Самообразование "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" на 2015-2016 уч.г.
методическая разработка (средняя группа) по теме
План по самообразованию воспитателя на 2015-2016 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.plan_.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию.
Тема.
Патриотическое направление: «Роль русской народной культуры в духовно- нравственном развитии ребенка».
Мини- музей «Русская горница»- источник приобщения детей к русской народной культуре.
Актуальность.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель.:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования
- Разработать перспективный план работы
- Продолжать работу по оформлению мини- музея.
Работа над программой профессионального самообразования поможет
-познакомить детей с русской народной культурой;
- Познакомить детей и их родителей с народными праздниками,традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками
- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
- Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
- Создание предметно- развивающей среды
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми.
Формы представления результатов самообразования
- Доклад на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Практические выходы.
- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
- Проведение мастер-классов для педагогов.
- Оформление папки-передвижки.
- Выставка работ.
- Оформление сборника консультаций для родителей.
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предполагаемый результат.
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Перспективный план самообразования педагога.
Содержание работы | Сроки |
Теоретический этап | |
Изучение методической литературы по данной проблемы | В течении года |
Практический этап | |
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. | В течении года |
Совместная работа с детьми | |
Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, колыбельными песнями. Рассказывание и обыгрывание народных сказок. Знакомство и заучивание потешек, закличек. Проведение русских народных игр: «Козел», «Баба Яга», «Лапти», «Горелки», «Ходит Ваня», «Андрей-воробей» и др. Дидактические игры : « Русские узоры », «Подбери узор », « Матрешки ». | В течении года |
«Знакомство с русской избой» Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь «Заскочил козлик в огород» Цель. Знакомство с народными песенками «Заскочил козлик..», разучивание потешки «Наш козел»; Отгадывание загадок об овощах. | Сентябрь |
Октябрь | |
«Народная игрушка- матрешка» Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас «Лисичка со скалочкой» Цель. Знакомство с предметом обихода- скалкой. Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» | Ноябрь |
«Золотое веретено» Цель. Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине. «Кто же в гости к нам пришел?» Цель. Знакомство с Домовенком Кузей. Игра «Аюшки» | Декабрь |
Январь | |
«Сошью Дуне сарафан» Цель. Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому. | Февраль |
«Эх, лапти мои, лапти липовые….» Циль. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении) | Март |
«Волшебная дудочка» Цель. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию | Апрель |
Май | |
Совместная работа с родителями и педагогами | |
Консультация для родителей «Истоки русской народной культуры». Подготовить картотеку народных игр. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Развлечения «Рождество», «Широкая Масленица». Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры. Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Изготовление «Народной газеты». Викторина «Сказки нашего детства». | В течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...