Выступление на семинаре "Наглядно - информационные формы взаимодействия с родителями". 2013 г.
методическая разработка

Рябцова Виктория Витальевна

Выступление на семинаре "Наглядно - информационные формы взаимодействия с родителями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenienaglyadno-inform.formy_raboty_s_roditelyami._.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»

Выступление на муниципальном семинаре для молодых специалистов «Общение педагога с родителями», на базе гимназии № 22.

Тема :Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Подготовила : Рябцова В.В.

г.Нижнекамск, октябрь 2013

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1.  Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
  2. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии,
  • выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:

  • натурная,
  • изобразительная,
  • словесно-образная,
  • информационная.

Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
  • материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:

  1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
  2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
  3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
  4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
  5. Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.

Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой (Приложение 22. Стенгазета «Уголок для родителей»).

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. (Приложение 24. Папка-передвижка «Родителям на заметку).

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
  • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные и наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Информация о  формах взаимодействия ДОУ и родителей...

"Наглядно -информационные формы взаимодействия с родителями". Папки - передвижки.

Информация для родителей  в детском саду представлена в различных вариантах - это и стенды, и брошюры, и буклеты, и папки - передвижки. В современном обществе изготовить подобные вещи не составля...

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

В материале излагаются основные задачи наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями; приводятся примеры, варианты названия и оформления родительских уголков в группах....

Консультация для педагогов: "Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями"

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильне...

Наглядные информационные формы взаимодействия с родителями

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить дея...

Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»

   Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...

«Информационные стенды Padlet как наглядно- информационная форма взаимодействия с родителями в ДОУ»

Web сервис Padlet представляет собой виртуальнуюстену, на которую можно прикреплять фото, файлы,ссылки на странички интернет, заметки. Это можетбыть приватный проект стены, моделируемая стена снесколь...