Методический комплекс по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы
методическая разработка на тему
Методический комплекс
по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eremenko_-_metodicheskiy_kompleks.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы
Воспитатель: Еременко Е.А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»
(г. Жигулёвск, Самарская область)
Для создания благоприятной психологической атмосферы в группе дошкольников, необходимой для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка, целесообразно оптимизировать отношения по всем направлениям (между воспитателем и детьми, между самими детьми, между воспитателями, между воспитателями и родителями, а также детско – родительские).
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Необходимо помнить, что дети с ОВЗ – это дети «с особыми образовательными потребностями», которым требуется повышенное внимание, терпение и понимание со стороны взрослого.
Ознакомившись с теоретическими и практическими разработками психологов, педагогов и других специалистов, можно прийти к выводу о необходимости обобщения имеющегося опыта работы и подбора диагностического инструментария для воспитателей (и др.педагогов) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка., а также разработки комплекса методических рекомендаций по организации различных форм работы с детьми и их родителями, по оптимизации среды и др.
Цель: разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по созданию благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ.
Задачи:
- Подобрать диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.
- Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме необходимости оптимизации психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ и создании психологически комфортной среды для детей.
- Познакомить воспитателей и родителей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
- Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии.
Ожидаемые результаты:
- агрессивные дети владеют различными способами выражения гнева в приемлемой форме;
- дети умеют владеть собой в различных ситуациях, применяя приемы саморегуляции;
- повышена самооценка тревожных, неуверенных в себе детей;
- дети владеют навыками сотрудничества и могут выполнять согласованные действия в команде,
- дети могут помогать друг другу, сопереживать, стали более толерантны к непохожести людей (детей и взрослых)
- в группе создан положительный эмоциональный фон, атмосфера доброжелательности и защищенности
- повышена психологическая культура педагогов и родителей, благодаря эффектному применению согласованных образовательных и воспитательных действий организовано личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком (в ДОУ и дома), основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии.
Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ и их помощникам, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях. И могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно – эстетической; в специально – организованных условиях и в режимные моменты.
Первым этапом традиционно является анализ имеющейся литературы по данной проблематике (в литературе, различных интернет – ресурсах, статьях и публикациях и др.), из чего вытекает необходимость и актуальность подбора диагностического (методического) инструментария для воспитателей (и других педагогов ДОУ) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (перечень используемых методик – батарея методик – конкретизируется сообразно определенным условиям)
- Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд), цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения
- Тест на эмоциональное отношение - выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми
- Анализ - схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» - позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям:
- - Обстановка в группе.
- - Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
- - Взаимоотношения между детьми.
- Методика “Секрет” (”Подарок”) - разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия
- Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада (детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») - позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе
- Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной), определяющая ведущую форму общения ребенка со взрослым.
- Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный результат)/ребенка с окружающими людьми
- Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой)
- Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)//п.6-9 – [«Азбука общения»]
Таким образом, после ознакомления с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, становится ясно, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития.
На следующем этапе работы, в случае выявления недостаточного уровня психологического комфорта ребенка, неблагоприятной психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ, предполагается разработка (подбор, комплектация в соответствии с конкретными условиями) комплекса мероприятий по коррекции данного состояния.
Далее следует выполнение разработанного комплекса мер (по всем направлениям – работа с педагогами, детьми – индивидуально и в групповой форме, с родителями), контроль и коррекция намеченного плана в случае необходимости.
Работа с педагогами (воспитатели, учителя – логопеды, педагоги – психологи, учителя – дефектологи, помощники воспитателей).
Полученные педагогами результаты диагностики представляют собой вместе с тем и оценку их профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.
Для оптимизации психо – эмоционального состояния педагогов могут проводиться:
- Различные семинары – практикумы по созданию психологического комфорта в группах детского сада, круглые столы и тренинги общения; где предполагается использование специальные упражнения , в том числе для снятия эмоционального напряжения, цель которых является снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к своей профессиональной деятельности.
- Консультации (по данной тематике, например, «Использование психологических речевых настроек», «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»)
- Выступления на педсоветах;
- Участие в мастер-классах, семинарах – практикумах и т.п.
Взаимодействие педагогов с детьми в группе строится с учетом составляющих психологически комфортной среды для детей.
- - организация зоны для психологической разгрузки;
- - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- - обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- - обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- - повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- - обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
- использование психологических речевых настроек
- развитие толерантности у детей, терпимости друг к другу (в соответствии с программой «Азбука общения» - раздел 5 - «Как мы видим друг друга», и раздел 6 – «Фантазия характеров»; индивидуальная и подгрупповая работа предполагает: дидактические игры, этюды и игровые упражнения, направленные на развитие умения различать индивидуальные особенности друг друга, понятия о непохожести людей, о дружбе и взаимопомощи, на формирование положительных взаимоотношений между детьми и др., способствующие улучшению эмоционального фона, оптимизации психологической атмосферы группе.
Работа с родителями:
- консультации родителей (индивидуально и по подгруппам)
- родительские собрания по темам: - «Создание благоприятной психологической атмосферы в группе с детьми ОВЗ как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»; - «Формирование активной позиции родителей в отношении решения учебно-воспитательных задач по развитию коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» и др.
- Создание буклетов и размещение материалов на информационных стендах: Памятка «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду и дома» и т.п.
- Открытые занятия (родители в роли наблюдателей)
- Совместные занятия (активно участвуют в различных игровых упражнениях, направленных на улучшение психологической атмосферы в группе, на оптимизацию отношений детей со сверстниками и со взрослыми, улучшение детско-родительских отношений)
Педагоги и родители, заинтересованные в создании благоприятной атмосферы в группе, стремящиеся создать для каждого ребенка наиболее оптимальные условия для эмоционального благополучия и психического здоровья, могут воспользоваться данным материалом. Применение данного методического комплекса, включающего в себя диагностические, коррекционно – развивающие, профилактические и просветительские приемы, формы и методы работы, будет способствовать формированию психологически комфортной среды для детей с ОВЗ.
Используемая литература и другие источники:
- Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
- Корнеева Н.Н., Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.
- Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область
- Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.
- Пучинская С.Ф., статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду - Конференции по психологии)
- Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.
- Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.
- Шипицына Л.М. и др.. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»
В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»
В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»
В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...
Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе
Методические рекомендации по организации деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие"...
Программа консультирования педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам создания благоприятного психологического климата в коллективе
Психологический климат педагогического коллектива — эмоционально-психологический настрой педагогического коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотно...
Особенности организации взаимодействия педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной образовательной среды
Как создать благоприятные условия для работы с детьми и родителями...