Разработка и реализация форм взаимодействия МБДОУ № 19 с социальными партнерами
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №19» педагогический проект «Разработка и реализация взаимодействия МБДОУ №19 с социальными партнерами» Работу выполнила: Субботина Олеся Геннадьевна, Воспитатель МБ ДОУ №19
Добрянка 2015 г. Разработка и реализация взаимодействия МБДОУ №19 с социальными партнерами Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, научно-практический Участники проекта: семья, педагоги, администрация МБДОУ, воспитанники МБДОУ № 19 Вступление Система дошкольного образования, как из одного института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ. В процессе взаимодействия в системе образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские учреждения. Выделяют два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами: - обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень) - обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень) В своем проекте я буду разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность МБДОУ внутренний уровень социального партнерства. Цель проекта – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса. Поставленная цель будет решаться через задачи: - создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества (в нашем конкретном случае со стороны МБДОУ, в первую очередь, и социальных организаций города и области) - содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей; - формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка; - укреплять психологическое здоровье детей и родителей; - повышать уровень психического благополучия родителей и детей - создать условия в коллективе МАДОУ по организации взаимодействия с семьей - разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенные на принципе субъектно-субъектного взаимодействия) - организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ, как полноправных участников образовательного процесса. Гипотеза Субъектно - субъектное взаимодействие МБДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья». Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно -образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. Задачи данного этапа: 1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства; 2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») 3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Задачи данного этапа: 1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. 3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада; 4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями. 5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов. 6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей 7.Разработка методических материалов для реализации данных проектов; 8.Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом. Третий этап– заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: 1. Проведение анализа проделанной работы; 2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования. 3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом. ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ 1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: - осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; - включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности; - ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует: - обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения; - определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; - совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; - согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него; - соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса; 3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: - выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; - единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе; - обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок; - обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении; - опору на положительные стороны родите лей и детей; - раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; - принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; - подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем; - принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; - создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях. - доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 4. Научно практический принцип - создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта; - организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами; - организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта ; 5. Индивидуальный подход Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 6. Динамичность Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Формы работы по проекту Традиционные: * Родительское собрание * День открытых дверей * Совместные дела семьи и учреждения * Опосредованное взаимодействие * Родительские конференции, сходы, съезды * Консультации (тематические и индивидуальные) * Семейные праздники * Посещение на дому * Горячая линия * Организация библиотеки для родителей * Анкетирования родителей * Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа Инновационные * Семинары для родителей * Групповые тренинги * Семейный клуб * Родительский клуб * Социально-психологические тренинги * Диспут-размышление * Индивидуальная терапия * Выпуск педагогического журнала
Ожидаемые результаты: * Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса; * Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; * Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; * Сплоченность семьи как системы * Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста. * Психическое и личностное развитие всех участников проекта. Критериальная система оценки эффективности социального взаимодействия ДОУ с семьей
Критерий 2 Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ
Примерное планирование поэтапной реализации проекта Первый этап – подготовительный Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
Второй этап - практический Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
Третий этап– заключительный Подведение итогов социального партнерства
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи, научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей на тему “Социальный портрет семьи” и анализ детских рисунков на тему “Моя семья”, “Мой дом”, что помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается. Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь. Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы: Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике. Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п. Четвертая группа – родители, полностью отдавшие воспитание своих детей бабушкам или приходящим няням.
Предполагаемый результат: Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать: - повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; - формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ; - установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей. Список литературы 1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994. 2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991. ИПК, 2006. – 95 с. 3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей- М.Просвещение,2005. 4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006. 5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007. 6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001. 7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004. 8. ФГОС ДОО - проект |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия ГДОУ с социальными партнерами
Сетевой долгосрочный проект...
"Система взаимодействия ГДОУ с социальными партнерами"
Сетевой долгосрочный проект по организации взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнёрами в рамках приоритетного направления ООП ДОУ....
Отчет по взаимодействию с родителями (социальными партнерами).
В семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, ...
Перспективный план взаимодействия с родителями, социальными партнерами (средняя группа)
Родительские собрания, анкетирование,консультации, акции, взаимодействие с социальными партнерами, экскурсии к светофору (инспектор ГИБДД)....
Отчет по взаимодействию с родителями (социальными партнерами).
В семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, ...
"Скоро в школу" проект взаимодействия ДОУ с социальными партнерами
Проект взаимодействия детского сада с социальными партнерами...
Авторская разработка по реализации задач взаимодействия детского сада с семьями через социальную сеть WhatsApp.
Для продуктивного взаимодействия ДОУ с родителями нашим детским садом была разработана и внедрена дистанционная форма работа с родителями. Организуя конференц связь через социальную сеть WhatsA...