Создание условий для успешного овладения детьми игрой с правилами
статья (старшая группа) по теме

Дворникова Татьяна Федоровна

Статья  из опыта работы, в которой  раскрываются актуальные проблемы становления игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены практические рекомен­дации по созданию условий для овладения детьми полноценной игрой с правилами и развитию личности ребенка в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Благоприятные   предпосылки для саморазвития личности дошкольника, становления его как субъекта деятельности и общения, раскрытия его творческих способностей складываются в игре.

Важнейшим условием, обеспечивающим в полной мере проживание ребенком дошкольного детства, овладения им полноценной игрой является целенаправленное развитие воображения дошкольника, центрального новообразования дошкольного периода развития.

Психологи, философы, культурологи Л. С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев свидетельствуют о возможности управления развитием воображения в дошкольном возрасте через организацию специфических детских видов деятельности. Особая роль при этом отводится поиску и использованию в педагогическом процессе развивающих творчество технологий, построенных на соблюдении специфических особенностей развития ребенка, его игровой деятельности.

С нашей точки зрения, исключительно перспективной в этом плане является технология, предложенная психологом Е. Е. Кравцовой. Она рассматривает развитие игры в контексте полноценного становления и развития личности ребенка, его воображения. Среди необходимых условий, обеспечивающих овладение дошкольником полноценной игрой, она выделяет целенаправленное поэтапное формирование воображения с учетом логики и закономерностей его развития.

Рассмотрим задачи, содержание, этапы деятельности педагога по формированию воображения, условия организации основного вида игры у детей 5-6-летнего возраста.

             Для детей данного возраста характерен вид игры, получивший у психологов название «игра с правилами», особенностью которых является наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами.

         На первом этапе деятельности педагога по формированию воображения в игре Е.Е. Кравцова рекомендует учить детей объединять, как можно больше предметов рассказом по смыслу. Для этого мы используем мелкие предметы, игрушки и кубики. Чтобы заинтересовать детей, мы вводим в игру прием «колдуна». Это может быть мелкая игрушка или кубик, или он может быть просто вымышленным. «Колдун» заколдовывает предметы-одиночки и утаскивает их в пещеру. Как только этот одинокий предмет находит себе пару, колдун становится ему не страшен. «Это – птичка, а вот – зайчик. Увидела птичка зайчика и удивилась «У тебя нет крыльев, но ты летишь как стрела».  «Зато у меня длинные ноги, давай наперегонки!» Так они и подружились». Когда объединение двух предметов уже не представляет для детей трудность, мы усложняем задачу – предлагаем объединить 3-4 кубика или игрушки. По окончании этого этапа ребенок должен научиться объединять 10-15 предметов.

             На втором этапе мы побуждаем детей придумывать правила игры и выделять их из сюжета, т.е. предлагаем превратить в игру простой по содержанию рассказ или сказку. Например, в детский сад приходит письмо от девочки Играйки, в котором она, обращаясь к детям, предлагает им поиграть в ее любимую игру «Волк и зайцы» и дает ее описание: «В лесу жили волк и зайцы. Зайчики резвились и прыгали на поляне. Злой волк очень хотел полакомиться зайчатиной, но ему не всегда это удавалось. Зайчики были проворнее волка и убегали от него. Но иногда волк ловил зазевавшегося зайчонка и нес к себе в логово». В процессе рассуждений дети приходят к выводу, что Играйка прислала не игру, а рассказ, и поиграть в нее можно, лишь придумав правила. В процессе совместного обсуждения рождается новая игра типа «Ловишек». В этом случае дети самостоятельно выводят правила из сюжета.

             Когда дети научатся формулировать правила, можно переходить к следующему этапу. На этом этапе мы побуждаем детей осмысливать правила и действовать на их основе. Здесь все происходит наоборот – дети не выделяют правила из сюжета, а осюжечивают эти правила, т.е. превращают правила в сюжет. Например, воспитатель хочет поиграть с детьми в «Вышибалы», но намеренно нарушает правила: вместо того, чтобы бежать от мяча, она постоянно попадает под удары. Сначала это веселит детей, но, видя, как огорчается воспитатель, они приходят ей на помощь. «Представьте, что мяч – это пуля, а Вы – лиса. Мы, два охотника, хотим подстрелить лису, поэтому Вам нужно убегать, уворачиваться». Воспитателю становится понятен смысл игры, она продолжает игру по правилам на радость детям.

             Казалось бы, что теперь можно непосредственно переходить к самой игре с правилами – основа уже есть, и дети смогут играть, следуя правилам в любой ситуации. Но оказалось, что некоторые из детей, по тем или иным причинам, все-таки нарушают правила. Е.Е.Кравцова в этой ситуации предлагает вывести таких детей из игры и поставить их в позицию тренера, учителя или судьи. Мы так и поступили на примере игры «Найди и промолчи». В гости к детям пришёл Хрюша (игрушка кукольного театра) - персонаж передачи «Спокойной ночи, малыши!» и предложил сыграть в его любимую игру «Найди и промолчи», сказав при этом, что правила этой игры он знает хорошо. Мы решили назначить судью и выбрали на эту роль именно того ребенка, который часто нарушал правила в ходе игры. Хрюша в игре был не сдержан, выкрикивал, то и дело нарушая правила. Судье приходилось останавливать игру и объяснять Хрюше, почему это произошло. После игры мы провели ее анализ, в ходе которого дети обсудили действия Хрюши и сделали вывод, что играть без соблюдения правил невозможно.

             Если сравнивать игру с правилами с другими видами игр, то можно увидеть одну очень важную особенность. Так, если в остальные игры дети начинают играть почти сразу, то игра с правилами требует подготовительного периода, в ходе которого дети договариваются, распределяют участников, вырабатывают совместный способ игры и т.д. На наш взгляд,  это один из трудных этапов, поэтому мы решили искусственно удлинить его. Мы побуждаем детей отыскивать и придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре уже знакомые правила.

             Для того чтобы всё это свершилось, нам необходимо было забыть о том, сколько нам лет, как мы устаем от постоянных забот, увидеть прекрасный и удивительный мир глазами ребенка и так же как он полюбить и понять игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время особенно быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. Забыв...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...