Проект «Рюкзак для добрых пап»
проект на тему
Работа с родителями, особенно с отцами, - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности. Необходимо выработать четкую систему сотрудничества, найти подход к отцам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryukzak_dlya_dobryh_pap_dlya_sayta.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РЮКЗАК ДЛЯ ДОБРЫХ ПАП»
Разработала
педагог-психолог
Р.Ф. Артамонова
г. Покачи
Содержание
- Информационная карта проекта.
- Проект «Рюкзак для добрых пап».
- Календарный план реализации проекта.
- Приложения.
Введение
Мужчине в семье традиционно предписывается роль кормильца. Зачастую складывается так, что только этим и ограничивается его присутствие в семье. Воспитание же детей почти всегда целиком и полностью ложится на плечи женщины. Вместе с тем, отец и мать, как с юридической, так и с психологической точки зрения – партнеры. Равноправие супругов выражается в распределении их прав и обязанностей, участии в воспитании детей и ответственности за них.
Между тем, многие современные женщины все меньше времени уделяют семье и непосредственно воспитанию детей. Они наравне с мужчинами пытаются реализовать себя, делают карьеру. Отцы берут при этом часть домашних обязанностей на себя, занимаются воспитанием детей.
И в том и в другом случае возникают определенные проблемы в отношениях ребенка и отца. В первом случае – из-за неучастия папы в жизни своего чада, а во втором – из-за банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» отец.
Можно утверждать, что ребенок, в силу обстоятельств обделенный любовью родителей или даже одного их них, например отца. Вряд ли научится дарить и понимать ее в дальнейшем. Потеряв доверие к отцу, он может утратить доверие ко всем людям и вырасти человеком, не умеющим любить, доверять и по-настоящему заботиться о других. Детская «недолюбленность» может проявиться уже у повзрослевшего человека, ведь с течением времени «дефицит любви» не исчезает, тоска по отцовской любви оборачивается неврозами, стремлением привязать к себе окружающих любыми способами.
Залогом успеха мужчины как отца является его причастность к жизни малыша. Отец для своего ребенка – источник информации о мире, технике, труде людей. Тесное общение с папой положительно влияет на общее развитие малыша. Так, у сына благодаря контактам с отцом формируются истинно мужские черты – способность принимать ответственные решения, проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым, крепнет внутренняя уверенность и сила. Также роль отца важна для половой самоидентификации мальчика. Родитель
является для него своеобразной моделью-примером для подражания. Поэтому так важно, чтобы между папой и ребенком как можно раньше установились доверительные, партнерские отношения. Девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начинает искать себе супруга, похожего на отца. Отец помогает девочке более адекватно вести себя с мальчиками, сформировать устойчивую самооценку.
Однако для того, чтобы выполнять все эти функции, родителю необходимо заниматься самовоспитанием, пересматривать свои взгляды на успешное отцовство, сложившиеся в обществе модели роли отца в семье. В зависимости от возраста мужчины отцовские чувства к ребенку и понятия о правильных методах воспитания имеют разный характер. Чем позднее у него появляются дети, тем больше он им сопереживает и понимает их, тем больше вероятность того, что его стиль воспитания будет гуманно-демократическим. Такие отцы получают удовольствие от общения, игр и занятий с ребенком, стремясь передать ему все лучшее, чем владеют сами.
В воспитании ребенка, здорового как физически, так и психически, особое значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом, психологическая атмосфера в семье, согласованность в требованиях и подходах к воспитанию малыша.
Чтобы помочь папам быть не просто кормильцем семьи, но и участником воспитания собственного ребенка, призван психолого-педагогический проект «Рюкзак для добрых пап», разработанный мной и дополненный специалистами ДОУ.
Работа с родителями, особенно с отцами, - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности. Необходимо выработать четкую систему сотрудничества, найти подход к отцам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребенка.
Данная работа строится на основе системного подхода к взаимодействию ДОУ и семьи.
Актуальность проблемы:
- Смена приоритетов. Мужчины склонны находить себя скорее в работе, чем в семье. Они считают, что карьера, зарплата и должность определяют степень их значимости.
- Утрата чувства долга и преданности.
- Потеря ощущения себя частью общества. Склонность к индивидуализму.
Цели проекта:
- Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье.
- Психолого-педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможности в воспитании здорового успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистичного сотрудничества с матерями и детьми в семье.
Задачи проекта:
- Интерпретация и доведение до отцов воспитанников ДОУ психолого-педагогической и юридической информации о воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
- Информирование отцов об их правах и обязанностях в воспитании детей.
- Воспитание чувства уверенности в своих силах.
- Обмен опытом по укреплению организма и физическому воспитанию сына или дочери, воспитанию воли и дисциплинированности.
- Повышение эффективности в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Знакомство с организацией занимательного развивающего досуга с детьми.
- Сотрудничество детского сада с отцами воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.
Продолжительность проекта:
2 года.
Гипотеза:
Отношение между ребенком и отцом более успешно, если он научится любить, понимать ребенка и принимать таким, какой он есть.
