Неделя игры и игрушки в детском саду
консультация на тему
Возрастные особенности развития игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя игры и игрушки в детском саду
Возрастные особенности развития игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассматривая игру в современном понимании- это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Проблема игры исследовалась многими авторами: П.П. Блонский, Ш.Бюллер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж Пиаже, С.Н. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности, развитии отдельных психических процессов и функций и овладение социальным опытом.)
По мнению исследователей у истоков развития игры лежит овладение ребенком предметном миром. В дошкольном детстве ребенок находится в такой психологической ситуации, когда «превращает способ действия взрослого в содержание собственного действия; действуя как человек по отношению к предмету, он осознает его как человеческий предмет.
Рассматривая игру в онтогенезе необходимо выделить ее основные моменты развития.
- Манипуляция- осуществляется в процессе обследования предметов. Это все хватательные движения, повороты и цепные движения.
- Действие с предметами. Это – познание физических свойств вещей и предметов.
- Предметная деятельность (ведущая с 1 года до 3 лет.)
- Самостоятельная деятельность ребенка (примерно после 1 года) с предметами и игрушками начинает протекать в форме отобрази тельной игры. Это когда отдельные предметно, специфические операции, переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта (ребенок в 8-месяцев рассматривает куклу, ее одежду, волосы. А в год прижимает куклу к себе, покачивает ее подражая действиям взрослого.)
- Сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность детей 3- 7 лет. В процессе сюжетно- ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ведущим видим деятельности игра становится потому что вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы; мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.
Первоначальным мотивом игры ребенка выступает игровое действие, возникающее на основе развивающейся потребности в овладении ребенком предметным миром. Постепенно в игре ребенок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.
Тема игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например «семья», «почта» и т.д.)
Сюжет определяют события, которые изображаются в игре в определенной последовательности. Внутри одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Например, игра в «магазин» может быть игрой в овощной магазин, универсам или универмаг и т. п.
Рассматривая особенности игровой деятельности детей с ЗПР можно сказать, что там присутствуют те же стадии развития игры, что и в развитии нормального ребенка.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с ЗПР оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно деловым общением со взрослыми.
Низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребенком предметными действиями. Поэтому к 3 годам предметная деятельность детей с ЗПР оказывается несформированной. Они обнаруживают значительную беспомощность в мире окружающих предметов, не знают их назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию. Кроме этого у них наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально- коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками неумение привлечь их к совместной деятельности и согласовать с ними действия. Вот почему в группе детей с ЗПР игре необходимо уделять особое внимание.
Таким образом, игра действительно социальна по своему происхождению, как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе отдельного ребенка.
Игровые действия детей связаны именно социальными отношениями. Дети не играют даже с самыми привлекательными предметами, пока не уяснят себе их функциональные значения, не определят отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, т. е. свои ролевые действия.
Для анализа игры выделяют 4 группы показателей:
Содержание игры
1. Как у играющих возникает замысел?
2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей?
3. Насколько разнообразны поставленные ребенком игровые задачи?
4. какова степень самостоятельности детей при выборе замысла и постановке игровых задач?
Способы решения детьми игровых задач
1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
2. Какова степень обобщенности игровых действий с игрушками?
3. Присутствуют ли в игре игровые действия с предметами – заместителями и воображаемыми предметами и какова степень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач?
4. Принимает ли ребенок на себя роль?
5. Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия?
6. Присутствуют ли в игре ролевые высказывания?
7. Присутствует ли в игре ролевая беседа, какова степень ее содержательности?
Взаимодействие детей в игре
1. Вступает ли ребенок во взаимодействие?
2. Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику?
3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?
4. Какова длительность взаимодействия детей в игре?
Самостоятельность детей в игре
1. При определении содержания игры выясняется самостоятельность детей в выборе замысла.
2. Постановка игровых задач.
3. Учитывается, насколько дети самостоятельны в выборе предметных и ролевых способов.
4. По чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.
Игра дошкольника- это важная сторона жизни ребенка. Рассматривая более детально особенности дошкольного возраста, необходимо обратиться к игре еще раз- ведь именно в этом возрасте она является ведущей деятельностью ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения «Недели игры и игрушки» в средней группе детского сада.
Обычно в октябре-ноябре месяце во всех дошкольных учреждениях проводятся недели игры и игрушки. Хочу поделиться своим опытом проведения одной из таких недель....
Презентация "Проведение недели игры и игрушки в продготовительной группе детского сада"
Презентация "Прведение недели игры и игрушки в подготовительной группе детского сада"...
План недели игры и игрушки в средней группе детского сада
Активизация самостоятельной деятельности детей с нарушением зрения в процессе игры, оказывающей большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования...
Методические рекомендации к проведению недели "Игры и игрушки в детском саду"
Методические рекомедации...
Игры и игрушки в детском саду
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. У большинство людей детство ассоциируется с любимой игрушкой. Игр...
Неделя игры и игрушки в детском саду
Информация для родителей...
Игры и игрушки в детском саду
Презентация...