Доклад
статья на тему
Доклад "Музыка в режимных моментах в адаптационный период дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Музыка в режимных моментах в адаптационный перид дошкольника" | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыка в режимных моментах в адаптационный период дошкольника
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна. Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Многолетние исследования показали, что положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация. Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс у ребёнка и помочь ему успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Чтобы смягчить кризисные явления в период адаптации, необходимо привести в порядок в первую очередь эмоциональное состояние ребёнка. А это значит нужно создать в новом пространстве ребёнка атмосферу любви и защищённости, все условия для комфортного душевного самочувствия. Одним из условий действующих положительно на эмоциональную сферу ребёнка является музыкальное воздействие. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка может оказывать определенное влияние на эмоциональное состояние малышей.
Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Доказано, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение, а умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку в его деятельности.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Воздействуя на ребёнка, музыка непосредственно обращается к его душе, миру его переживаний, настроений. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о его переживаниях, чувствах, мыслях…Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее использования в жизни детей. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать и необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально – ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде.
Для создания положительного эмоционального настроя детей рекомендуется использовать музыку во всех областях непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в часы досуга, во время игр, на прогулке.
Музыкальный руководитель должен с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар, в который входит народная, классическая и современная музыка. Прививая детям любовь к музыке, музыкальный руководитель должен всячески поощрять детей к творчеству. Если дети полюбят музыку, и музыка станет звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты их общей совместной деятельности, то это будет способствовать развитию радостной и комфортной атмосфере в группе. Поэтому педагог, понимая воспитательную силу музыки, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы. Вся музыкальная деятельность, выраженная в пении, танцах, музицировании на музыкальных инструментах, ритмодекламации рассматривается как стимулятор собственной творческой активности и является ведущим принципом в процессе коррекционной работы. Ребёнку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкально - предметно - развивающая среда в каждой группе детского сада. В каждой группе необходимо иметь минимальный набор музыкальных, шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные предметы, музыкально-дидактические игры, флажки, султанчики, кассеты и диски с музыкой композиторов, детскими песнями, поющие и движущиеся игрушки и т. д. – всё это должно быть с учётом возрастных особенностей детей.
Используя музыкальное сопровождение в организации режимных моментов, адаптационный период ребёнка может протекать успешнее. Музыка, используемая в режимных моментах детского сада должна соответствовать характеру протекающей деятельности детей. Спокойная и радостная музыка сопровождает игровую деятельность, под звуки нежной и тихой музыки дети засыпают, зарядку сопровождает бодрая и энергичная музыка и т.д. Являясь фоном в режимных моментах, музыка, не раздражая детей, должна гармонично и естественно поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Правильно и грамотно подобранный песенный и музыкальный материал способствует развитию у детей организованности, воспитывает у детей положительную реакцию на просьбы педагога – дети быстро засыпают и без капризов просыпаются, охотно выполняют утреннюю зарядку, убирают за собой игрушки, за столом тихо и аккуратно кушают и т.д.
Детская авторская песня, классическая и современная музыка активно соучаствуют в воспитательном процессе детского дошкольного учреждения. Однако есть пласт музыкального искусства, который переплетается с жизнью малыша очень тесно и воздействует на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка более тонко и естественно. Это музыкальное народное творчество.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.) Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком. Интонация голоса в одних случаях успокаивает. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, в других – бодрит – это потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они начинают ассоциироваться у него с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народного музыкального фольклора на умственное и познавательное развитие ребенка. Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика.
Итак, использование музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей.
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя, а пространство дошкольного учреждения станет для ребёнка комфортным и защищённым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...