Концепция:
Равенство в воспитании детей означает взаимное уважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Уважение к отцу – вера в его способности, отношение к нему как к человеку, имеющему право на самостоятельные решения.
Критерии оценки эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:
- Изменения в жизни семьи:
- увеличение времени совместных дел взрослых и детей (рисование, беседы и др.);
- упрочение семейных традиций (день рождения, походы в кинотеатр, музеи, домашние дела и т.д.);
- упрочение контактов между членами семьи;
- улучшение микроклимата в семье (эмоциональные контакты);
- установка на выполнение семьей воспитательной функции.
2. Изменения взаимоотношений между воспитателями и родителями:
- повышение эффективности взаимодействия (интенсивность контактов, избирательность, инициативность, содержательность, эмоциональная окрашенность);
- рост активности членов семьи в педагогическом процессе;
- повышение готовности педагогов к взаимодействию с членами семьи, преодоление боязни контактов.
3. Изменения в педагогическом процессе:
- создание стабильного детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по опыту работы с семьей в методическом кабинете;
- обобщение опыта взаимодействия с семьей и опыта семейного воспитания.
Ожидаемый результат:
- неформальные отношения с семьями воспитанников;
- выработка навыков и умений ставить конкретные задачи в работе с отцами (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбор адекватных методов и форм;
- обученность коммуникативным навыкам;
- установление делового взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и отцами;
- знание особенностей семьи;
- повышение педагогической компетентности отцов.
Направления работы:
- изучение особенностей семьи и воспитания ребенка, установление контактов с семьей;
- включение отцов в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию;
- включение в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение;
- обогащение опыта специализированными знаниями, повышение педагогической компетентности.
Методы и формы.
1. Диагностика семьи (отцов) для оказания помощи в выборе правильных методов и приемов воспитания: наблюдение; анкетирование; беседы; тесты (психолог + педагог); посещение на дому; письма (звуковые), видеозаписи, поделки, рисунки для детей.
2. Индивидуальная работа: беседы; домашние задания, получаемые через родительские уголки (групповые и общие), ширмы, папки-передвижки, вертушки, стенгазеты, листовки; анкетирование (опрос); консультации психолога и других специалистов; посещение занятий; памятки для отцов.
3. Коллективная работа: родительский комитет; практикумы; семинары-практикумы; лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглые столы); родительские собрания.
Этапы организации работы с отцами.
- Подготовительный.
- Знакомство педагога с отцами воспитанников, их проблемами в воспитании детей.
- Диагностика семьи детей посещающих группу (анкетирование, опросы, беседы и т.д.) по направлению:
- состав семьи, профессия, образовательный уровень;
- общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (тон обращений друг к другу, характер отношений
- что отцы считают важным в воспитании;
- что является предметом основной заботы отцов (здоровье, умственное развитие и т.д.);
- уровень психолого-педагогических знаний и практических умений;
- система воспитательных воздействий;
- организация совместных форм деятельности в семье (участие во всех семейных делах), вовлечение в них ребенка;
- вопросы дополнительного образования ребенка;
- социальный заказ отцов (с учетом их финансовых возможностей).
1.2. Планирование работы с отцами:
- раздел в годовом плане (специальные экспозиции, совместные занятия, фотовыставки, передвижные библиотечки, информационные стенды, реклама, печать; организация совместных праздников и мероприятий);
- планы специалистов;
- планы работы родительского комитета.
II. Организационный этап.
1. Формирование базы данных по результатам анкетирования, опросов отцов.
2. Создание условий для внедрения плана работы с отцами.
3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и отцов.
III. Практический.
1. Работа педагога по формированию у отцов специальных знаний по детской психологии и педагогике:
- дни диагностики;
- круглые столы;
- совместные занятия, открытые показы;
- система консультаций;
- семинары-практикумы;
- домашние задания;
- родительские собрания.
2. Совместная деятельность в системах «педагог - ребенок», «ребенок – отец», «отец – педагог»:
- праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные);
- экскурсии, походы, целевые прогулки;
- участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно – изобразительного творчества);
- субботники, акции;
- мероприятия по улучшению материальной базы группы.
IV. Отслеживание результатов.
1. Анкетирование, опрос отцов и педагогов.
2. Обобщение и распространение опыта отцов в воспитании (через печать, рекламные буклеты, круглые столы)
3. Анализ эффективности работы с последующей ее корректировкой.
