Статья "Активизация свободной игры" Старшая группа
методическая разработка (старшая группа) на тему
Игровые взаимодействия между детьми и взрослыми в сюжетно-ролевых играх и играх с правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активизация свободной игры | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Активизация свободной игры»
(старшая группа)
Воспитатель: Павленко Л.М
МБДОУ№22 г. Красноярск 2015г.
Игра является чрезвычайно привлекательной самоценной деятельностью для дошкольника. Именно игра обеспечивает возникновение уже в дошкольном возрасте независимого от взрослых «детского общества», построенного на свободном общении равных. Игра, как и другая деятельность, не возникает у ребенка сама собой, а передается ему людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Ребенок как бы втягивается в мир играющих людей. Старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на допустимом их уровне, проникаясь в целом духом игры.
Наши современные дети имеют мало шансов приобщиться к игре естественным образом, т.к. группы разделены по возрасту и разновозрастных групп очень мало. На разобщение влияет и однодетные семьи, а дворовое и соседское общение затруднено, а так же исчезновение дворов, занятости детей в секциях, кружках и т.п. Сильным фактором разобщения детей стал телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени. Таким образом, воспитатель должен заменить братьев и сестер, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями, чтобы активизировать самостоятельную игру детей. Чтобы осуществить эту задачу, взрослому надо играть вместе с детьми. Взрослый должен развернуть игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. Некоторые буржуазные авторы утверждают, что фантазия ребенка богаче и сильнее, чем у взрослого. По их мнению, игры, основанные на «чистом воображении», полностью оторваны от действительности. Ушинский еще в позапрошлом веке возражал против такого взгляда на детское творчество. Он писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека….. Но
дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшийся душой, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой». Сильная личность одного ребенка может влиять на характер игры других детей. Например: Сава в группе лидер. Он управляет и подчиняет себе детей. С ним никогда не спорят и играют в его игры.
Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. Практика показывает, что игровые взаимодействия воспитателя с детьми гораздо труднее, чем, например, провести обучающее занятие. Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами.
Остановимся на условиях формирования сюжетной игры. Взрослый должен строить игру таким образом, чтобы на соответственном возрастном этапе ставить детей перед необходимостью использовать новый более сложный способ ее построения. Для того, чтобы втягивать детей в игру, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства воспитателя вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж. В игре зависит привлекательность совместной деятельности с взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Руководствуясь разработанными методами (Михайленко и Коротковой) игровых взаимодействий между детьми и взрослыми в разных возрастных группах, можно составить краткую схему для своей группы. В данном случае старшего возраста.
Задачи:
- Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров.
- Прислушиваться к мнению партнеров и учитывать его.
- Комбинировать игры.
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми.
1.Втягивать детей в игру-придумывание.
2.Переходить от частичного изменения к построению совсем новых сюжетов в игре.
Структура сюжетов.
1.Это когда комбинируются события и персонажи из разных сказок, и реального опыта, и элементы из разных сфер жизни.
2.Сюжетная схема волшебной сказки – структурное основание для совместной игры взрослого с детьми.
Определив для себя все эти задачи, начать совместную игру можно двумя способами.
- Взрослый может предложить детям поиграть или начать самому игру, в процессе ее привлечения наблюдающих детей и предложения им включиться в игру. Например: Предложила двум детям Роме и Саше построить пароход из стульчиков и отправиться в путь вместе с ними. Подходит Сава и спрашивает; Во что мы играем.
- Можно подключиться уже к начатой ребенком игре и, погрузившись в воображаемую ситуацию, определенную ребенком, развернуть игру таким образом, чтобы решать педагогические задачи. Например: Девочки играли в магазин. Я взяла куклу и сумку и пришла к ним за покупкой. Использую для себя подходящую тактику.
1.Игра – придумывание.
2.Игра – фантазирование.
Развертывание сюжета осуществляется чисто в речевом плане. Исключая предметно – игровые и ролевые действия.
- Втягивать в игру только по желанию.
- Включаться в нее как равноправный участник.
- Предложить каждому участнику игры высказать свои предложения по поводу возможного развития сюжета.
- Предоставить детям, самим распределять роли и играть.
- Использовать мотивы сказочных сюжетов, своим участием давать образцы комбинирования сказочных фантастических элементов, давая толчок детскому творчеству.
- По необходимости изменить сложившиеся между детьми неблагополучные отношения использовать жребий, считалки.
- Использовать свою привлекательность как интересного партнера, чтобы соединить с детьми в игре отвергаемого группой ребенка.
Недопустимо вмешиваться в отношения между сверстниками, сложившиеся в детской группе, требуя от детей принять какого – либо ребенка в их игру или «назначая» кого – либо на главную роль. Например: Дети показывали кукольный театр. И когда нашлось много желающих поучаствовать, а дети их не принимали, как артистов. Я предложила принять их в игру. И тогда игра быстро распалась.
Если говорить об игре с правилами, то это свернутая форма сюжетной игры. Эти виды игр развиваются параллельно, независимо друг от друга. Играя с детьми, воспитатель должен занимать позицию заинтересованного партнера и одновременно служить контролирующей инстанцией, побуждая своими комментариями к соблюдению правил. Важно также, чтобы взрослый своими комментариями показывал детям, что у каждого есть возможность достижения успеха если не в данной игре, то в следующей. Чтобы сформировать игру, нужно придумывать новые правила игры, уметь договариваться об общих правилах, предлагать возможные варианты правил. Используя все игровые приемы взрослого в игре с детьми, позволяет одновременно сформировать у них соответствующие игровые умения. Это в свою очередь обеспечит детям возможность развертывать самостоятельную игру в соответствии с их желаниями и интересами, игру, раскрывающую его индивидуальность.
Литература: Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми, свободной деятельности детей 1 младшей группы
Работа с детьми 1 младшей группы летом в течение недели...
Путешествие по городу Свободному (НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи)
В настоящее время происходят глубочайшие изменения в мировом сообществе, и в этот период нестабильности одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание; возникает...
«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...
Мастер класс СРЕДНЯЯ ГРУППА Конструирование в свободной деятельности детей
методы и виды работы по конструированию с детьми в свободной деятельности...
Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»
- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности детей, умение рассуждать, делать выводы- развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...
Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»
- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности детей, умение рассуждать, делать выводы- развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...
Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»
Задачи: - совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности детей, умение рассуждать, делать выводы- развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую мото...