птицы) | |
апрель | 1.Беседа о транспорте, составление рассказа о автомобиле. 2.Пересказ рассказа Я .Тайца «Поезд» 3.Рассказывание на предложенную тему «На чем люди летают», дифференциация звуков л-р. 4.Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». 5.Наша планета – Земля. Игра-путешествие по карте(составление рассказов по картинкам). 6.Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик» 7.Повторение программных стихотворений. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная» 8.Чтение А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…» | |
Май | 1.Литературный калейдоскоп. 2.Чтение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения 3.Составление творческого рассказа о весне. ЗКР(проверочное) 4.Чтение р.н.с. «Финист – Ясный сокол» 5. Обучение рассказыванию по картинкам 6. Чтение р.н.с. «Никита Кожемяка» 7.Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» 8.Перессказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» |
IV. Направление «Социально- личностное развитие»
4.1. Образовательная область «Безопасность»
Цели: достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) .
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
месяц | тема | задачи |
сентябрь | 1.Первое сентября. 2.Целевые прогулки за территорию детского сада. 3.Опасные предметы. 4.Раз, два, три -что может быть опасно- найди. | Закрепить правила поведения в общественных местах. Закрепить необходимость соблюдать правила дорожного движения. Закреплять представления об источниках опасности в доме. |
октябрь | 1.Целевая прогулка. 2.На чем люди ездят. 3.Острые предметы. 4.Отгадывание загадок о кухонных принадлежностях. | Закрепить правила поведения на улице. Закрепить представление об острых предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту. |
ноябрь | 1.Экскурсия на кухню. 2.Как работает мой организм. 3.Видим, слышим, ощущаем. 4.Чтобы не было беды. | Учить замечать опасные предметы на кухне. Продолжать знакомить с строением организма. Дать представление о роли огня в жизни человека. |
декабрь | 1.Огонь –друг или враг. 2.Чтобы не было беды. 3.Опасные хлопушки. 4. Рассказ о неизвестном герое. | Формировать представление о поведении при угрозе пожара. |
январь | 1.Путешествие в страну «Здоровье». 2.Горячие предметы на кухне. 3.Мамины помощники. | Развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания и т.д. Закреплять представления о том, как можно обжечься принебрежном пользовании горячей водой, паром. |
февраль | 1.Опасности вокруг нас. 2.Опасные предметы. 3. «Так или не так». 4. Рисование «Осторожно опасно». | Учить замечать опасные предметы вокруг детей. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Учить отличать опасные для жизни ситуации. |
март | 1.Пожар в доме. 2. Один дома. 3.Малыш –крепыш. Угадай вид спорта. 4. Мы спасатели. | Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Закреплять бережное отношение к здоровью. |
апрель | 1.Случай на улице. 2. Семья. 3.Сто бед. 4.Порсмотр видеофильмов «Улица полна неожиданностей». | Продолжать знакомить с правилами поведения на улице. |
май | 1.Здоровье –главное богатство. 2. Красивые , но ядовитые. 3.Аскорбинка и ее друзья. 4.Знатоки «Правила безопасности». | Воспитывать бережное отношение к здоровью. Учить отличать ядовитые растения от лекарственных. Закреплять знания о витаминах их пользе. |
4.2. Образовательная область «Социализация»
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений .
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Сюжетно-ролевые игры.
Совершенствовать и расширять игровые умения детей. Формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач.
Учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать. Учить детей самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Учить детей соблюдать правила игры. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличением количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей и изменение хода игры). Создавать условия для творческого самовыражения.
Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Вырабатывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Театрализованные игры
Продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; использовать для этих целей куклы, бибабо, самостоятельно вылепленные из глины, пластилина фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, элементы костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Подвижные игры
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца; участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям. Учить выбирать водящего с помощью считалки.
Совершенствовать двигательные умения и навыки. Учить детей ориентироваться в пространстве.
Воспитывать справедливость, учить четко выполнять правила игры, действовать быстро, ловко.
Дидактические игры
Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2—4 человека, учить выполнять правила игры.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
V. Система мониторинга достижения детьми планируемыхрезультатов программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
- мониторинг образовательного процесса;
- мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности…
Промежуточная оценка проводится один раз в год.
Результаты мониторинга отражаются в листе оценки промежуточных результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .результатов программы.
- Образовательная область «Коммуникация»
Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картиной; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Определяет место звука в слове.
Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
- Образовательная область «Познание»
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного поселка, страны, ее столицу.
Называет времена года, отмечает их особенности.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
- Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта ( «Скорая помощь» , «Пожарная», «Полиция») , объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора; называет дорожные знаки.
Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе .
V. Работа с родителями.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,
Образовательная область «Физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка;покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социализация»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать, родителям ,осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Труд»
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познание»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественное творчество»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Образовательная область «Музыка»
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.
Примерное комплексно-тематическое планирование по работе с родителями.
