Самообразование "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" на 2015-2016 уч.г.
методическая разработка (средняя группа) по теме

План по самообразованию воспитателя на 2015-2016 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.plan_.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.

Тема.

Патриотическое направление: «Роль русской народной культуры в духовно- нравственном развитии ребенка».

Мини- музей «Русская горница»- источник приобщения детей к русской народной культуре.

Актуальность.

     Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель.:

     Повышение своего  теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи.

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования

- Разработать перспективный план работы

- Продолжать работу по оформлению мини- музея.

Работа над программой профессионального самообразования поможет

-познакомить детей с русской народной культурой;

- Познакомить детей и их родителей с народными праздниками,традициями и народными играми, сказками,  потешками, прибаутками

-  Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству
-  Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
-  Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

- Создание предметно- развивающей среды

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы представления результатов самообразования

- Доклад на педсовете.

- Консультация, консультация-практикум

- Открытое занятие, открытый просмотр.

- Проведение мероприятий, развлечений.

- Наглядно-иллюстративный материал.

- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Практические выходы.

- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

- Проведение мастер-классов для педагогов.

- Оформление папки-передвижки.

- Выставка работ.

- Оформление сборника консультаций для родителей.

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Предполагаемый результат.

     Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Перспективный план самообразования педагога.

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблемы

В течении года

Практический этап

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

В течении года

Совместная работа с детьми

Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, колыбельными песнями. Рассказывание и обыгрывание  народных сказок. Знакомство и заучивание потешек, закличек. Проведение русских народных игр: «Козел», «Баба Яга», «Лапти», «Горелки», «Ходит Ваня», «Андрей-воробей» и др. Дидактические игры : « Русские узоры »,   «Подбери узор », « Матрешки ».

В течении

года

  «Знакомство с русской избой»

Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь

  «Заскочил козлик в огород»

Цель. Знакомство с народными песенками «Заскочил козлик..», разучивание потешки «Наш козел»; Отгадывание загадок об овощах.

Сентябрь

Октябрь

«Народная игрушка- матрешка»

Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас

   «Лисичка со скалочкой»

Цель. Знакомство с предметом обихода- скалкой. Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Ноябрь

«Золотое веретено»

Цель. Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине.

  «Кто же в гости к нам пришел?»

Цель. Знакомство с Домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

Декабрь

Январь

«Сошью Дуне сарафан»

Цель. Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

Февраль

«Эх, лапти мои, лапти липовые….»

Циль. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении)

Март

«Волшебная дудочка»

Цель. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию

Апрель

Май

Совместная работа с родителями и педагогами

Консультация для родителей «Истоки русской народной культуры». Подготовить картотеку народных игр. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Развлечения «Рождество», «Широкая Масленица». Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры. Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

 Изготовление «Народной газеты». Викторина «Сказки нашего детства».

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....