План работы с родителями с целью повышения роли отца в семье
Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Рекламный блок | |||
Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа | Оформление гостиной для родителей. Презентация группы (новоселье). «Ярмарка» поделок, изготовленных руками отцов и детей. Благотворительные акции: «Поможем тем, кто рядом» - помощь отцов в изготовлении кормушек для птиц. | В течение года Сентябрь Февраль Ноябрь | Воспитатели ----//--- Воспитатели, родительский комитет ---//--- |
II. Работа с семьями воспитанников | |||
Формирование банка семей | Социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье (анкетирование отцов, тестирование). Индивидуальные беседы, консультации с родителями вновь поступивших жетей. | Сентябрь | Воспитатели, педагог-сихолог, заведующий, заместитель заведующего по УМР |
Знакомство с нормативными документами (беседы) | Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Устав МАДОУ, Правила поведения в группе. | В течение года | Заведующий, воспитатели |
Анкетирование, тесты | Анкета для отцов. | В течение года | Воспитатели, педагог-психолог |
Родительские собрания | Родительские собрания: «Возрастные особенности детей шестого года жизни», «Возрастные особенности детей седьмого года жизни», «Наши планы на учебный год». Семинар-практикум «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков личной безопасности и умения действовать в чрезвычайных ситуациях». Круглый стол «Вот и стали мы на год взрослей», «На пороге школы». | Октябрь Февраль Апрель | Воспитатели, педагог-психолог Воспитатели, педагог-психолог |
Дни открытых дверей | Посещение занятий родителями воспитанников. Экскурсии по детскому саду, группе. День семьи. | В течение года В течение года Апрель | Воспитатели, заместитель заведующего по УМР, специалисты |
«Почта доверия» | Индивидуальные консультации специалистов ДОУ. | В течение года | Воспитатели, педагог-психолог специалисты, медицинская сестра, заведующий |
Родительские гостиные | Спектакли с участием родителей. | В течение года | Воспитатели, специалисты, родительский комитет |
Помощь родителей группе | Спонсорство. Участие отцов в проведении утренников, развлечений, досугов. Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, костюмов к праздникам и развлечениям. Помощь в размножении и печати педагогической литературы. Фотоуслуги. | В течение года | Воспитатели, родительский комитет |
III. Совместное творчество детей, отцов и педагогов | |||
Привлечение родителей к участию в деятельности группы, ДОУ | Работа родителей в творческих проектах педагогов. «Гость группы» (знакомство с интересными профессиями отцов). Семейные газеты: «Воспоминания о лете», «Я и мой папа», «Я и моя мама», «Мой домашний любимец». | В течение года ---//--- ---//--- ---//--- | Воспитатели, специалисты |
Творческие выставки | Фотовыставки: «Семья весела детьми» или «Дружная семья гору сдвинет». «Папы всякие нужны!». Выставки совместных с отцами творческих работ: «У осени в корзинке» или «Это сделано руками наших пап». «Мастерская Деда Мороза». «Рождественский вернисаж» Выставка поделок из природного и бросового материала, посвященная Дню Земли. | Октябрь Февраль Сентябрь Декабрь Январь Апрель | Педагоги, родители воспитанников |
Досуговые мероприятия | Праздники: «Лоскутные чудеса» или «Осень золотая»; «День матери» «В гости к Дедушке Морозу!»; «Поздравим наших мам!». Развлечения: День здоровья; «Игры моего детства»; «Вместе весело нам жить!»; «Папины дочки-сыночки»; «Рождественские святки»; «Кем работает мой папа»; «Джентльмен - шоу»; «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Кто в доме хозяин?»; «Как мы маме помогаем». Игры в шашки. «Богатыри земли русской»; Масленица; День смеха; День Победы; Весенняя ярмарка. | Октябрь Ноябрь Декабрь Март Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель В течение года Февраль Март Апрель Май ---//--- | Воспитатели, музыкальный руководитель, родительский комитет. Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, родительский комитет. |
IV. Педагогическое просвещение родителей | |||
Наглядная педагогическая информация | Информационные стенды: «Воспитание успешного человека»; «Если ребенок вновь твердит Вам: «Я хочу!»; «Учите детей общаться»; «Советы родителям. Делать или не делать?»; «Характер ребенка зависит от Вас»; «Самоуважение. Как его воспитывать?»; «Зачем дошкольнику компьютер?»; «Повышение роли отца в семье»; «Как правильно общаться с ребенком»; «Ругать или поощрять? Врет или фантазирует?»; «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием». «Здоровье»; Прививка: «за» и «против»; Замерзание; Пищевая аллергия у детей; Скоро лето. Что такое перегревание; «Рисунок – зеркало детской души»; «Ошибки семейного воспитания»; «Советы заботливым родителям»; Папки – передвижки: «Дети учатся жить»; «Правила личной безопасности»; «Ответственность взрослых – гарантия безопасности детей»; «Это интересно…»; «Безопасные шаги к безопасной дороге»; «Праздник в доме». | В течение года | Воспитатели группы, старшая медсестра, педагог-психолог |
Консультирование | Индивидуальное (по запросам родителей). Консультации: «Каков ваш ребенок от 5 до 6 лет», «Каков ваш ребенок от 6 до 7 лет»; «Роль отца в жизни ребенка»; «Роль отца в воспитании ребенка»; «Детям необходимы дружба и одобрение отца»; «Какие мы папы»; «Папа – лучший друг ребенка»; «Виды деятельности, способствующие участию мужчин»; «Не забудьте про мужчин». | В течение года | Педагоги ДОУ, заведующий, заместитель заведующего по УМР, педагог-психолог, воспитатели группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...