месяц | Советы и рекомендации; Папки-передвижки; Уголок здоровья. | Индивидуальная беседа; Родительские собрания; Анкетирование, консультации. |
Сентябрь | 1.Папка-передвижка «Осторожно ядовитые грибы». 2 Здоровье «Режим и его значение в жизни ребенка». 3.«Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья?», «Начинаем учиться вместе!».С.р. | .1.Консультация «Всё о развитии детской речи». 2.Инд.беседа по правильному выполнению логопедического домашнего задания. 3.Род.собрание «Психологические особенности детей 5-6лет» 4. Анкетирование «Какой вы родитель» 5.Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. (беседа) |
Октябрь | 1.Изготовление газеты «Познакомимся с моей семьей». 2. «Внимание-опасные предметы» 3.: Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности.п.п. 4.«Игра, как средство воспитания дошкольников».С.р. 5. «Профилактика плоскостопия» | 1.Выставка «Осенние букеты» у.р. 2Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому. 3.Индивидуальные беседы с родителями и медсестрой о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 4.Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка». (спортивная одежда). |
Ноябрь | 1.«Как провести выходной день с ребёнком?».С.р. 2..Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 3.«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».с.р. | 1.Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения. 2.Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». 3. Фоторамка: «Портрет моей мамочки» к Дню матери! 4.«Секреты воспитания!», «Играем дома»инд.беседы. 5.Родительское собрание с участием логопеда «Правильная речь» |
Декабрь | 1.Наглядная информация: Буклет: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?». 2.Наглядная информация: «Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех! 3. Статьи «Это интересно знать», «Для вас родители». | 1.Индивидуальная работа: Анкетирование родителей и детей - "Семья глазами ребёнка" по правовому воспитанию. Индивидуальные беседы по вопросам родителей. 2.Новогодний утренник. 3.Индивидуальная работа: Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, чаепитие. 4.. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 5.Акция «Поможем нашим меньшим друзьям» (приготовление кормушек) |
Январь | 1.«Как отвечать на детские вопросы?».с.р. 2.«Самостоятельность ребёнка. Её границы».П.п. 3.• Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.С.р. 4.. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям». | 1.. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». С медсестрой. 2.Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». 3. «Приучаем детей к домашнему труду» консультация. 4.Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». |
Февраль | 1.Наглядная информация: Статьи - "Растим будущего мужчину", «С помощью чего можно рисовать!». 2.Папка-передвижка «Как ребенка если вам некогда». 3. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». | 1. Анкетирование с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 2.Беседа «Основы нравственных отношений в семье». 3.Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа», «Прощание с зимой». 4. Экскурсия на хлебозавод. |
Март | 1.Наглядная информация: Статья «Растим будущую женщину», «Новые изобразительные техники для творчества!». 2. Наглядная информация: видеоролики и фотографии «Счастливое детство». 3.Стенгазета «Мое любимое солнышко» | 1. Семейный клуб. Ток-шоу с участием психолога и старшего воспитателя «Правильное воспитание», «Давайте поиграем». 2.Конкурсная программа «А ну-ка мамы». «Мое любимое блюдо». 3.Пригласим родителей на открытое занятие. 4.Дружеская встреча "Моя мама – лучше всех" (Совместный игровой досуг). |
Апрель | 1.Наглядная информация: От детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!». 2.Наглядная информация:Статья "Как предупредить весенний авитаминоз". 3. Оформление стенда «Если был бы у меня друг…» | 1.Индивидуальные беседы по вопросам родителей. 2.День открытых дверей для родителей. 3. Экскурсия в музей . 4.Итоговое родительское собрание « Чему мы научились за год». |
Май | 1Наглядная информация «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2.Памятка для родителей «Как измерить талант?». 3.Папка-передвижка «Организация летнего отдыха» | 1.Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». 2.Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». 3.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве площадки на летний период. 4.Экскурсия на экоферму «Покормим животных» |
Июнь | 1.Оформление стенда для родителей «Здравствуй лето». 2.Санбюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах». 3.Витаминный календарь. Лето. | 1. Индивидуальные беседы : «Головной убор», «Отравление грибами, растениями» 2.Беседа «Если ребенок не внимателен» 3. Консультация «Закаливание ребенка» |
Июль | 1.Умственное развитие ребенка . Оформление стенда. 2.Санбюллетень: «Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями». 3.Оформление стенда «Для вас родители» , «Как научить ребенка владеть собой». | 1.Практическая помощь- благоустройство площадки для прогулок детей. 2. Экскурсия к морю. 3. Консультация «Мой ребенок жадина» 4. Дорожная азбука. |
Август | 1.Развивающие игры летом-папка передвижка. 2. Наглядная информация «Я хочу научиться читать» | 1.Акция по сбору природного материала для изготовления совместных поделок. 2.Консультация «Игра в жизни ребенка» 3.Беседа «Авторитет для родителей» |
Используемая литература:
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой/.
- Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» Лакоценин С.С.
- «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Павлова Л.Ю.
- Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева «Безопасность»
- Т.А. Шорыгина «Основы безопасности»
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В.» Конспекты занятий в детском саду»
- Зырянова Л.Н., Лужбина Т.В. «Занятия по развитию реси в доу»
- Петрова Т.И. «Игры и занятия по развитию речи»
- Ушакова Т.С. «Занятия по развитию речи»
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим»
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки»
- «Математика в доу» Колесникова Е.В.
- «Математика 5-6 лет» Новикова
- «Развитие речи и творчество дошкольников» Ушакова О.С.
- «Комплексные занятия» Горбатенко О.Ф.
- Третьякова О.В. «Русский народный календарь»
- Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
- Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»
- «Юный эколог» Николаева С.Н.
- «Воспитание нравственной чувствительности у дошкольников» А.М. Виноградова
- «Нравственное воспитание в детском саду» Петрова В.И.
- «Трудовое воспитание в детском саду»Комарова Т.С.
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №3»
Согласованно: Утверждаю:
С педагогическим советом Заведующий МАДОУ № 3
«___»________20__г Ионина Л.Ю
Приказ №____ «___»________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для детей седьмого года жизни.
На учебный год
2014-2015г
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Рубан Г.В
Нарсеева М.А
Верхотурье, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет о выполнении общеобразовательной программы ДОУ и рабочей программы педагога
отчет за год 2012-2013 подготовительная группа...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд
Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Санкт-Петербургская ака...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...