программа по самообразованию 2013-2015 г.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа по самообразованию 2013-2015 учебный год.Отчет о проделанной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovnaya_2.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования воспитателя
Хамидуллиной Гульнары Рифкатовны
по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Нижнекамск 2013 г.
Ф.И.О. педагога | Хамидуллина Гульнара Рифкатовна |
Образование | Высшее. ФГБУО ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» направление педагогическое образование |
Специальность | Воспитатель дошкольного отделения |
Учреждение | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Стаж педагогической работы | 21 год |
Категория | Первая |
Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по изучению проблемы влияния устного народного творчества на развитие познавательных, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить значение устного народного творчества на развитие познавательных, коммуникативных навыков детей.
2.Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокращая период адаптации.
3.Прививать культурно-гигиенические навыки средствами устного народного творчества.
4.Приобщать детей к народному фольклору, увлечь народными сюжетами.
5.Приобщать родителей к процессу развития и воспитания ребёнка средствами устного народного творчества.
Актуальность проблемы:
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка, повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих навыков у детей.
Через устное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа.
Использование в работе с детьми народного фольклора создает уникальные условия для развития мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2013-2014 учебный год | |||
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | |
1. | Подбор и изучение научно-методической литературы - Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. - Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. - Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. - Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. - Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. -В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор» 2004 Разработка и отбор игрового и дидактического материала с использованием народного творчества.
| Сентябрь 2013 г. Ноябрь 2013г. февраль 2014г. Февраль2014г. май 2014г. | |
II ЭТАП РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ 2014-2015 учебный год | |||
№п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | |
I II III | Проведение мониторинга Работа с детьми. Использование устного народного творчества в разных видах деятельностей (Режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, дидактические игры, народные игры, хороводные игры) Роль потешек в эмоционально положительном общении с каждым ребенком
Использование пестушек, как средства положительного эмоционального контакта с детьми в период адаптации.
Развиваем внимание и наблюдательность, используя заклички к объектам природы.
Используя считалки - развиваем коммуникативные навыки и речь.
Развиваем познавательные способности через загадки.
Сказка, средство нравственного и умственного воспитания дошкольника.
Через игры народов Поволжья приобщаемся к культуре своего народа
Работа с родителями
Организационно-педагогическая работа
| Сентябрь2014 г. В течение 2014-2015 года Октябрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Декабрь 2014 г. Январь 2015г. Февраль 2015 г. Март–апрель 2015г. Май 2015 г. В течение 2015 учебного года. Сентябрь2014г. май 2015 г. Февраль 2015 г Март2015 г. Май 2015 г. Май 2015 г. | |
III КОНТРОЛЬНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП | |||
1. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет - конкурсах педагогического мастерства. 2. Отчёт о реализации программы по самообразованию на 2013-2015 учебный год. 3. Проведение самоанализа о проделанной работе. Планирование педагогической работы на следующий учебный год. | Май2015г. |
Отчет о проделанной работе
Работу над своей методической темой я начала с изучения научно-педагогической литературы о влиянии устного народного творчества на развитие и воспитание детей, а также с создания условий в предметно-развивающей среде. Обновила «уголок ряжения и любования», пополнила атрибутами уголок театрализованной деятельности (пальчиковый театр по сказке «Теремок», театр – фланелеграф по сказке «Заюшкина избушка», настольный театр по сказке «Колобок»). Также была оформлена картотека с устным народным творчеством: потешками, пестушками, закличками, загадками. Были изготовлены дидактические игры по мотивам русских народных сказок: «Сложи сказку», «Из какой сказки герой», «Что сначала, что потом». Совместно с родителями сшили шапочки, изготовили маски для инсценировок сказок и потешек. Книжный уголок пополнили художественными произведениями с устным народным творчеством. Дети с удовольствием рассматривали книжки, картинки с потешками, сказками, проговаривали отдельные слова и фразы.
Использование в своей работе малых жанров народного фольклора помогли мне наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации их к условиям детского учреждения. В период привыкания к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Выразительное рассказывание потешек, пестушек помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатии к малознакомому человеку - воспитателю. Также широкое использование устного народного творчества в режимных моментах (при умывании, одевании, кормлении, расчесывании, укладывании спать) способствовали более ускоренному формированию у них культурно-гигиенических умений и навыков. Дети стали более самостоятельными, аккуратными.
Применение потешек при выполнении пальчиковых гимнастик и двигательных упражнений способствовали развитию координации движений, развитию общей моторики тела и мелкой моторики рук.
Использование закличек при наблюдении за объектами природы способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти.
Простота и мелодичность звучания потешек помогали детям запомнить их. Они начинали вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Разгадывание загадок способствовало развитию психических процессов: анализа, обобщения, а также развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности.
С помощью малых форм фольклора решались практически все задачи методики развития речи: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народного фольклора привлекали детей, вызывали желание повторить, запомнить, что способствовало развитию памяти, внимания. Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивали словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим осуществлялась важная работа над формированием словаря, его обогащением.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, были выполнены задачи воспитания, развития, образования каждого ребенка.
Вся педагогическая работа, не была бы столь эффективной без участия родителей. С целью обогащения представлений родителей о пользе использования народного фольклора в воспитании детей была предложена консультация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Родителям было рекомендовано большое количество хороводных игр, потешек. В приемной были оформлены папки-передвижки с консультациями на тему «Прививаем культурно-гигиенические навыки, используя устное народное творчество» В папке-
раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми.
Чтобы проанализировать и выявить качество и эффективность своей работы по данному направлению я провела диагностическое обследование детей младшего возраста.
Дети с высоким уровнем: могут с интересом слушать потешки, сказки, при повторном их чтении проговаривают слова, фразы. Вместе с воспитателем могут рассказать потешку, сказку. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках, узнают персонажей из сказок. Проявляют интерес к показу разного рода театров и играм, играм - хороводам.
Средний уровень детей показал, что дети с трудом проговаривают слова и фразы при повторном чтении произведений. С помощью воспитателя рассматривают иллюстрации, не всегда могут назвать о ком (о чем?) эта сказка или потешка. Интерес к хороводным играм кратковременный.
С низкий уровнем дети даже при помощи взрослого не проговаривают слова и фразы при чтении знакомого произведения. При рассматривании иллюстраций не называют героев сказок. Редко проявляют интерес к играм – хороводам.
Диагностика в начале года показала, что в 2014 на высоком уровне было 20% детей, на среднем-40%, на низком уровне-40%. По итогам проделанной работы в 2015 году результат стал выше: на высоком уровне - 20% , на среднем-47% на низком-23%. Анализ показывает, что в работе наблюдается стабильная положительная динамика.
В результате проделанной работы у родителей повысился интерес к использованию малых форм фольклора в развитии детей дома. Родители стали с желанием и интересом разучивать с детьми потешки, читать сказки, разгадывать загадки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект нормотворческой деятельности в образовательной организации на 2013-2015 гг. в соответствии с изменениями федеральной и региональной правовой базы
В связи с изменением федеральной и региональной правовой базы каждый руководитель образовательного учреждения столкнется с тем, что ему необходимо будет разработать план мероприятий по корректир...
Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год
Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"
Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....
План по самообразованию на 2013-2015 гг.
Тема самообразования "Правила дорожного движения детей дошкольного возраста"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» 2013-2015 год
Программа «Веселый оркестр» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Направлена...